Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты изучения волонтерской деятельности в период пандемии COVID-19 5
1.1.История волонтерского движения в России 5
1.2. Волонтерская деятельность как феномен профессионального роста будущего медицинского работника в период пандемии 11
Глава 2.Изучение особенностей организации волонтерской деятельности в государственной медицинской организации в условиях COVID-19 15
2.1.Особенности и методические аспекты организации волонтерства студентов-медиков 15
2.2.Практика волонтерской деятельности студентов-медиков в условиях пандемии 26
Заключение 35
Список литературы 37
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Идеи безвозмездной помощи на благо общества существуют сотни лет, столько же лет длится и становление добровольчества в качестве значимого для общества вида деятельности. Еще наши исторические предки занимались трудом, направленным на благо социума. Сейчас же волонтерство является одним из самых мощных общественных движений. Оно распространилось на весь земной шар и переросло национальные границы.
Ресурсы добровольчества используются для реализации множества программ по поддержке молодежи в решении проблем социума. Добровольчество – это площадка для становления лидеров в сфере общественной деятельности. Работая с разными категориями населения, волонтеры получают опыт и навыки, необходимые в социальной жизни.
Благодаря добровольчеству человек приобщается к активной части общества. Волонтерство выполняет функции нравственного воспитания, поддерживает фундаментальные человеческие ценности, обучает социальному взаимодействию, обогащает жизненный опыт и формирует представление о социальных проблемах.
Помимо моральных и социальных аспектов нынешняя социокультурная ситуация требует улучшения качества профессионального образования. Обучение специалистов, деятельность которых направлена на помощь людям, заботу о них, не всегда способствует их профессиональному становлению. Зачастую не достает формирования намерений, мотивов, интересов, склонностей к будущей профессии. Это приводит к необходимости улучшения и дополнения образовательного процесса вуза.
Важную роль в этом процессе играет волонтерская деятельность, имеющая профессиональную ориентацию. Профессионально-ориентированное добровольчество способствует духовно-нравственному и личностно-профессиональному развитию личности. Используется оно для формирования профессиональной направленности специалистов и функции добровольческого труда. Также выполняются следующие функции: прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, познавательная, коммуникативная и рефлексивная.
Подводя итоги последних двух ковидных лет, мировое сообщество признало, что современное здравоохранение продемонстрировало готовность остановить распространение новой коронавирусной инфекции. Россияне стали свидетелями героической самоотдачи, профессионализма и самоотверженности всех медицинских работников в борьбе с COVID-19.
Таким образом, волонтерство для студента-медика является важным феноменом социальной активности и этапом становления личности и самовоспитания, влияющим на дальнейшее самоопределение и организацию будущего врача, что позволяет одновременно повышать количественный и качественный социальный капитал будущих специалистов-медиков.
Принимая участие в волонтерской работе, студенты приобретают навыки общественно-значимой деятельности, совершенствуют практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи, овладевают ценностями профессиональной деятельности. Все это способствует освоению жизненного и профессионального опыта, так необходимого для становления личности будущего специалиста в области медицины.
Включаясь в добровольческую деятельность по оказанию помощи по противодействию новой коронавирусной инфекции, у студентов формируется чувство сопричастности и гордости за выбранную профессию, ценностное отношение к корпоративной профессиональной культуре медицинского сообщества. Таким образом, волонтерство понимается нами как феномен, дающий возможность социального служения, профессионального роста и формирования аксиосферы личности будущего специалиста.
Читать дальше
1.Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" от 11.08.1995 N 135-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.02.2022).
2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.02.2022).
3.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 3 ноября 2020 г. № 1376 “Об организации практической подготовки обучающихся по образовательным программам высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации” [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.02.2022).
4.Письмо Министерства здравоохранения РФ от 2 ноября 2020 г. № 16-2/И/2-16645 “Об особенностях реализации образовательных программ среднего и высшего медицинского образования в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекцией COVID-19”[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.02.2022).
5.Алборова З. О. Профессионально важные качества (ПВК) в структуре субъектных свойств врача / З. О. Алборова // СИСП. - 2019. - № 7. - С. 19–25.
6.Амлаев К.Р., Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Койчуева С.М. Медицинский вуз в условиях пандемии COVID-19: новые вызовы и выученные уроки // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2020. - №3. - С. 176-185.
7.Ассоциация волонтерских центров [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dobro.ru/organizations/7/info(дата обращения 05.02.2022).
8.Белоконева Е.В. Особенности работы волонтерских движений в учебных заведениях России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения 05.02.2022).
9.Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учеб.- метод. пособие / Г. П. Бодренкова. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2017. - 320 с
10.Большая Советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: - https://search.rsl.ru/(дата обращения 05.02.2022).
11.Бражников Д. Ю. Анализ участия молодежных организаций в борьбе с последствиями пандемии COVID-19 в Российской Федерации // EScio. - 2020. - №9. – С.15-17.
12.Бухарина Т.Л., Аверин В.А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования.– Екатеринбург: НИСО УрО РАН, 2019. – 405 с.
13.Викторов В. В., Ахмерова С. Г., Назарова Э. М., Хисматуллина Г. Я. Организация подготовки специалистов для работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции covid-19 // Медицинский вестник Башкортостана. - 2020. - №3 (87). - С. 40-45.
14.Всероссийская акция взаимопомощи [Электронный ресурс] – Режим доступа: #МыВместе https://xn--b1agazb5ah1e.xn--p1ai//(дата обращения 05.02.2022).
15.Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn----ctbhcbtapdmikb4a2a0m.xn--p1ai//(дата обращения 05.02.2022).
16.Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность: сб. материалов. / Составители: В.В. Рубцов, А.А. Шведовская. - М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. - 480 с.
17.Грибова А. П. Добровольческая деятельность студентов-волонтеров / А.П.Грибова, О.Н.Щербакова // Совершенствование методологии познания в целях развития науки. – 2020. – № 1. - С. 108-110.
18.Департамент здравоохранения города Москвы [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mos.ru/dzdrav//(дата обращения 05.02.2022).
19.Доника А.Д., Доника Д.А. Медико-социальные и этико-правовые последствия пандемии COVID-19. - Тамбов, 2021. - 70 с.
20.Доника А.Д., Ягупов П.Р. Этическое образование в медицинском вузе: европейская практика // Биоэтика. - 2020. - № 2 (22). - С. 31–34.
21.Единая информационная система «DOBRO.RU» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://dobro.ru/ (дата обращения 05.02.2022).
22.Жевелик О.В. Добровольчество как одно из направлений деятельности медицинских организаций / О.В. Жевелик, Е.М. Дзюман, Т.А. Чижевич // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. – 2021. - № 1. – С. 16 - 19.
23.Заболотная С.Г. Ценностные аспекты волонтерской деятельности будущих врачей / С.Г. Заболотная // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5. – С.78-80.
24.Каграманян И. Н. Главные вызовы пандемии COVID-19 с точки зрения медицинского образования в Российской Федерации / И. Н. Каграманян, И.А. Купеева, А.И. Тарасенко, А.О. Ефимова // Национальное здравоохранение. - 2020. - № 1. - С. 9-16.
25.Кузьминчук A.A. Направления молодежного добровольчества: специфика и перспективы развития / A. A. Кузьминчук, M. B. Певная, Е. Р. Тимиршина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2019. – №2 (53). – С. 68-77.
26.Макарова Е. Е. Некоторые аспекты волонтерского движения / Е. Е. Макарова // Бюллетень научных студенческих обществ ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Гуманитарные и социальные науки. – 2020. – № 3. – С. 142- 145.
27.Мотвиеченко И.А. Волонтерство – перспективное направление / И.А. Мотвиеченко // Социономия. – 2019. – № 1. – С. 13-21.
28.Неволина Е.С. Проблемы волонтерской деятельности в период пандемии и пути их решения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения 05.02.2022).
29.Пандемия COVID-19. Стресс-связанные последствия. Учебное пособие для врачей. – М.: ООО «Медицина-Информ», 2020. – 32 с.
30.Певная М.В. Студенческое волонтерство: особенности деятельности и мотивации / М.В. Певная // Высшее образование в России. – 2019. - № 6. – С. 81 - 88.
31.Родионов П.В. Волонтерская организация как среда профессиональных проб студентов вуза / П. В. Родионов, В. А. Стародубцев / /Педагогическое образование в России. – 2019. – №. 7. – С. 54-63.
32.Селедкова А. Ю. Развитие волонтерства (добровольчества) в период пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения 05.02.2022).
33.Семенова О.А. Особенности волонтерской деятельности в медицинском университете / О.А. Семенова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. - № 9. – С. 24-27.
34.Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13877?print=1 /(дата обращения 05.02.2022).
35.Федеральный центр поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://xn--d1asetk.xn--p1ai//(дата обращения 05.02.2022).
36.Шестакова И.В., Даниленко Е.Е. Интеграция в профессию: медицинское волонтерство [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/(дата обращения 05.02.2022).
Читать дальше