ВВЕДЕ-НИЕ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1
«РОССИКА» - ИСКУССТВО ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕ-НИ…………………
5
1.1. Особенности искусства петровской эпохи ………………………. 5
1.2. Сущность росси-ки…………………………………………………... 8
1.3. Иностранные художники при российском дворе в первой по-ловине XVIII века……………………………………………………………
10
ГЛАВА 2
ЗНАЧЕНИЕ РОССИКИ В ЖИВОПИСИ ПЕТРОВСКОГО ВРЕМЕНИ ……
15
2.1 Творчество И. Г. Таннауэ-ра…………………………………………. 15
2.2. Влияние И. Г. Таннауэра на развитие русского живописного мастерства……………………………………………………………………
20
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ………………………………………………………….. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… 26
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………. 28
Читать дальше
Важнейшие реформы в области экономической, военной и политиче-ской жизни страны обусловили новый тип государственности – заверша-ющий этап в сложении абсолютистской империи. Общественная жизнь определяется теперь новыми мировоззренческими основами. Развитие науки и новой системы образования, создание в конце петровского цар-ствования Академии наук, важнейшие сдвиги в деле книгопечатания все это формирует основу нового, светского характера русской культуры и ее важнейшей разновидности – изобразительного искусства и зодчества.
Искусство первой четверти XVIII века становится светским и общего-сударственным делом. Происходит распад старой системы художествен-ной жизни и формирование новой. Рождаются новые отношения между художником и заказчиком, причём роль художника становится определя-ющей.
Наряду с иностранными мастерами работает новое поколение рус-ских художников (так называемые пенсионеры, учившиеся за границей). И те, и другие преимущественно трудятся в Петербурге, который играет роль связующего звена между Россией и Западом.
В начале XVIII в. разрушается прежнее представление о красоте и тех формах, в которых она воплощается.
Новые идеи и образы, жанры и сюжеты, иконографические образцы в живописи и скульптуре вливаются в художественную практику.
Именно в это время в Россию съезжались художники-творцы из Ев-ропы, создавали свои произведения, обучали отечественных художников искусству живописи, графики, искусству написания портретов.
Работа иностранных художников в России на протяжении почти трёх веков начиная с эпохи Петра I и до начала XIX века раскры-ла отечественной, мировой культуре такое направление как «россика».
«Россика», ее сущность, понятие и этапы становления и развития рассматривалась как неотъемлемая часть отечественной культуры.
Дана общая характеристика работы иностранных художников в Рос-сии петровского времени и оценка творческого пути Иоганна Готфрида Таннауэра.
Хотя художник не принадлежал к числу значительных западноевро-пейских мастеров, его искусство было необходимо в России, живо воспри-нимающей все новое. Портретам кисти Таннауэра свойственны черты сти-ля барокко: пышность и подчёркнутая репрезентативность, динамика форм и контрастные, напряжённо звучащие цветовые сочетания.
Благодаря петровским реформам, глобальные изменения в жизни российского общества дали сильнейший импульс для развития искусства. Россия приобщается к западной школе живописи. Новое искусство харак-теризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, к строению его тела.
Таким образом, рассмотрев художественную культуру России нача-ла ХVIII века, а именно период «россики», можно с уверенностью сказать, роль этого феномена во взаимодействии художественных традиций несо-мненно велика и представляет ценность для отечественной и мировой культуры.
Читать дальше
1. Андросов С.О. Иван Никитин и Иоганн Готфрид Таннауер. Неиз-вестные документы // Вопросы искусствознания. - 1997 - № 1 с. 512-518.
2. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой чет-верти XVIII века. Проблемы становления художественных принци-пов Нового времени. М. : Искусство, 1987. - С.162.
3. Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России вто-рой половины XVIII века. М. : ВТО, 1994. - С. 138
4. Евангулова О.С. Русский портрет 18 в. и проблема "россики"// Ис-кусство -1986. - № 1. – с. 56-61
5. Жаркова И.М: Иоганн Готфрид Таннауэр живописец петровского времени. Материалы к творческой биографии // Россия Германия; Контакты и взаимовлияния 1700–1988. Краткие тезисы докладов научной конференции. – М.: ГТГ, 1988. – С.5-6
6. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Составле-ние, перевод с немецкого, вступительная статья, предисловия к раз-делам и примечания К.В. Малиновского. - М.: Искусство, 1990.
7. Малиновский К.В. Таннауер // Три века Санкт-Петербурга. Энцик-лопедия. Т. 1, кн. 2. - СПб.: Филол. факультет С.-Петерб. гос. ун-та, 2001.
8. Маркина Л.А. Немецкие художники в России: от барокко до би-дермайера // Русское искусство. - 2007. - № 3. – С. 10-21.
9. Маркина Л.А. Петр Великий. Лицо и лики. Иконография российско-го императора в музеях Москвы и Германии. // Мир музея, 1998. - № 6-7. – с. 4-12.
10. Маркина Л.А. Портретист Г.Х. Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века. М. : Памятники исторической мысли, 1999.
11. Маркина Л. А. «Россика» петровского времени // Русское ис-кусство. -2006. - № 4.
12. Маркина Л.А. «Счастливая звезда» придворного живописца в России // Русское искусство. – 2006. - № 3.
13. Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М. : Искусство, 1965.
14. An Imperial collection // Women Artists frоm the State Hermitage Museum. Merrel. – Washington: 2003. – P. 112.
15. Bildende Kunst der Russlanddeutschen im 18.-20. Jahrhundert М.: Лит. агентство "Варяг", 1997
16. Kroll R. Andreas Schlüter und der Sommerpalace Peters I // For-schungen undBerichte. Berlin. 1976.
17. Markina L. Darstellungen Graf Ostermans und die Portratmalerei in Russlandin der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts // Ein Deutscher am Zarenhof: Heinrich Graf Osterman und seine Zeit. Essen., 2001. Ss. 235-240
Читать дальше