Введение 3 Глава 1. История создания Иверского монастыря 7 1.1. Возведение монастыря в XVII веке 7 1.2. Строительство в монастыре в XVIII-XIX вв. 11 Глава 2. Архитектурный комплекс Иверского монастыря 14 2.1. Успенский собор 14 2.2. Сооружение остальные соборов Иверского монастыря 15 Глава 3. Деятельность монастыря от дореволюционной России до наших дней 19 3.1. Духовная жизнь монастыря в Дореволюционной России 19 3.2. Иверский монастырь при советской власти и в современности 23 Заключение 29 Список литературы 32 Приложение 1 35 Приложение 2. 36 Приложение 3 37 Приложение 4. 38 Приложение 5. 39 Приложение 6. 40

«История Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря»

курсовая работа
История
30 страниц
71% уникальность
2021 год
26 просмотров
Падий А.
Эксперт по предмету «История»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. История создания Иверского монастыря 7 1.1. Возведение монастыря в XVII веке 7 1.2. Строительство в монастыре в XVIII-XIX вв. 11 Глава 2. Архитектурный комплекс Иверского монастыря 14 2.1. Успенский собор 14 2.2. Сооружение остальные соборов Иверского монастыря 15 Глава 3. Деятельность монастыря от дореволюционной России до наших дней 19 3.1. Духовная жизнь монастыря в Дореволюционной России 19 3.2. Иверский монастырь при советской власти и в современности 23 Заключение 29 Список литературы 32 Приложение 1 35 Приложение 2. 36 Приложение 3 37 Приложение 4. 38 Приложение 5. 39 Приложение 6. 40
Читать дальше
Тема данной работы «История Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря» рассматривает становление и развития одного из крупнейших монастырей на северо-западе России. Актуальность выбранной темы определяется тем, что Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь относится к наиболее значимым и почитаемым монастырям русской земли. Его история изобилует светлыми, яркими и печальными событиями, которые отражают не только основные этапы истории Русской Православной Церкви, но и историю Российского государства в целом. Пройдя через всенародное почитание и развитие, зависимость и обретение независимости, через забытье и разрушение при СССР, после 1991 года монастырь вновь является действующим, что, несомненно вызывает интерес к изучению его истории. Объект исследования - историческое развитие Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря.


Рассчитывается средняя стоимость курсовой работы прямо на сайте.


Предмет исследования - основные этапы исторического развития Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря как культурного и православного центра Северо-Запада. При написании работы использовалась разнообразная научная литература. Среди важнейших источников следует отметить труды основателя монастыря Патриарха Никона «Рай мысленный», в первой части которого дается описание основания монастыря. Также следует отметить письма патриарха Никона, в которых он ведет диалог с царем Алексеем Михайловичем о событиях первых лет существования монастыря . В Царской России изучением Иверского монастыря занимался духовный деятель и писатель М.В. Толстой, который создал значимый труд о чудотворной Иверской иконе . Церковный писатель П.М. Силин создал полное историческое описание Иверского монастыря с момента его основания до начала XX века . Интересовался монастырем и знаменитый художник Н.К. Рерих, который посвятил ему одну из своих картин . В советский период интерес научного сообщества к монастырю, его истории значительно падает, что отражает проводимую в СССР антирелигиозную политику. Среди советских историков, занимающихся исследованием вопросов Иверского монастыря, следует отметить Н.Н. Жервэ. Ее статья посвящена истории создания и первым годам существования монастыря. После 1991 г. и возрождения обители, количество научных публикаций о монастыре растет. Так следует отметить статью И.Э. Астахова о жизни монастыря в первые годы существования Советской России. Появляются культурологические публикации, исследующие архитектуру, внутреннее убранство монастыря, как, например, труды В.М. Вдовиченко и Н.Н. Дурново . Ценным при написании данной курсовой работы оказался труд Н.Д. Тальберга по истории русской церкви. В этой монографии подробно раскрываются особенности развития церкви времен Патриарха Никона, когда и произошло зарождение Иверского мужского монастыря. Значимый материал для исследования был получен из информационных материалов сайта Иверского мужского монастыря о жизни обители в современных условиях. Также ценным источником информации являются краеведческие сайты и книжные издания, созданные местными исследователями и культурными работниками, где кратко излагается история монастыря с приложением фото всех построек и детальными планами монастырского комплекса (сайт туристического центра «Валдарай») . Целью данной работы является раскрытие особенностей истории создания и развития Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря, его архитектурных построек, духовной жизни с момента основания до современности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: 1) охарактеризовать создание и возведение монастыря в XVII веке; 2) показать процесс строительства в монастыре в XVIII-XIX вв.; 3) оценить особенности архитектурного комплекса Иверского монастыря; 4) раскрыть своеобразие духовной жизнь монастыря в Дореволюционной России; 5) определить основные направления развития Иверского монастыря при советской власти и в современности. Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав и шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена истории возведения монастыря, начиная от идеи создания и заканчивая событиями её реализации. Во второй главе описываются важнейшие пять храмовых построек монастыря. Третья глава содержит событийный ряд от дореволюционного периода существования Иверского монастыря до его возвращения к Русской Православной Церкви в 1991 году и наших дней. Работа включает в себя заключение с основными выводами, сделанными в процессе написания работы, а также список использованной литературы и приложение с иллюстрациями храмов Иверского монастыря.  

Читать дальше
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Цель работы выполнена – благодаря наличию достаточного количества исторических источников удалось поэтапно изложить историю создания Иверского Валдайского Богородицкого Святоозерского мужского монастыря. До наших дней дошли точные сведения о времени основания монастыря, возведении монастырских построек. В искусствоведческой литературе встречаются детальные описания архитектурных религиозных памятников, располагающихся в Иверском монастыре, вследствие чего становится возможным судить об их значимости и уникальности не только для истории Русской Православной Церкви, но и для мировой культуры в целом. В исторических описаниях монастыря содержатся аналогичные версии об идее создания Иверского монастыря, возникшей у Патриарха Никона, что позволяет с высокой долей вероятности судить о событийной подлинности. Немаловажное значение имеет сохранность преданий о создании и появлении в монастыре главной святыни – Иверской иконы Божьей Матери, а также о перенесении в обитель мощей святых. Поскольку в недавнем прошлом монастырь вновь стал действующим, нельзя было не упомянуть о современной духовной жизни монастыря, о которой также известно благодаря религиозной, научной и просветительской работе. Подводя итоги проделанному исследованию, хочется сделать несколько важных выводов. Во-первых, насыщенная событиями и явлениями история Иверского монастыря является по-настоящему уникальной и подлежит необходимости её изучения и сохранения, как части достояния славной истории Русской Православной Церкви. Уникальность монастырского комплекса заключается в том, что его план и главная чудотворная икона Иверской Божьей Матери были созданы по прототипу Иверской Лавры на святой горе Афон и одноименной иконы, прослывшей на весь христианский мир своими чудесными творениями. Список чудотворной иконы находится в Успенском соборе, который обладает неповторимыми чертами исключительно Никоновской монастырской застройки – крытой галереей-папертью, опоясывающей храм, а также по своему устройству и роскошному убранству сравнимый с московскими храмами на Соборной площади. Во-вторых, из-за течения времени и советского прошлого в купе с событиями Великой Отечественной войны многие архитектурные постройки сильно пострадали, неоднократно перестраивались и подвергались реставрации, потому можно сделать вывод о том, что современный облик монастыря во многом не соответствует первоначальному. К примеру, был утрачен придел собора Успения Пресвятой Богородицы, а элементы его декорирования после реставрации окрашены в розоватый цвет, отличающийся от подлинного красноватого. С одной стороны, утрата исторической точности в архитектурной композиции монастырского ансамбля или же декоративных элементах является по сути потерей культурно-исторической части целого – и тогда значение утраты можно интерпретировать лишь в негативном свете. Однако, с другой стороны, нельзя забывать о том, что монастырь со всеми многочисленными постройками был возведен даже не в одно десятилетие, а на протяжении практически двухсот лет – скажем, строительство каменных монастырских стен произошло лишь в восемнадцатом веке. Изменения в постройках и возведение новых в ретроспективе позволяет делать дополнительные суждения об истории монастыря, свидетельствуя о наличии или отсутствии независимости и денежных средств, о расширении хозяйства, о новых течениях в культуре. С такой точки зрения, потеря первоначального облика, наоборот, свидетельствует об активной жизни монастыря и насыщенных событиях его духовной жизни. В-третьих, хочется отметить такой недостаток, что, несмотря на достаточное количество источников данных относительно дореволюционной истории монастыря и событий настоящего времени, период советской бытности монастыря, хоть и недействующего, мало освещён в исторической литературе. Известны лишь общие сведения о назначении монастыря во время Великой Отечественной войны, когда там был разбит госпиталь, а после детский туберкулезный лесной санаторий, а в семидесятые годы прошлого столетия монастырь и вовсе выполнял досуговую функцию – в нем был открыт Дом отдыха. Если можно было бы получить больше исторических данных об этом периоде, такая ситуация могла бы пролить свет на истинное отношение людей к вере и ответить на вопрос о том, как же вышло так, что столь значимая для истории всего государства обитель предстала перед миром к концу пятидесятых годов двадцатого века в ужасном аварийном состоянии. И, наконец, в-четвертых, история Иверского мужского монастыря, прошедшего за несколько столетий великие тяготы и испытания, лишь подтверждает мысль о необходимости веры в Господа во имя спасения. Не зря сегодня Иверский Валдайский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь является одним из наиболее известных и почитаемых в России. Он сумел стать сакральным местом для последователей христианской веры.  
Читать дальше
1. Астахов И.Э., Иверский валдайский монастырь в первые годы советской власти. В сборнике: «Шаг в историческую науку». Материалы ХХ всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, М., Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2020, с. 84-87. 2. Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский православный мужской монастырь: страницы истории, URL: https://valday.com/history_iversky_nasledie/1/comments (дата обращения: 04.12.2021) 3. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века, Москва, Индрик, 2009, с. 401, URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428366 (дата обращения: 05.12.2021). 4. Дурново Н.Н. Исторический очерк автокефальных церквей: Иверский и Имеретинский, со списками 120 епархий и католикосов мцхетских и имеретинско-абхазских, М., Рус. печатня, 1910, с.34. 5. Ефрем, епископ Боровичский и Пестовский (Барбинягра Ефрем Александрович), URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1996211.html (дата обращения: 26.12.2021) 6. Жервэ Н.Н., Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь, URL: https://www.pravenc.ru/text/153903.html (дата обращения: 03.12.2021). 7. Иверский Валдайский монастырь. Встреча с православием, URL: http://www.pravoslavie.ru/put/valdaj.htm (дата обращения: 04.12.2021). 8. Иверский (Успенский) собор, URL: https://iveron.ru/iverskij-uspenskij-sobor/ (дата обращения: 04.12.2021). 9. Митрополит Лев совершил Божественную литургию в Иверском монастыре, URL: https://iveron.ru/mitropolit-lev-bozhestvennuyu-liturgiyu-v-iverskom-monastyre/ (дата обращения: 04.12.2021). 10. Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря, Новгородской епархии. В книге: «Рай мысленный» и жизнеописания патриарха Никона, СПб., 1844, с. 9, URL: http://elib.shpl.ru/nodes/14353 (дата обращения: 03.12.2021). 11. Павлова Н. В., Туристские достопримечательности Северо-Запада и СПб: электронное учебное пособие, Санкт-Петербург, ИЭО СПбУТУиЭ, 2009, с. 227, URL:https://e.lanbook. com/book/63855 (дата обращения: 03.12.2021). 12. Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 году, Москва, Синодальная типография, 1879, с. 37, URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=68988(дата обращения: 04.12.2021). 13. Рай мысленный, Иверский монастырь, 28 октября 1658 - 3 августа 1659. В сборнике «Никон, патриарх московский», ч. 1 и 2, Москва, лист 81, URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003403168/ (дата обращения: 04.12.2021). 14. Ратшин А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России, М., Университетская типография, 1852, с. 614. 15. Рерих, Н. К., Статьи, притчи, стихотворения, не вошедшие в сборники (1903, 1916 - 1920 гг.), Москва, Директ-Медиа, 2011. с. 177, URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73405 (дата обращения: 04.12.2021). 16. Севастьянов С.К., Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты, Российская Академия наук, Сибирское отделение, институт филологии, М., Индрик, 2007, с. 776. 17. Силин П. М., Историческое описание Валдайского Иверского Святоезерского богородицкого первоклассного монастыря, Санкт-Петербург, Типография СПб акционерного общества печатного дела в России Е. Евдокимов, 1901, с. 79, URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=67764 (дата обращения: 04.12.2021). 18. Собор Богоявления Господня. Валдайский Иверский монастырь, URL: https://valdarai.ru/cathedral-of-the-epiphany (дата обращения: 04.12.2021). 19. Тальберг Н. Д., История русской церкви, Москва, Директ-Медиа, 2008, с. 924, URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=39281 (дата обращения: 04.12.2021). 20. Толстой М. В., Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери, почерпнутое из достоверных источников гр. М. Т-м, Москва, Университетская типография, 1843, с. 79, URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=52460 (дата обращения: 02.12.2021). 21. Успенский собор Иверского монастыря, URL: https://valdarai.ru/assumption-cathedral-of-iversky-monastery (дата обращения: 04.12.2021). 22. Церковь Иакова Боровичского. Валдайский Иверский монастырь, URL: https://valdarai.ru/james-ecclesia-borovichsky (дата обращения: 04.12.2021). 23. Церковь Михаила Архангела. Валдайский Иверский монастырь, URL: https://valdarai.ru/church-of-st-michael-the-archangel (дата обращения: 02.12.2021). 24. Церковь Филиппа, митрополита Московского. Валдайский Иверский монастырь, URL: https://valdarai.ru/church-of-philip-metropolitan-of-moscow (дата обращения: 04.12.2021).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Взаимодействие государства и бизнеса в условиях пандемии 2019-2022 годов в России
Количество страниц:
45
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Политология
курсовая работа
Стратегические изменения и стадии жизненного цикла организации.
Количество страниц:
30
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
Дистанционное обучение школьников (студентов): анализ возможностей и проблем
Количество страниц:
25
Оригинальность:
67%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image