Учетная политика предприятия – это совокупность правил применения методов бухгалтерского учета, обеспечивающая максимальный результат от ведения учета, являясь незаменимым инструментом управления хозяйственной деятельностью. С ее помощью можно создать систему бухгалтерского учета предприятия, анализировать и моделировать учетный процесс, оттачивая лучшие способы ведения бухгалтерского учета в сочетании со стратегией развития организации, независимо от ее сферы деятельности.
Без взаимодействия бухгалтерского, налогового и управленческого учета невозможно составить грамотную финансовую отчетность. При этом и управленческий, и налоговый, и бухгалтерский учет требуют определенных правил и положений для подготовки исходной информации, используемой для составления отчетов. Таким образом, учетная политика - это внутриорганизационный документ, который представлен совокупностью нормативных актов предприятия. В нем содержатся способы, принципы, правила и практические установки, которые принимаются соответственно с теми основами, которые предлагают национальные и международные стандарты финансовой отчетности.
К элементам учетной политики, непосредственно оказывающим влияние на статьи бухгалтерской (финансовой) отчётности, относятся оценочные значения, составляемые по правилам бухгалтерского учета. Показатели определяемых резервов прямо корректируют статьи бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах. Косвенные показатели, такие как выбор уровня существенности и способа начисления амортизации, влияют на формирование показателей финансовой отчётности косвенно через систему агрегированных показателей.
Важным элементом учетной политики, оказывающим влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчётности, является информация об амортизации. В учетной политике раскрывается информация о способах начисления амортизации по всем объектам основных средств. Чем больше размер амортизационных отчислений, тем выше расходы предприятия за тот же период, следовательно, тем меньше прибыль, можно сделать вывод о комплексном влиянии амортизации на формирование финансового результата от экономической деятельности за этот период.
Принципы формирования управленческого учета (требования и допущения) влияют на порядок признания, оценки, учета различных объектов и хозяйственных операций.
Способы оценки запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов, включаемых в затраты производства, влияют на оценку запасов по данным бухгалтерского баланса.
Определенный учетной политикой вариант оценки групп однородных объектов ОС влияют на показатели бухгалтерского баланса - дооценка увеличивает стоимость внеоборотных активов, а уценка уменьшает.
Порядок учета основных средств, состоящих из нескольких частей, а также возможность классифицировать отдельные части основных средств как запасы, позволяет сократить обязательства по налогу на имущество.
Вариант учета и списания основных средств в состав материально-производственных запасов в случае выбора лимита стоимости ОС отличной от 100 000 р. может увеличивать или уменьшать показатели по строке «основные средства» в балансе.
Степень влияния принципов учетной политики на финансовые результаты оценивается с использованием таких показателей, как валовая прибыль, нераспределенная прибыль, налоговые обязательства, рентабельность, износ основных средств, ликвидность, финансовая устойчивость.
Читать дальше
В ходе написания работы удалось достичь поставленных во введении цели и задач.
Определено, что законодательство о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности строится на принципах самостоятельной ответственности, имущественной обособленности и широкой свободе усмотрения юридических лиц как особой конструкции гражданско-правового оборота. Данный институт является важным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав кредиторов и других независимых участников оборота через пресечение незаконных и недобросовестных действий лиц, имеющих определяющее воздействие на должника.
Выявлено, что в то же время недостаточная правовая регламентация института привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности несёт риск её применения во всех случаях недостаточности имущества для покрытия долгов перед кредиторами, что полностью не соответствует концептуальной идеи юридического лица как самостоятельной и обособленной от своих учредителей и участников конструкции. В связи с этим требуется внесение ряда положений в законодательство РФ, а также приведение в единообразие правоприменительной практики системы арбитражных судов РФ.
Установлено, что между российским, англо-американским и немецким регулированием отношений по привлечению лица, контролирующего должника, к субсидиарной ответственности имеются как сходства, так и различия. В условиях становления рыночной экономики, отсутствия исторических предпосылок регулирования таких отношений, неопределенности правового регулирования российское законодательство и судебная практика находятся только в начале пути.
Читать дальше
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021)
2. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 03.02.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022)
4. Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018)
5. Федеральный закон от 03.07.2018 N 186-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»
7. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2020 N 09АП-40300/2020 по делу N А40-63572/2019
8. Белов В. А. Корпоративное право. Актуальные проблемы теории и практики / под общ. ред. В. А. Белова. - М. : Юрайт, 2019. - 678 с.
9. Егоров А. В., Усачева К. А. Доктрина «снятия корпоративного покрова» как инструмент распределения рисков между участниками корпорации и иными субъектами оборота // Вестник гражданского права. - 2014. - № 1. - С. 31-73.
10. Разумов И.В. Необходимо найти разумный компромисс между прокредиторским и продолжниковым подходом в судебной процедуре банкротства // Судья. - 2016. - N 7. - С. 4 -9.
11. Суворов Е. Д. К вопросу о правовой природе субсидиарной ответственности по обязательствам несостоятельного должника за доведение до банкротства // Законы России: опыт, анализ, практика. -2018. - № 7. - С. 42-49.
12. Чепрасов К.А. Субсидиарная ответственность по обязательствам должника в процессе банкротства: вопросы правоприменения // Форум молодых ученых. - 2019. - № 4(32). - С. 1163-1172.
13. Blumberg Ph. I. Accountability of multinational corporations: the barriers presented by concepts of the corporate juridical entity // 24 Hastings lnt'l & Comp. L. Rev, 2019. — P. 3000 - 3010 р.
14. Некоторые аспекты привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-privlecheniya-k-subsidiarnoy-otvetstvennosti-kontroliruyuschih-dolzhnika-lits-v-ramkah-dela-o-nesostoyatelnosti (дата обращения: 19.02.2022)
15. Сходства и различия подходов к правовому регулированию субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц в российском и зарубежном праве - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shodstva-i-razlichiya-podhodov-k-pravovomu-regulirovaniyu-subsidiarnoy-otvetstvennosti-kontroliruyuschih-dolzhnika-lits-v (дата обращения: 19.02.2022)
Читать дальше