Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Развитие античной культурной традиции в творчестве Ф. И. Тютчева…………………………………………………………………. 4
1.1. Исторические предпосылки популярности античной тематики в поэзии 19 века …………………………………………………………………………. 5
1.2. Античные мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и их идейно-художественное своеобразие……………………………………………………………………… 6
Выводы по главе 1……………………………………………………………… 9
Глава 2. Античный интертекст в поэзии Ф. И. Тютчева в качестве средства реализации авторского замысла поэта ………………………………………. 11
2.1. Использование античных образов в ранней лирике Ф. И. Тютчева ……11
2.2. Философское осмысление античных мотивов как средство передачи мировоззренческой позиции поэта ……………………………………….... 18
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 22
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………………. 25
Читать дальше
Античность – это универсальные культурные пласты для русской культуры в целом, где она, с мифологией, историей, философией, занимает отнюдь не промежуточное положение.
Многовековое взаимодействие, начавшееся после принятия христианства, ориентация на историю древних эллинов и римлян стали основой просветительских идей на Руси, оформили исторический ход событий, способствовали появлению письменности и самобытной литературы. В течение длительного времени развивалось представление об античном мире как объекте для подражания.
Обращение к ней всегда вызывало необычайный подъем просветительских, национальных, политических идей.
Знакомство с плодами греко-византийской богословской, исторической и художественной литературой, их взаимодействие с преданиями старины, бытовавшими в народе, способствовало формированию прочной традиции русского художественного словесного творчества.
Русская литература не просто заимствовала античные образы, сюжеты и мотивы, но трансформировала, детализировала, подвергала их стилизации, придавала им новое философско-эстетическое звучание. Каждая эпоха воспринимала и перерабатывала греко-римское наследие, исходя из потребностей настоящего и формируя пути будущего развития.
Античность с ее многовековой традицией корректировалась в соответствии с необходимостью русской литературы и усваивалась ею. При этом античное наследие выступало не только в качестве нормы и образца, но и «в качестве действенного импульса, питательного элемента современных форм миропонимания и жизни».
Задачи, поставленные при написании работы, были выполнены.
Таким образом, результатом проведенного исследования стало подтверждение гипотезы о том, античность стала определяющим фактором развития мировоззрения Ф. И. Тютчева и оказала влияние на весь дальнейший творческий путь поэта.
Творческие искания поэта опирались на опыт европейской и русской поэзии 18-19 веков. Федор Иванович вкладывал в свои произведения идеи античной мифологии и литературы, наполняя и перерабатывая их через призму своего видения мира.
Своеобразие воплощения античной темы в лирике Тютчева заключается в том, что её реализация в текстах произведений детерминирует появление ряда мотивов, не обязательно семантически связанных между собой или с античностью по отдельности, но при организации в систему приобретающих античные коннотации.
Поэзия Тютчева – яркое и самобытное явление в литературе 19 века. На уровне рефлексации интертекстуальность лирики поэта-философа помогала осмыслить нравственные, эстетические, этические и другие проблемы человеческой культуры.
Читать дальше
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции: Школа «Языки русской культуры» / Аверинцев С.С. – М., 1996. – 448 с.
2. Белый А. «Поэзия слова»: Семиотика: антология/ Белый А. – М., 2001. – 3-5с.
3. Бочаров С. Тютчевская историософия: Россия, Европа и Революция : Научная статья /Бочаров С.. – М., Новый мир–2004. – №5. –190 с.
4. Брюсов В.Я. Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества: Собрание сочинений/ Брюсов В.Я. – 7 т. – Т. 6. – М., 1975. – 193-208 с.
5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика: Учебное пособие /Веселовский А. Н. – М., Высшая школа –2004.
6. Орлов О.В. Поэзия Тютчева: Пособие по спецкурсу/ Орлов О. В. – М., Издательство Московского университета – 1981.
7. Пожидаева Н.В. Образ Рима в лирике Ф. Тютчева и традиция русской поэзии начала XIX века. Традиции в контексте русской культуры. Выпуск XI: Межвузовский сборник научных работ/ Пожидаева Н. В. – Череповец – 2004. – 47-51 с.
8. Полищук Я. Мотив смерти в поздней лирике Тютчева : Тютчевский сборник: К двухсотлетию со дня рождения поэта / Полищук Я. – Krakow, 2004. – 93-101 с.
9. Пумпянский Л.В. Поэзия Ф.И. Тютчева. Урания: Тютчевский альманах / Пумпянский Л. В. 1803 – 1928. – Л., 1928. –9–57 с.
10. Тютчев Ф.И. Сочинения : В 2 т. / Ф.И. Тютчев. – М. : Художественная литература, 1980. – Т. 1. – 495 с.
Читать дальше