Введение 3
Глава 1 Жизнь и творчество Э. Дюргейма 5
1.1Биография 5
1.2 Французская социологическая школа Э.Дюркгейма 9
Глава 2 Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма 14
2.1 Социологическая теория Э.Дюркгейма 14
2.2 Социально-философские концепции социализации личности 19
Заключение 26
Библиографический список 28
Читать дальше
Социализация с точки зрения объективистов представляет собой процесс освоения индивидом определенного статусно-ролевого набора в условиях состоявшейся, но постоянно изменяющейся объективной социальной реальности. В данном ключе социализация означает преимущественно адаптацию человека к институциональной системе, которая определяет его социальное существование. Индивид, будучи вовлеченным в социальные процессы, протекающие по сформированным и напрямую не зависящим от него законам, вынужден обретать необходимые для эффективного функционирования в определенном статусе навыки, в том числе — навыки профессиональные. Обладая рядом преимуществ, данный подход, тем не менее, не лишен некоторых недостатков, среди которых наиболее существенными следует признать его односторонность, выражающуюся в абсолютизации внешних социальных факторов, и недостаточную методологическую проработанность представленных в нем концептов в части, касающейся объяснения обратной связи, то есть интегративного влияния личности на среду, в которую она социализируется.
По утверждению Э.Дюркгейма, ключевым моментом в процессе социализации молодого поколения является социальное принуждение (давление общества на индивида), вынуждающее индивида принимать и реализовывать модели поведения, характерные для данной социальной общности, что позволяет социуму контролировать и регулировать этот процесс. В свою очередь, социальное принуждение заключает в себе два взаимосвязанных элемента: внешнее давление, оказываемое на индивида со стороны общества, и внутренне давление, когда индивид интериоризировал общественные нормы, ценности, ставшие внутренним регулятором его действий. На наш взгляд, подобное преобладание коллективной над индивидуальной составляющей процессом развития и становления индивида предопределяет узкую направленность восприятия его лишь в качестве пассивного объекта социализации.
Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. Взгляды Дюркгейма во многом стали основанием разработанной Парсонсом развернутой социологической теории функционирования общества. Он определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».
Читать дальше
Книги
1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.,2007. – 442с.
2. Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Садовский В. Н. Системный подход // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль. 2001. Т. 3. С. 559.
3. Богораз /Тан/ В.Г. Эйнштейн и религия. Применение принципа от-носительности к исследованию религиозных явлений. Вып. 1. – М.; Пг.: Издво Л.Д. Френкель, 1923. – 120 с.
4. Бугле С. Эгалитаризм: идея равенства: социологический этюд / Пер с фр.– Одесса, 1904. – 141с.
5. Дюркгейм, Э. Курс социальной науки / Э. Дюркгейм // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.: Канон, 1995. – С. 167-198.
6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. – М., 1991. – 493 с.
7. Конт. О. Общий обзор позитивизма. Текст О. Конт – М 1996. – С. 127.
8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / сост., подг.текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого. – М.: Мысль, 2001. – 558 с.
9. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной ан-тропологии / пер. с фр., послесл. и коммент. А.Б. Гофмана; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Восточ-ная литература, 1996. – 308 с.
10. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма / Е.В. Осипова. – СПб. : Алетейя, 2001. – 330 с.
11. Полякова Н.Л. От трудового общества к информационному: за-падная социология об изменении социальной роли труда. – М., 1990. С. 11.
12. Тощенко, Ж.Т. Социология. Общий курс / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511с.
13. Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / сост. Игумена Андроника (А.С. Трубачева); ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев). – М.: Мысль, 2000. – 446 с.
Составные части изданий
Статьи из журналов:
14. Александрова Е.В. Проблема социализации в рефлексивной социологии // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 3. С. 315-319.
15. Байрамов В.Д., Александрова Е.В. Проблема социализации в методологическом поле объективного направления классической социологии // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 3 (15). С. 026-034.
16. Батуренко С.А. Солидаристская традиция в истории социологической теории: О. Конт, Э. Дюркгейм // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. № 4. С. 86-92.
17. Быков А.В. Концепция ценностей в социологии Э. Дюркгейма // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 3 (91). С. 213-220.
18. Винограденко Г.Г., Фролова И.В. Социализация: вопросы истории и теории // Вестник ВЭГУ. 2012. № 4 (60). С. 21-27.
19. Камбарова К.У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. 2016. № 28 (132). С. 1045-1047.
20. Кузнецов Ю.В., Кравцов В.А., Кибиткин А.И. Социально-философские концепции социализации личности (Э.Дюркгейма, Ж. Пиаже) // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 1. С. 118-121.
21. Махиянова А.В. Специфика классических подходов социологии к изучению софиализации личности и их применение в современных условиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 3-4. С. 116-118.
22. Ларионова Г.И. Социальная интеграция личности: понятие, сущность, направления // Евразийский научный журнал. 2016. № 11. С. 227-232.
23. Луков А.В. Культурная социализация // Электронный журнал Знание. Понимание. Умение. 2008. № 3. С. 1.
24. Попов А.С. Эмиль Дюркгейм: Портрет социолога. К 150 летию со дня рождения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2008. № 2 (6). – С. 27-32.
25. Райдугин Д.С. Проблема полипарадигмальности современной социологии молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 1. С. 84-87.
26. Савина А.К. Социализация личности в трактовке ведущих зарубежных научных школ // Школьные технологии. 2017. № 1. С. 38-47.
27. Садриева Ф.Н. Социализация: некоторые методологические основания изучения // Вестник ВЭГУ. 2011. № 3 (53). С. 47-52.
28. Смирнов Т.А. Социализация личности: подходы и модели развития // Научный вестник Арктики. 2017. № 1. С. 77-85.
29. Супиков В.Н., Данилова Е.А. Проблема социализации личности в истории социологии // Наука. Общество. Государство. 2016. Т. 4. № 3 (15). С. 120-126.
30. Хоха Д.С. Классические теории социологии знания // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2015. № 4. С. 228-232.
Читать дальше