ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы школы человеческих отношений и поведенческих наук 5
1.1. Предпосылки формирования неоклассического подхода к управлению 5
1.2. Основные идеи и представители школы человеческих отношений и поведенческих наук 9
2. Специфика применения школы человеческих отношений и поведенческих наук 18
2.1. Актуальность идей школы человеческих отношений и школы поведенческих наук. Достоинства и недостатки концепций 18
2.2. Развитие подходов к управлению человеческими ресурсами на современном этапе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Читать дальше
В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические основы школы человеческих отношений и поведенческих наук. По итогам чего можно сделать следующие выводы:
отношение к человеку в организации постоянно менялось, с развитием теорий менеджмента изначально человек рассматривался как дополнение к машинам, как исполнитель, в последствии человек стал рассматриваться как ресурс организации, что предполагает не только учет его профессиональных характеристик, но и личности
неоклассический подход строится на признании важности человеческого фактора в управлении, отходе от стремления к повышению эффективности организаций через интенсификацию трудовых усилий
предпосылками для формирования школы человеческих отношений стали хотторнские эксперименты Э. Мэйо, в ходе данных экспериментов было установлено, что условия труда не оказывают в полной мере воздействия на результаты труда, в большей мере влияют отношения в коллективе Это позволило обратить внимание на человеческий фактор,
одним из ярких представителей школы человеческих отношений является М. П. Фоллетт, которая указывала на большую эффективность неформального лидерства в коллективе, а также на то, что жесткая иерархия не позволяет достичь эффективного управления
позднее школа человеческих отношений трансформировалась в школу поведенческих наук, которая строится на том, что эффективность организации достигается через максимальное раскрытие потенциала личности
представителем поведенческих наук является Д. Макгрегор, который считал что излишний контроль персонала сказывается негативно на работниках, убивая их инициативность, поэтому важно создавать условия, при которых будет формироваться положительное отношение к труду.
Во второй главе курсовой работы была рассмотрена возможность применения идей неоклассического подхода на современном этапе.
Изучив положения неклассической школы управления, можно сделать вывод, что идеи являются актуальными и на современном этапе, при этом актуальность сохраняет как школа человеческих отношений в разрезе управления групповым поведением в организации, так и поведенческий подход в контексте развития лидерства и мотивации персонала.
В целом основные положения неоклассической школы менеджмента могут использоваться в современных условиях, на основе данной школа разрабатываются многие концепции и подходы, которые используются руководителями в настоящее время. Основная идея, которую должен уяснить любой руководитель, человек – является ключевым ресурсом организации, именно кадровый потенциал обеспечивает эффективность организации, поэтому важно грамотно управлять им
Читать дальше
а) Монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания и интернет-материалы на русском языке:
1. Дорофеев В. Д. Менеджмент : учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 328 с
2. Костенко Е. П. История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е.В. Михалкина ; - Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2018. - 606 с
3. Лалу Ф. Открывая организации будущего / пер. с англ. В. Кулябина. M.: Манн, Иванов, Фербер, 2016, 610 с.
4. Маршев В.И. История управленческой мысли : учебник / В.И. Маршев ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Экономический факультет. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 730 с.
5. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А. И., - 6-е изд., перераб. и доп - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 656 с
6. Понуждаев Э.А. История управленческой мысли : курс лекций / Э.А. Понуждаев, М. Э. Понуждаева. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 678 с.
7. Семенова И. И. История менеджмента : учебное пособие / И. И. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2017. – 199 с.
8. Семь главных HR-трендов 2017 года/ http://hr-portal.ru/article/sem-glavnyh-hr-trendov-2017-goda
9. Титов В. Н. Теория и история менеджмента : учебник и практикум для вузов / В. Н. Титов, Г. Н. Суханова. — Москва : Юрайт, 2021. — 487 с.
10. Тихомирова О. Г. Менеджмент организации: теория, история, практика : учебное пособие / О. Г. Тихомирова, Б. А. Варламов. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 256 с.
11. Теория менеджмента/ Семенов А. К., Набоков В. И. - М.:Дашков и К, 2019. - 492 с.
12. Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник / Хохлова Т. П. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 384 с
13. История менеджмента : учеб. пособие / Э. М. Коротков, А. А. Беляев, Е.М. Трененков [и др.] ; под ред. Э.М. Короткова. — М. : ИНФРА-М, 2018 — 240 с.
14. Шаховой В. А. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие / В. А. Шаховой, С. А. Шапиро. - 4-е изд. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. - 425 с
б)Монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания и интернет-материалы на иностранных языках:
15. HR Tips to Hire and Retain Generation Z In the Workforce /https://www.dumblittleman.com/generation-z-in-the-workforce/
Читать дальше