ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ 5
1.1 Разработать (или проанализировать) миссию организации 5
1.2 Разработать (или проанализировать) стратегическое видение организации 7
1.3 Сформулировать стратегические цели организации 7
1.4 Провести декомпозицию целей (построить «Дерево целей») 8
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
2.1 Провести PEST-анализ 9
2.2 Провести отраслевой анализ 9
2.3 Выявить и описать конкурентов 10
2.4 Определите конкурентное давление по пяти направлениям (по М. Портеру) 11
2.5 Построить карту стратегических групп 11
2.6 Определить основные группы влияния (стейкхолдеров) и выявить их ключевые интересы 12
3. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 14
3.1 Построить цепочку ценности данной организации 14
3.2 Описать технологическую цепочку деятельности предприятия: «поставщики – производство – потребители» (отраслевая цепочка ценности) 15
3.3 Определить конкурентные преимущества компании на предмет соответствия ключевым факторам успеха в данной отрасли 18
3.4 Провести SNW-анализ, при этом желательно получить ответы на следующие вопросы 19
3.5 Провести ее анализ конкурентного положения всех (основных) бизнес-единиц компании с использованием матрицы МакКинси («конкурентоспособность организации – привлекательность отрасли») 22
2.6 Провести SWOT-анализ на основе выявленных угроз, возможностей, сильных и слабых сторон. Дать рекомендации по сочетаниям S-O, S-T, W-O, W-T 23
4. ВЫБОР ОБЩЕЙ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Читать дальше
При выполнении выпускной квалификационной работы были поэтапно решены поставленные задачи.
В первой главе работы был выполнен обзор теоретического материала и следующие из него выводы о значимости инноваций и формирования стратегии развития в современных экономических условия. Изучены сущность и понятия инноваций, классификация стратегий предприятия, и особенности разработки стратегии инновационного развития.
Полученная информация систематизирована, по итогам работы с теоретической базой сделаны агрегированные выводы.
В аналитической главе была представлена характеристика АО «Пермский мукомольный завод» как экономического субъекта, проведен анализ внешней и внутренней среды и оценка факторов инновационного развития.
Сегодня АО «Пермский мукомольный завод» – крупнейшее предприятие мукомольно-крупяной отрасли Западного Урала, вырабатывающее в месяц до 15 тысяч тонн продукции в ассортименте.
Основные виды выпускаемой продукции: мука пшеничная хлебопекарная высшего, первого, второго сортов и сорта Экстра; мука пшеничная Пельменная; мука пшеничная общего назначения тип М55-23 и М75-23; мука ржаная хлебопекарная обдирная и обойная; крупа манная; хлопья пшеничные зародышевые; отруби пшеничные, в том числе гранулированные.
Вся продукция выпускается на современном упаковочном оборудовании в удобной потребительской упаковке под Торговой маркой «Птица-Мельница».
Проведенный анализ показал, что наиболее значительное влияние на производство муки оказывают такие процессы, как импортозамещение и консолидация предприятий в многофункциональные холдинги.
Важным фактором изменения внешней среды в 2020 году является пандемия COVID -19 и связанные с ней ограничительные меры. При этом формально АО «Пермский мукомольный завод» не является пострадавшим от пандемии, т.к. его продукция относится к жизненно необходимой и производство не останавливалось, но часть потребителей снизили объемы закупок.
Значительным фактором является рост налогообложения, рост цен на сырье и консолидация сельхозпроизводителей, обрабатывающих производств и хлебопекарных производств в единые холдинги.
Оценка факторов инновационного развития АО «Пермский мукомольный завод» позволила сформулировать следующие проблемы:
- отсутствие инновационных программ, направленных на развитие новых видов продукции. Ассортимент продукции в последние годы не расширялся. Упор в инвестиционных программах на рост качества, а не количества. В результате предприятие не может выйти на новые сегменты деятельности, а традиционные рынки сбыта сокращаются;
- нет внедрения ресурсосберегающих технологий. Технология производства основной продукции не меняется, уровень затрат по-прежнему значительный, а рентабельность продукции не более 3 %;
- краткосрочные программы замены устаревшего оборудования. Основные фонды предприятия изношены, но комплексной программы перевооружения нет – идет «латание дыр.
Проведенная по методике «SPACE» оценка показала, что у АО «Пермский мукомольный завод» конкурентная позиция. Критический фактор - способность сохранить и упрочить финансовое положение фирмы.
Рекомендуемые стратегии :
- расширение и/или корректировка ассортимента выпускаемой продукции;
- инвестирование в повышение производительности;
- сокращение издержек.
Учитывая, выявленные проблемы факторов инновационного развития, а также выбор рекомендуемых стратегий, согласно методике «SPACE», в качестве основной концепции развития инноваций АО «Пермский мукомольный завод» предлагается приобретение инновационного оборудования для производства новой продукции.
Читать дальше
1. Ажаханова, Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2018. - № 19. - С. 16 - 18.
2. Алексеев, А.А. Инновационный менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Алексеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 247 c.
3. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 320 c.
4. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 c.
5. Бардасова, С.В. SWOT – анализ в разработке инновационной стратегии предприятия / С.В. Бардасова // Управление компанией - 2019. - № 4.- С 17-21.
6. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 144 c.
7. Басовский, Л.Е. Экономическая оценка инвестиций: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.
8. Бобков, Л.В. Бизнес-планирование: Уч. / Л.В. Бобков, В.Я. Горфинкель, П.Н. Захаров и др. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 320 c.
9. Буров, В.П. Бизнес-план фирмы.Теория и практика: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: Инфра-М, 2019. - 352 c.
10. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 c/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 c.
Читать дальше