Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения государства как социального института 5
1.1. Понятие, сущность и роль государства в общественной жизни 5
1.2. Государство как социальный институт 7
Глава 2. Институциональные преобразования в современной России (на примере прогноза социально-экономического развития) 11
2.1. Социально-экономическое развитие России: роль государственной политики в институциональных преобразованиях 11
2.2. Основные проблемы государственного регулирования институциональных преобразований 2
Заключение 2
Список использованных источников 2
Читать дальше
Государство оказывает огромное влияние на общественную жизнь, будучи интегрированным практически во все ее сферы: науку, образование, экономику и другие. Считается, что для более эффективного воздействия на эту общественную жизнь государство должно осуществлять не точечные меры, а создавать особые институты, т.е. условия (промышленные предприятия, кадры и т.д.) для воспроизведения социально желаемых результатов.
К таким институтам можно относят те, которые должны значительно повлиять на качество жизни населения. Это наукоемкие отрасли, культура, эффективность использования природных ресурсов и другие. В любом случае, поскольку теория институциональных изменения является экзогенной (т.е. необходимо воздействие внешних факторов), именно государство берет на себя роль инициатора спроса на те или иные изменения, т.к. в России государство – крупнейший игрок в экономике.
Рассматривая конкретно экономическую сферу, можно сказать, что государственное регулирование институциональных изменений устанавливает механизмы, которые контролируют ключевые узлы рынка, регламентируют объемы поступления товара на рынок, обеспечивают потребности страны и не допускают переизбытка товара и обвала рынка. Механизмы регулирования рынка многообразны – к ним относится обширный комплекс мер, таких, как государственный заказ, налоговая политика, информационное обеспечение, лизинговый фонд, государственное (льготное) кредитование, лицензирование экономической деятельности и многие другие.
В качестве примера были рассмотрены различные российские НПА в сфере социально-экономического развития. Так, планирование и прогнозирование осуществляются через ряд количественных и качественных показателей, характеризующих ситуацию в будущем с учетом управленческого воздействия (там, где оно возможно). Изменения представленных показателей и являются параметрами институциональных изменений, предпринимаемых государством, однако у нормативно-правового регулирования этих изменений есть ряд особенностей им проблем. Например, многие прогнозные значения не обоснованы, некоторые – не зависят от действий государства и являются только прогнозными (например, к таковым относятся курс доллара, однако теоретически государство может влиять на него с помощью внешней политики), однако от них во многом зависит государственная политика. Также нет необходимых кадров для обеспечения многих показателей, особенно в высокотехнологичных сферах. Нет реальных предпосылок улучшения некоторых показателей, например, доходов населения, точнее, покупательной способности.
Читать дальше
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.03.2022)
2. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.03.2022)
3. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.03.2022)
4. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (разработан Минэкономразвития России) //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.03.2022)
5. Алехин, Э. В. Государство как социальный институт: теоретические аспекты / Э. В. Алехин, И. А. Атяшкин // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 17-19.
6. Бойчевский, А. А. Проблема совершенствования институциональной организации финансовой системы на современном этапе / А. А. Бойчевский, Л. О. Андреева // Вестник Московской международной академии. – 2019. – № 1. – С. 50-55.
7. Василевич, С. Г. Понятие и сущность социального государства / С. Г. Василевич // Вестник экономической безопасности. – 2017. – № 3. – С. 95-100.
8. Выжитович, А. М. Формирование и мониторинг институциональной среды в региональной кластерной политике / А. М. Выжитович // Мир экономики и управления. – 2018. – Т. 18. – № 2. – С. 35-48.
9. Карнаушенко, Л. В. Государство как социальный институт: проблемы теоретического и эмпирического анализа / Л. В. Карнаушенко // Общество и право. – 2017. – № 1(59). – С. 137-140.
10. Ковалева Т. Ю., Радионова М. В. Обоснование приоритетных факторов эффективного кластерного развития региональной экономики // Вестн. УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15, № 6. С. 868–888.
11. Магдилов, М. М. К вопросу о понятии функций государства / М. М. Магдилов // Юридический вестник ДГУ. – 2021. – Т. 37. – № 1. – С. 19-23.
12. Михайлов, А. М. Мировой опыт государственного регулирования банковской деятельности в условиях институциональных изменений / А. М. Михайлов, Р. И. Хансевяров, Е. С. Кудакова // Экономические науки. – 2018. – № 162. – С. 27-31.
13. Нечаев, Д. Н. Реализация нацпроектов в Российской Федерации как фактор преодоления институциональных дефицитов и пересборки государственной социальной политики / Д. Н. Нечаев, О. В. Леонова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. – 2021. – № 1. – С. 32-40.
14. Прокин, М. Р. Государство: понятие и функции / М. Р. Прокин // NovaUm.Ru. – 2019. – № 17. – С. 200-202.
15. Филиппова, В. А. К вопросу о понятии функций государства / В. А. Филиппова // Форум молодых ученых. – 2021. – № 4(56). – С. 367-372.
16. Шарифзода, С. Ш. Теоретические аспекты понятия и разграничения внутренних и внешних функций государства / С. Ш. Шарифзода // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-6. – С. 135-141.
Читать дальше