Формирование эффективной налоговой политики, то есть, выбор наиболее рационального варианта уплаты налогов при альтернативных вариантах деятельности организации поможет решить проблему с оптимизацией налоговых платежей. Каждый хозяйствующий субъект при создании и разработке налоговой политики, проходит следующие этапы ее формирования:
1. В связи с тем, что в Российской Федерации система налогообложения имеет установку различных налоговых ставок на отдельные направления деятельности, которые связаны с ней коммерческими операциями и видами реализуемых товаров, первым этапом разработки налоговой политики является определений направлений деятельности, которые позволят снизить налоговые платежи до минимума, путем использования разных ставок налогообложения.
2. На втором этапе организация должна определить способы уменьшения налогооблагаемой базы с помощью налоговых льгот, которые дают возможность диверсифицировать виды хозяйственных операций и ассортимент продукции организации.
3. Также необходимо учитывать непрямые налоговые льготы, состав которых полностью зависит от возможностей снижения налогооблагаемой базы, сохраняя при этом ранее установленные ставки. В качестве примера можно рассмотреть применение организацией метода ускоренной амортизации активной части основных фондов, что позволит значительно сократить налоговую базу по прибыли, либо использование автоматизации труда в организации, что, в свою очередь, сократит налоговую базу по уплате платежей в социальные фонды.
4. Нужно обращать внимание на региональные особенности диверсификации деятельности конкретной организации, что позволит выявить налоговые преимущества, которые могут действовать в пределах определенного региона, и использовать их для минимизации налоговой нагрузки.
6. Проводится анализ эффективности действующей налоговой политики организации, путем сопоставления и сравнения альтернативных вариантов, основанных на системе показателей.
В настоящее время, современное налоговое законодательство предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, рода его деятельности, а также структуры организации, что, в свою очередь, определяет необходимость налогового планирования абсолютно для всех российских хозяйствующих субъектов. Разработка и реализация эффективной налоговой политики представляет собой использование организацией корректных и эффективных методов налогового планирования, которые будут направлены на особенности конкретных видов деятельности определенного налогоплательщика.
Обобщая вышесказанное, важно отметить, что для реализации именно эффективного рационального налогового планирования, руководству экономического субъекта необходимо не только изучать действующее актуальное налоговое законодательство, инструкции и постановления, но и углубляться в направления государственной фискальной политики, разрабатываемые государственные налоговые реформы на ближайшее будущее, а также в проекты налоговых законов, направленных на конкретную отрасль деятельности организации.
На определенных этапах управления организацией можно использовать различные направления налогового планирования:
1. Прогнозирование. На данном этапе управления представляется возможным рассчитать и оценить возможные налоговые последствия использования инвестиционных проектов, расширения бизнеса, изменении его объемов и характера привычной деятельности. Эффективным направлением налогового планирования на первом этапе управления является построение налоговой модели организации и проведение анализа действующего законодательства в области налогообложения, изучение его в перспективе на дальнейшее будущее и его влияние на уплачиваемые организацией налоги.
2. На этапе планирования целесообразным для успешного развития организации будет изучение альтернативных схем налогообложения и выбор наиболее подходящей для конкретной организации, а также разработка налоговой политики, выделение объектов налогообложения и закрепление графика налоговых платежей.
3. На третьем этапе управления - организации и координации деятельности хозяйствующего субъекта, необходимо определить схемы налогообложения, внести необходимые корректировки в уже разработанную налоговую политику, делая упор на актуальные нормативно-правовые и законодательные акты, а также уделить должное внимание разработке оперативных налоговых планов, которые будут непосредственно зависеть от динамики объектов налогообложения.
4. Этап сбора и регистрации данных организации дает возможность разработать модели налогового учета организации, сформировать информационные модели налогового учета, а также разработать процедуры формирования и представления налоговой отчетности и форм налоговых регистров и правил их заполнения.
5. На этапе осуществления контрольной функции за деятельностью организации, необходимо проверить планируемые и фактические налоговые выплаты, соблюдение графика налоговых платежей и своевременности представления информации в виде отчетности в налоговую службу для реализации поставленных задач.
6. Этап анализ является одним из трудоемких этапов в плане налогового планирования. На данном этапе представляется важным проанализировать выполненные расчеты и выявить факторы, повлекшие изменения показателей налоговой отчетности, также определить причины различий между плановыми и фактическими объемами налоговых платежей. Провести качественный анализ причин нарушения графиков налоговых выплат, отклонений от установленного графика представления информации и налоговой отчетности в налоговые органы.
7. На заключительном этапе управления деятельностью организации - этапе регулирования, необходимо ликвидировать причины несоответствия или же ошибок в налоговой отчетности, а также причины несоответствия установленным планам, на основании чего провести корректировку плановых расчетов на будущее. Особое внимание необходимо уделить главному фактору воздействия на эффективное налоговое планирование организации -ее персоналу. Проведение работы с работниками организации в виде уточнения графиков и определение мер воздействия на халатное и недобросовестное выполнение своих обязанностей, позволит повысить эффективность налоговой деятельности организации.
Таким образом, налогоплательщик имеет возможность самостоятельно выбрать направления и методы уменьшения суммы своей налоговой базы.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговое планирование - важнейшая составляющая процесса финансового планирования, главенствующей задачей которого выступает предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту, различающихся по правовым формам ее реализации. При организации эффективного планирования, представляется возможным прогноз будущих налоговых выплат и реализация налоговой политики в части их оптимизации, опираясь на действующее законодательство Российской Федерации.