В курсовой работе были всесторонне рассмотрены суды субъектов Российской Федерации. Поставленная цель была достигнута, а все задачи – выполнены.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации на сегодняшний день территория нашей страны разделена на 85 субъектов. В каждом из таких субъектов действует свой региональный суд. Таким образом, в Российской Федерации существует 22 высших республиканских суда, 9 краевых и 46 областных судов, 3 городских суда в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, 4 суда автономных округов и 1 суд автономной области в Еврейской автономной области.
В каждом из этих регионов суд субъекта Российской Федерации является высшим судебным органом. Нижестоящими судами по отношению к этим судам являются районные и мировые суды.
Суды субъектов Российской Федерации выполняют все те функции, которые свойственны судам общей юрисдикции на территории Российской Федерации. Они защищают права граждан, содействуют распространению правовой грамотности и правового сознания. Основной функцией судов субъектов Российской Федерации является отправление правосудия.
Указанные суды выступают в качестве судов первой инстанции для особо важных уголовных дел, в том числе по делам о защите информации, составляющей государственную тайну, а также по делам о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий и общественных организаций, действующих на территории данного региона.
В качестве апелляционной инстанции суды субъектов Российской Федерации рассматривают жалобы на решения, вынесенные районными судами на территории соответствующего региона.
Если обжалуемое судебное решение было вынесено мировым судом, то апелляционной инстанцией для него будет являться районный суд, а в суд субъекта может быть подана кассационная жалоба, если результат рассмотрения апелляции районным судом не удовлетворит какую-либо из сторон дела или заинтересованных лиц.
Кроме того, суды субъектов Российской Федерации имеют право обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки какого-либо нормативного правового акта на предмет его соответствия положениям Конституции Российской Федерации, но только в том случае, если использование этого нормативного правового акта необходимо для принятия решения по тому или иному делу, которое находится на рассмотрении в этом суде.
Также следует отметить, что законодательством предусмотрена возможность создания постоянного судебного присутствия – своеобразного филиала суда субъекта Российской Федерации. Это необходимо для обеспечения возможности обращения в суд жителей отдалённых районов, у которых нет возможности добраться до основного подразделения суда субъекта РФ. Постоянное судебное присутствие обладает теми же полномочиями, что и сам суд субъекта РФ.
Обжалование решений, принятых судом субъекта Российской Федерации по первой инстанции, производится в Апелляционный суд общей юрисдикции, за которым закреплён данный регион. Решения по жалобам на постановления районных судов, принятые судом субъекта, обжалуются в Кассационный суд общей юрисдикции, которые также носят надрегиональный характер и которым подсудны сразу несколько субъектов Российской Федерации.
В состав суда субъекта Российской Федерации входит большое количество служащих. Возглавляет этот суд председатель суда, назначаемый указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Помимо того, что председатель лично может вести судебные заседания, он возглавляет президиум этого суда. В обязанности председателя входит всестороннее руководство судебной деятельностью суда.
Президиум суда субъекта Российской Федерации состоит из, как уже было написано выше, председателя суда, его заместителей, которые возглавляют судебные коллегии данных судов, и некоторых лиц из числа судей. Состав президиума каждого суда субъекта Российской Федерации утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
Все судьи, входящие в состав суда, распределены по судебным коллегиям. Всего таких коллегий в судах субъектов Российской Федерации три: коллегия по уголовным, административным и гражданским делам.
Судьи, осуществляющие правосудие в судах субъектов Российской Федерации, назначаются на должность указом Президента Российской Федерации. Для того чтобы занимать эту должность необходимо соответствовать целому ряду требований. Требования предъявляются и к образованию, и к возрасту, и к опыту работы, и к нравственному облику судьи. Кроме того, перед назначением на должность кандидат обязан пройти квалификационное испытание. Порядок окончания полномочий судьи строго регламентирован действующим законодательством.
В составе аппарата суда присутствуют секретари судебных заседаний и помощники судей. Они осуществляют самую разнообразную деятельность по обеспечению процесса судебных заседаний. Например, ведут протокол заседания, подшивают и сдают в канцелярию соответствующей коллегии рассмотренные дела, отправляют судебные повестки лицам, которые привлекаются для участия в судебных заседаниях и многое другое.
Также в аппарате суда имеется должность администратора. В его обязанности входит всестороннее обеспечение жизнедеятельности суда, вопросы соблюдения требований безопасности, материально-технического обеспечения, строительства, ремонта и эксплуатации здания суда, а также вопросы связанны с взаимодействием с правоохранительными органами, адвокатами и государственными органами, обеспечивающими деятельность суда, такими как Федеральная служба судебных приставов.