Введение 3
Глава 1. Народовластие – фундамент демократического российского государства 5
§ 1 Народовластие, как признак демократического общества России 5
§ 2 Население, как основной субъект народовластия в РФ 8
§ 3 Соотношение парламентаризма и конституционного принципа народовластия 11
Глава 2. Механизм реализации народовластии в РФ 15
§ 1 Реализация конституционного права граждан на управление делами государства в условиях современного развития российского общества 15
§ 2 Конституционная проблематика общероссийского голосования 21
§ 3 Проблемы реализации правотворческой инициативы граждан в системе народовластия 24
Заключение 27
Список литературы 29
Читать дальше
Таким образом, подводя итог данной работы, стоит сделать несколько основных выводов.
Народовластие и демократия – это два взаимосвязанных явления, две стороны одной медали, поскольку «демократизм находит выражение прежде всего в народовластии…». Демократические институты позволяют реализовать конституционный принцип народовластия, являющийся основополагающим в числе иных принципов организации и функционирования демократического государства. Он лежит в основе всей системы организации публичной власти и часто используется, в том числе судьями Конституционного Суда РФ, как весомый аргумент в системе доказательств, позволяющих обосновать ту или иную правовую позицию.
К основополагающим чертам народовластия можно отнести: сочетание прямой и представительной форм осуществления власти народа, реальность обеспечения свободного выражения воли народа на выборах и референдуме, свободный и равноправный доступ граждан к управлению делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей.
Вопрос о народовластии и народном суверенитете всегда и в любом государстве неизбежно сопряжен с определением баланса между формами прямого народовластия и институтами представительной демократии. Представительная демократия является еще одной формой функционирования конституционного механизма народовластия. В институциональном отношении она воплощается системой народного представительства, которая служит основным каналом реализации суверенитета народа.
Анализ соотношение парламентаризма и конституционного принципа народовластия дает возможность утверждать, что парламентаризм - это институциональный механизм, обеспечивающий представление воли и интересов народа или отдельных групп населения законодательными органами власти.
В работе были выявлены также проблемы, связанные с реализацией права граждан на управление делами государства посредством проведения выборов и референдума, а также наличием законодательной инициативы. В этой связи актуализируется проблематика совершенствования правовой основы общенародного голосования, прежде всего, учитывая его императивный характер, в плане приближения к стандартам организации и проведения классических форм непосредственной (прямой) демократии, таких как выборы и референдумы, являющиеся предметом постоянного совершенствования законодателя. Это в свою очередь потребует либо принять специальный акт по данному вопросу, либо разработать и принять кодифицированный акт, где были бы урегулированы вопросы проведения различных видов голосования. В противном же случае, как в научной среде, так и в общественно-политической, могут нарастать мнения о негативном влиянии введения и использования общенародного голосования в процедуре конституционных поправок.
Еще одна проблема, которая была выявлена в данной работе, связана с громоздкостью процедуры законодательной инициативы, завышенные требования по количеству граждан, необходимой для поддержки законодательной инициативы, и т.д. Данная ситуация должна побуждать законодателя вести работу по совершенствованию механизма народной законодательной инициативы, т.к. данный институт направлен на демократизацию законотворчества и реализацию гражданами права на управление делами государства.
Таким образом, для дальнейшего развития реального народовластия необходимо совершенствование законодательства, направленного на адекватное отражение воли избирателей в ходе выборов, сведение к минимуму искусственных ограничений для кандидатов, например, ликвидация муниципального фильтра на выборах высшего должностного лица субъекта РФ. Необходимо также облегчить правила регистрации кандидатов и списков кандидатов на федеральных и региональных выборах.
Читать дальше
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (ред. от 01.07.2020) // Собрание Законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 № 5- ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №27. - Ст. 2710.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
5. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
6. Устав муниципального образования «город Магадан» // «Вечерний Магадан». – 2006.
7. Закон Иркутской области от 18.06.2010 №45-ОЗ «О народной правотворческой инициативе» (ред. от 28.03.2016)// Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. – 2010.
8. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 14. - Ст. 1570.
Научная и специальная литература
9. Авакьян С. А. Конституционное право России: учебник. – М., 2019.
10. Алебастрова И.А. Большинство и меньшинство в демократической политической системе: к вопросу о гарантиях статуса оппозиции // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 1. - С. 21.
11. Булаков О.Н. Государство как ценность // Государство и право. - 2018. - №9. - С. 22.
12. Зенина С.С. Стабильность и динамизм конституционного принципа народовластия: теоретические основы // История государства и права. - 2019. - № 22. - С. 9.
13. Зорькин В.Д. Конституция РФ - правовая основа интеграции российского общества // Государство и право. - 2018. - № 12. - С. 11.
14. Казанник А.И. Народ как субъект конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 2. - С. 3.
15. Коваленко А.И. Размышления о сложности понимания политического режима // Политика и право. - 2020. - №4. – С. 12-15.
16. Кожевников О.А. Современное состояние институтов прямой демократии // Наука и право. – 2019. - №52. – С. 36.
17. Ложмец Ю.В. Парламентское право и парламентаризм: теоретико-правовой аспект // Правовая мысль в образовании, науке и практике. - 2019. - № 15. – С. 34.
18. Любарев А.Е. Предложения по срочным изменениям федерального законодательства о выборах и партиях // Конституционное и муниципальное право. - 2019. - № 3. - С. 38.
19. Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. – М., 2018.
20. Статистические данные, размещенные на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://www.vybory.izbirkom.ru.
21. Утенин Д.С. Проблема правотворчества в РФ // Конституционное право РФ. – 2019. - №39. – С. 42.
22. Флиппова Н.А. Соотношение представительной демократии и народовластия в процессе формирования института парламентаризма // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - № 4. - С. 43.
23. Хамнуев Ю.Г. Институт законодательной инициативы граждан в субъектах Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. - 2021. - № 1. - С. 19.
24. Цверкунова Ю.А. Понятие и виды политических режимов // Государство и право. - 2019. - №12. - С. 36.
25. Черепанов В.А. Проблемы российской государственности. Опыт системного исследования: монография. - М., 2018.
Материалы судебной (арбитражной) практики
26. Заключение Конституционного Суда Российской Федерации о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации от 16 марта 2020 г. № 1-З город Санкт-Петербург // Российская газета. - 2020. - 17 марта.
27. Определение Конституционного Суда РФ от 15.09.2016 № 1742-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений части 5 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http: garant.ru.
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П «По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» [Электронный ресурс]: http: garant.ru.
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 25. - Ст. 2728.
Читать дальше