В выводах приведены теоретическое обобщение и предложено новое решение научной проблемы, заключающееся в выработке концептуальной модели теории и практики функционирования уголовно-исполнительной системы по Омской области. Комплексное исследование теоретико-прикладных основ функционирования уголовно-исполнительной системы по Омской области с позиций повышения оценки ее эффективности дает основания для таких выводов и предложений:
1. В контексте исследования уголовно-исполнительного права как нормативно-правовой основы уголовно-исполнительной системы отмечено, что его нормы прежде всего призваны урегулировать порядок и условия выполнение и отбывание наказаний путем взаимодействия субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, а это, в свою очередь, требует разработки действенного правового механизма. Соответственно, эффективность такого правового механизма существенным образом влияет на механизм оптимального исполнения наказаний, является квинтэссенцией построения пенитенциарной системы нового европейского типа. Усовершенствован понятийный аппарат, связанный с уголовно-исполнительной категорией «исполнения наказания».
Определено, что исполнение наказания – это деятельность уполномоченных государством органов и учреждений по реализации предписаний норм уголовно-исполнительного законодательства, направлена на достижение целей и задач наказания. В свою очередь, механизм исполнение наказания можно представить, как систему, содержащую взаимосвязанные элементы, посредством которых реализуются предписания норм уголовно-исполнительного законодательства. Структурно-логично в данной системе выделены следующие элементы: нормы права, субъекты, объекты, связи между ними. Показано, что предметом уголовно-исполнительного права является регулирование деятельности органов и учреждений исполнения наказаний общественных отношений, возникающих в процессе выполнения и отбывания уголовных наказаний и пробации, а потому как отрасль права оно имеет собственный метод правового регулирования общественных отношений, входящих в нее предмета. В свою очередь, предметом пенитенциарного права должно стать организация деятельности пенитенциарных институтов общества во взаимодействии с другими сегментами механизма государства и гражданского общества, направлена на достижение цели исправления и ресоциализации осужденных. Установлено, что по форме терминами-синонимами, уголовно-исполнительное и пенитенциарное право (политика, законодательство, практика) имеют нетождественное содержание, поскольку первое ориентировано на внешние воздействия на лицо осужденного, а второе – на внутренний потенциал последнего, а именно раскаяние в процессе отбывания наказания. В контексте выявленных содержательных различий отмечено, что без обеспечения пенитенциарного сегмента невозможно достичь таких составляющих цели наказание, как исправление осужденных, а также предотвращение совершения ими новых преступлений. В свою очередь, уголовно-исполнительный сегмент, изолированный от пенитенциарного, может достичь только таких целей наказания, как наказание, а также предотвращение совершения новых преступлений другими лицами.
2. Проведен анализ теоретико-правовых и методологических основ исследование функционирования уголовно-исполнительной системы по Омской области позволил выяснить его современное состояние научного исследования. В то же время отечественные ученые-пенитенциаристы и законодатель до сих пор не определились с терминологией относительно понятий «уголовно-исполнительная система», «пенитенциарная система» и т.д. Определено, что методология исследование уголовно-исполнительной системы является учением о мировоззрение и систему научных подходов, принципов, методов, приемов и способов познания и объективной оценки идеологии функционирования органов и учреждений исполнения наказаний, действующего уголовно-исполнительного законодательства и правовых механизмов деятельности УФСИН по Омской области и других социальных институтов по достижению цели исправления и ресоциализации осужденных.
3. Предоставлена характеристика концептуальных основ реформирования кадровой политики уголовно-исполнительной системы по Омской области. Указано, что проведено исследование в контексте концептуальных основ реформирования уголовно-исполнительной системы по Омской области в пенитенциарной показало чрезвычайную сложность такого вида исследовательской деятельности, которая обусловлена: во-первых, важностью и спецификой стоящих теоретических и практических задач перед юридической наукой в уголовно-исполнительной сфере в процессе ее реформирование; во-вторых, комплексным характером самой науки уголовно-исполнительного права, требующей от исследователя знания значительного количества самостоятельных дисциплин, в том числе и неюридических; в-третьих, разнообразием методов уголовно-исполнительных исследований, которые привлекаются из подключением других отраслей права и других наук, в частности истории, политологии, социологии, логики, психологии, педагогики и т.д.
Сформулировано авторское определение понятия «пенитенциарная система» – это совокупность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных институций, объединенных на интегрально-функциональных началах вокруг центрального органа пенитенциарного управления, который положен обязанности по выработке и реализации единой государственной политики в области исполнение наказаний и пробации, где все органы и институты взаимодействуют в направлении обеспечения безопасности личности, общества и государства путем исправления осужденных, ресоциализации лиц, отбывших наказание, предотвращение совершения новых уголовных правонарушений как осужденных, так и другими лицами, а также предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающему достоинство обращению с осужденными.
4. Проведённый компаративный анализ функционирования пенитенциарных систем по Омской области позволил установить типовые признаки пенитенциарных систем стран мира, что позволило в дальнейшем предложить изменения и дополнения к законодательству в сфере исполнение и отбывание наказаний в части определения ключевой цели соответствующего элемента механизма государства, которым является изоляция осужденных от общества; обоснование уровней безопасности как ключевого критерия классификации пенитенциарных учреждений; содержание в одиночных камерах с целью обеспечения личной безопасности; определение дифференцированных групп осужденных в целях оптимальной реализации программ исправительного воздействия; внедрение отдельных элементов прогрессивной системы в целях применение средств исправления и ресоциализации.
5. Раскрыто содержание уголовно-исполнительной политики. Предложена ее авторское определение «уголовно-исполнительная политика», под которой нужно понимать определение основных направлений, форм, методов и средств правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов, общественных институтов и граждан в сфере исполнения наказаний, пробации и реализации мер социальной адаптации лиц, отбывают или отбыли наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок.
6. Проведен системно-структурный анализ принципов уголовно-исполнительной политики как концептуальной основы функционирования уголовно-исполнительной системы. Сформулировано авторское определение «принципы уголовно-исполнительной политики» – это общие руководящие положения, идеи, императивные требования, составляющие основу относительно формирования и реализации государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний и пробации, характеризующих ее сущность и назначение в обществе и имеющие доктринальное выражение и нормативно-правовое закрепление.
7. Раскрыта сущность реализации уголовно-исполнительной политики в процессе обеспечения исполнения наказаний Доказано, что методология понимание уголовно-исполнительной политики как средства обеспечения исполнение наказаний должно основываться на научных постулатах науки уголовно-исполнительного права, а также на законодательных положениях по порядку и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний и пробации, содержащихся в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ.
8. Обозначены проблемные вопросы реализации уголовно-исполнительной политики как средства предотвращения преступности в местах лишения свободы за результатами анализа уголовно-исполнительной политики как средства предотвращение преступности сформулировано предложение ввести в России системы мониторинга рецидива преступлений, совершенных лицами после отбытия наказаний, связанных с лишением свободы.
9. Исследованы место и роль уголовно-исполнительной системы в механизме государства. Доказано, что уголовно-исполнительные учреждения механизме правового государства должны играть роль правоохранительных органов, но в строгих рамках функций исполнительной власти. То есть в силу соответствующих диалектических связей такие органы выступают одновременно и правоохранительными, и исполнительными. В первом случае предполагается, что они не должны быть репрессивными, карательными, а, напротив, обязаны обеспечивать верховенство права в государстве и обществе. Во втором указывается место таких органов в системе разделения властей с безусловным отнесением их к исполнительной ветви власти.
10. Обозначены и структурированы формы взаимодействия различных подразделений уголовно-исполнительной системы через выделение следующих функциональных направлений: 1) взаимодействие органов и учреждений исполнения наказания с органами досудебного расследования; 2) взаимодействие органов и учреждений исполнения наказаний с судами; 3) взаимодействие органов и учреждений исполнение наказаний с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, благотворительными и религиозными организациями. Доказано, что направления и формы постоянно изменяются, совершенствуются или отмирают под влиянием социально-экономических, политических, духовных и других условий жизни динамично развивающиеся общества.
11. Дана основательная оценка эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы. На основании полученных во время исследования научно-прикладных обобщений выделены критерии оценка эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы с учетом таких факторов, как: 1) административно-территориальный (правовой фактор); 2) ресурсы, затраченные на функционирование уголовно-исполнительной системы (экономический фактор); 3) постпенитенциарный и пенитенциарный рецидив (фактор риска уголовно-правовой политики); 4) степень общественного одобрения результатов функционирования уголовно-исполнительной системы (фактор общественного одобрения); 5) коэффициент неправомерного обращения (фактор насилия, издевательства, пытки); 6) признание прав и свобод осужденных (фактор защищенности осужденных). Учитывая, что по таким показателям, как: уровень постпенитенциарной преступности (65%); не надлежащее владение сотрудниками системы (60%) знаниями относительно правовых основ их деятельности, эффективность системы требует усовершенствования, диссертантом предложен авторский алгоритм повышение эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы за счет повышения уровня компетентности работника, улучшения его социально-правовой защиты, тесного сотрудничества уголовно-исполнительных учреждений с уполномоченными органами пробации и другими социальными институциями.
12. Представляется необходимым закрепить положение, согласно которому администрация не вправе отказать официально зарегистрированным общественным организациям посещать уголовно-исполнительные учреждения, за исключением случаев, когда есть данные о том, что такая организация связана с уголовными структурами. Причем такой отказ администрации должен быть мотивированным и может быть обжалована в суде. Предложено установить положение, что сотрудничество уголовно-исполнительных учреждений и общественных организаций осуществляется на основании общего договора между общественной организацией и учреждением или между публичной организацией и вышестоящим органом. При этом целесообразно добавить положения о том, что члены общественных организаций, которые имеют неснятую или непогашенную судимость в уголовно-исполнительных учреждениях могут не допускаться по основаниям, изложенным выше. Следует установить, что администрация или высший орган в любом случае обязаны указать причины, по которым общественная организация или ее члены не допускаются в уголовно-исполнительные учреждения.
13. Работник уголовно-исполнительной системы является представителем закона и государственной власти. Его деятельность регламентировано множеством нормативных документов по разным направлениями работы, включая оперативно-режимную, производственную, социально-психологическую и другие сферы. Суровое соблюдение этих предписаний является отличительной чертой деятельности работников учреждений Но никакой документ или инструкция не смогут предусмотреть все возможные ситуации, возникающие в реальной жизни и требуют от работника самостоятельного, а иногда единственно верного решения. Поэтому наравне с его профессиональными достижениями и умениями важную роль играют нравственные качества. Нравственные качества работников учреждений исполнения наказаний есть основой признания обществом авторитета службы, который сегодня, к сожалению, остается достаточно низким. Часто пренебрежение пенитенциарным персоналом норм этики и культуры, недостаточная нравственность работников является причиной их неудовлетворительной работы.
14. По нашему убеждению, стратегические основы кадрового обеспечения УФСИН по Омской области предусматривают: обучение персонала современным методикам работы с осужденными; обеспечение постоянной готовности к выполнению оперативно-служебных задач; формирование у персонала высоких моральных качеств, чувство личной ответственности за исполнение должностных обязанностей; усовершенствование навыков руководящего состава передовых форм и методов работы на основе научной организации управления; привлечение персонала к научной деятельности, семинаров конференций, проводимых с целью усовершенствования профессиональной деятельности; проведение социально-психологических тренингов с персоналом органов и учреждений исполнения наказаний с целью выявления и преодоления профессиональной деформации; повышение уровня правовой и социальной защиты персонала, оптимизации его численности с учетом научно обоснованных норм нагрузки и международной практики; обеспечение медицинским обслуживанием, реабилитацией и восстановительным лечением; улучшение условий труда персонала, совершенствование системы применения мер морального и материального стимулирования труда; обмен опытом работы в органах и учреждениях исполнения наказаний и т.д.
15. Рассматривая профессиональные, морально-нравственные требования к пенитенциарному персоналу, следует отметить то, что существует целый ряд объективных и субъективных причин, что отрицательно отражаются в деятельности персонала органов и учреждений исполнение наказаний. В частности, требуют решения вопроса: правовой и социальной защиты персонала УФСИН по Омской области, оптимизации его численности с учетом научно обоснованных норм погрузки и международной практики; обеспечение медицинским обслуживанием, реабилитацией и восстановительным лечением персонала УФСИН по Омской области, членов их семей и пенсионеров УФСИН; улучшение условий труда персонала, усовершенствование системы применения мер морального и материального стимулирование труда; обеспечения должного уровня научного сопровождения деятельности УФСИН по Омской области; создание эффективной системы отбора и подготовки квалифицированного персонала УФСИН по Омской области, введение специализированной системы образования, охватывающей все виды обучение: от начальной профессиональной подготовки до полной высшего образования и последующего последипломного образования, а также обеспечение непрерывного образования, направленного на удовольствие потребностей УФСИН по Омской области в случае необходимости переподготовки и повышение квалификации персонала.
Следовательно, перед учреждениями и органами исполнения наказаний поставлены конкретные задачи - исполнение приговора суда в соответствии с правилами, установленных уголовно-исполнительным и другим законодательством. При этом учреждения и органы исполняют определенное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, в отдельных видах наказания применяются меры исправительного воздействия на осужденных. Однако этими функциями задачи исполнения наказаний не ограничиваются. Важной задачей учреждений и органов исполнения наказаний является обеспечения процесса исправления, создания условий для переоценки жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения самыми осужденными путём повышение общеобразовательного и культурного уровня осужденных, их физического, психического, правового и духовного развития, а также обеспечения цивилизованного уровня жизнедеятельности осужденных в местах лишения свободы Задача исправления осужденных приоритетна и самая сложная в числе задач, поставленных перед системой учреждений и органов исполнения наказаний.
Во-первых, его решение не исчерпывается применением наказание как совокупности карательных ограничений В некоторых наказаниях с этой целью осуществляется специальный воспитательный процесс – исправительное воздействие, которое базируется на изучении личности осужденного, психолого-педагогическому и другому воздействии на нее.
Во-вторых, поскольку исправление осужденного достаточно отдаленное по времени результат, необходимые усилия администрации для того, чтобы ускорить внутренний процесс смены лица осужденного.
В-третьих, исправление осужденных – важнейшее социальное задачи, стоящие перед системой учреждений и органов исполнения наказаний. Его решение гарантирует решение проблемы специального предупреждения преступлений во время отбывания наказания, а также правопослушного поведения гражданина после отбытия наказания. Бесспорно, что все вышеприведенные проблемные вопросы требуют дополнительного научного осмысления с последующим выработкой механизма их оптимального решения. В то же время, работники органов и учреждений УФСИН по Омской области должны глубоко осознавать, что свою работу они выполняют, получив высокое доверие общества и государства, а потому высокая порядочность, честность, неподкупность, объективность, постоянное стремление к самосовершенствованию должно быть главными чертами их натуры.
Таким образом, каждый гражданин, решивший связать свою профессиональную деятельность с системой исполнения наказаний, должен четко осознавать, что неукоснительное соблюдение определенных до персонала требований поддерживает авторитет не только службы, которую он представляет, но и государства, гражданином которого он является.