ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕДЕРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИАЛНЬОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 7
1.1. Федерализм как особый вид государственно-территориального устройства: подходы к определению 7
1.2. Основные виды и особенности федераций 12
2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВ С ФЕДЕРАТИВНЫМ ТИПОМ УСТРОЙСТВА 16
2.1.Система организации власти и управления при федеративном территориальном устройстве 16
2.2. Институт территориальной автономии 19
3. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
3.1. Основные этапы развития федеративной территориально-политической системы в 1990-2010 гг. 24
3.2. Проблемы и перспективы развития российского федерализма в 2000-х гг. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
В заключение проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Федерализм являет собой весьма важный фактор мирового политического процесса. Данная модель политико-территориального устройства государства стала складываться в конце XVIII века. В настоящий момент в науке, как зарубежной, так и российской, не сложилось единого определения федерализма. В самом общем виде под федеративным устройством государства можно понимать особое территориальное образование, состоящее из разных, относительно обособленных и самостоятельных регионов, связанных между собой и централизованной властью государства на основе конституции или договора.
Федеративные государства исследователи классифицируют по самым разным основаниям. Наиболее распространенной является классификация по характеру выделения федеральных регионов, историческим особенностям создания федеративных государств, особенностям полномочий «центра и периферии» федерации.
Главной отличительной чертой федерализма является разграничение властных полномочий в управлении государством между федеральными регионами и центром. Данное разграничение может быть достаточно явным, когда субъекты федерации обладают большой политической самостоятельностью и законодательной инициативой. Как, например, в США. Или наоборот, субъекты федерации могут быть наделены самостоятельностью в достаточно узком круге вопросов и иметь сильную зависимость от федерального центра. Как это наблюдается на примере федеративного устройства России.
Политический институт федерализма включает в себя и территориальную автономию. Территориальная автономия - это относительная самостоятельность в политико-экономических решениях отдельных территорий страны. Территориальная автономия может быть выделена в рамках федеративного и унитарного государства по национальному или территориальному признаку.
Федерализм относится к сложному способу правления, объединяющему общее правительство (центральное или «федеральное» правительство) с региональными правительствами (провинциальными, государственными, кантональными, территориальными или другими подразделениями) в единую политическую систему. Его отличительной чертой является установление паритетных отношений между двумя уровнями власти.
В современной России федеральная систему организации страны стала формироваться с 1991 г. после распада СССР. В своем развитии федерализм РФ прошел несколько стадий развития. Однако, как считают исследователи, процесс его формирования до конца не завершен. С 2000 г. в России происходит постепенное укрепление позиций федеральной власти в регионах и понижение реальной политической и экономической автономии субъектов РФ.
Дальнейшее развитие федеративной политико-территориальной системы России представляется достаточно сложным. На данный процесс будут влиять как внешние, международные, так и внутренние факторы. К важнейшим факторам следует отнести будущее социально-экономическое развитие регионов, и общее развитие демократических процессов, процессов консолидации и укрепления федеральной власти в России.
Читать дальше
1. Клашас А.А. Проблемы федерализма в России /Совет Федерации Федерального собрания РФ. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/36935/ (дата обращения: 04.03.2022)
2. Конституция Российской Федерации /В редакции с 25.12.1993 по 13.01.1996. URL: https://konstitucija.ru/1993/1/ (дата обращения: 03.03.2022)
3. О национально-культурной автономии: Федеральный закон РФ №114 от 05.06.1996. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody =&nd=102041937 (дата обращения: 03.03.2022)
Литература
4. Алексеев Р. А. Общетеоретические начала федерализма: понятие и признаки //Вопросы политологии. – 2012. – №. 1. – С. 86-93.
5. Ахмедова Ф. Р. Влияние глобализации на федерализм // Проблемы совершенствования законодательства. – 2019. – С. 74-78.
6. Гуляков А. Д. Множественность моделей федерализма и использование компаративистского подхода в их исследовании //Правовая политика и правовая жизнь. – 2016. – №. 1. - С.37-42.
7. Дасуев М. Л. Федерация как система //Вестник Медицинского института. – 2021. – №. 1. – С. 21-24.
8. Евдокимов С.И. Административно-территориальные образования в России6 оценка исторического опыта //Псковский регионологический журнал. - 2010.- №10. - С. 23-28.
9. Евтихова Н. В. Институциональный подход к изучению федерализма //Вестник Забайкальского государственного университета.- 2007.- №3.- С.53-58.
10. Евтюшкин И. В. Институт территориальной автономии в контексте центростремительных тенденций развития политической системы: вопросы теории //Общество: политика, экономика, право. – 2019. – №. 8 (73). - С.48-53.
11. Клашас А.А. Проблемы федерализма в России /Совет Федерации Федерального собрания РФ. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/36935/ (дата обращения: 04.03.2022)
12. Княгинин К. Н. Субъектно-территориальная структура федеративных государств //Lex Russica. – 2017. – №. 4 (125). – С. 89-109.
13. Колташов В. «Империя наоборот»: Опыт распада СССР для интеграционной стратегии России. ULR: https://eurasia.expert/opyt-raspada-sssr-dlya-integratsionnoy-strategii-rossii/ (дата обращения: 03.03.2022)
14. Кутафин О.Е. Российская автономия: монография. - М.: Проспект, 2006 - 767 с.
15. Матафонова Ю.А. Управление федеративным государством: базовые институты федеративной системы // Власть.- 2014.- №11. - С.133-136.
16. Морозов О.В. Феномен федерализма и политико-правовая классификация современных федеративных государств //Вестник Московского университета. Серия 12. Политологические науки.- 2017.- №3. - С.17-38.
17. Росс Кэмерон. Кризис российского федерализма // Политическая наука. - 2011.- №4. - С. 71-96.
18. Ульянищев П.В. Автономия как форма территориального управления //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки.- 2008.- № 2. - С.28-36.
19. Федеральные округа появились в России 21 год назад. URL:https://news.rambler.ru/politics/46402353-federalnye-okruga-poyavilis-v-rossii-21-god-nazad/ (дата обращения: 03.03.2022)
20. Чиркин, В.Е. Современное федеративное государство — М.: МНИМП, 1997. — 128 c.
21. Хотян А.В. Центр-региональные отношения в условиях современного российского федерализма (этапы развития) // Теория и практика общественного развития.- 2013.- №12. - С. 102.-104.
22. Этапы развития российского федерализма /Совет по внешней и оборонной политике. URL: http://www.svop.ru/public/2000/ content0003700132.htm (дата обращения: 04.03.2022)
23. Hayrapetyan A. Federalism, Functionalism and the EU: The Visions of Mitrany, Monnet and Spinelli URL: https://www.e-ir.info/2020/09/21/federalism-functionalism-and-the-eu-the-visions-of-mitrany-monnet-and-spinelli/ (дата обращения: 02.03.2022)
24. Leeders H. Federalism! What federalism? URL: https://ec.europa.eu/governance/whats_new/federalism_en.pdf (дата обращения: 02.03.2022)
Читать дальше