ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие и функции политической системы общества 5
1.2. Правовое регулирования многопартийности в Российской Федерации 7
2. ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 11
2.1. Анализ состояния политической системы России 11
2.2. Специфика партийной политики России 15
2.3. Особенности функционирования партийной системы современной России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Читать дальше
На основании проведенного исследования можно сделать вывод:
Политическая система – важнейший системный комплекс, составляющий сущность почти всех процессов и явлений, оказывающих влияние на интересы всех людей, а значит на все социальные и частные сферы человеческой деятельности. Именно в ней проходит стержень социальной, экономической и культурной жизни общества. Именно здесь через столкновение и согласование воли различных общественных сил принимаются решения, способные оказать влияние на развитие общества и государства.
Главенствующее место в Российской политической системе занимает государство. Партийная система, являющаяся связующим звеном между гражданским обществом и обществом политическим, пока еще полностью не выполняет своей роли демократического института. Связано это, в первую очередь, со спецификой её формирования не обществом, а государством. Роль избирательной системы, являющейся важнейшим каналом, по которому осуществляется процесс формирования власти, на данный момент времени сводится к обеспечению и отражению основных предпочтений государственной власти.
Сущность политической безопасности состоит в способности и возможности нации и создаваемых ею государственных институтов самостоятельно решать вопросы государственного устройства, независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику в интересах личности и общества. Рассмотренные некоторые теоретические аспекты позволяют заключить, что в современных условиях политическая безопасность Российской Федерации представляет собой такое состояние системы властных отношений, при котором с одной стороны - конституционный строй, структуры и должностные лица государства, общественные объединения и граждане, включающиеся в процессы, связанные с формированием и отправлением государственной власти, не подвергаются противоправному, тем более насильственному давлению со стороны внутренних или внешних сил либо способны противостоять такому давлению, не поддаваясь ему. С другой стороны - сама власть, ее функционирование не несут никаких угроз личности, обществу в целом, составляющим его социальным группам, самому государству.
Выделены основные тенденции в развитии политической системы России: дальнейшая централизация и «вертикализация» политической власти; умеренное расширение межпартийной конкуренции; либерализация избирательных процессов и партийного строительства; ограничение политической активности оппозиционных движений; увеличение степени государственной власти на политическую систему; понижающийся уровень доверия населения к партийной и избирательной системе, при стабильном уровне доверия к Президенту.
Подводя итог, необходимо отметить, что модернизация политической системы России возможна только при условии взаимодействия всех структурных элементов. Во власти должна сформироваться современная реформаторская политическая элита, партии должны выступать реальными представителями интересов населения, избирательная систем – отражать настоящие предпочтения населения, гражданское общество – проявлять активность и готовность к взаимодействию. Сейчас можно говорить о системе политической стабильности смешанного, переходного типа. Здесь соединяются элементы как автономной, так и мобилизационной политико-властной стабильности.
В заключение хочется подчеркнуть, что современная политическая система России еще молода. Ее становление и развитие продолжается. Вероятно, в будущем будут осуществлены положительные перемены во взаимодействии трех ветвей власти, уточнены принципы федерализма, произойдет складывание подлинной многопартийности и вместо десятков карликовых партий будут сформированы три-четыре массовые политические партии. Можно ожидать прогрессивных изменений в политической культуре и менталитете граждан России.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. «О политических партиях»: Федеральный закон от 11.07.2001, № 95–ФЗ // СПС «Консультант Плюс».
3. Демидов, Н.М. Основы социологии и политологии: Учебник / Н.М. Демидов. - М.: Академия, 2019. - 416 c.
4. Курьянов, М. А. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / М. А. Курьянов, М. Д. Наумова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2015. - 80 с.
5. Адамов, А. Е. Многопартийность в основе конституционного строя России // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 84-85.
6. Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Г. Проблемы и противоречия партийного участия в модернизации политической системы современной России // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2019. - № 2. - С. 11-15
7. Афанасьева С.А. Основные проблемы функционирования политической системы современной России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. – 2018. - № 4(28). – С. 73 - 80.
8. Головач А.И. Политическая система российского общества: спорные вопросы и пути совершенствования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2018. - № 3. – С. 1 - 4.
9. Гришнова Е.Е. О некоторых аспектах развития политической системы России // Социально-политические науки. - 2017. - №3. - С. 59-62.
10. Епифанов, А. С. Эффективность влияния политических партий России на процессы политического управления // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2017. – № 3(7). – С. 94-100.
11. Заславский, С. Е. Партийная система России: современное состояние и динамика развития // Вопросы политологии. – 2020. – Т. 10. – № 8(60). – С. 2524-2541.
12. Киселев, А. В. Тенденции конституционно-правового регулирования многопартийности в Российской Федерации // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 9(32). – С. 31-34.
13. Костева Д.А. Политический режим современной России: становление и развитие // Контентус. – 2019. - № 5(82). – С. 31 - 39.
14. Кузнецов, И.В. Основные направления взаимодействия системы российского права и политической системы // Образование и общество. – 2017. - № 5. – С. 107 – 109.
15. Левакин И.В. Политическая система России: некоторые тенденции // Проблемы правового обеспечения безопасности личности, общества и государства. – 2019. - № 21(10). – С. 63 - 68.
16. Морозов, С. И. Политическая безопасность современной России: актуальные проблемы и перспективы обеспечения // Сборник научных статей, Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2015. – С. 110-117.
17. Поляков Л.В. Российская политика сквозь призму Конституции // Полития: анализ, хроника, прогноз. – 2017. - № 2. – С. 177 – 189.
18. Федоров П.Р. Проблемы развития политической системы Российской федерации // Академическая публицистика. – 2019. - № 3. – С. 214 – 219.
19. Денисова Д.Д., Курышова Л.А. Партийная система в России: опыт становления // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002872 (дата обращения: 28.11.2021).
Читать дальше