ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Общее понятие о грамматической категории 6 1.2 Психолого-педагогические основы формирования грамматических понятий у младших школьников 7 1.3 Задачи и содержание работы по формированию грамматического понятия у младших школьников в период обучения грамоте 10 Выводы по 1 главе 13 ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 14 2.1 Методика формирования грамматических понятий у учащихся начальных классов 14 2.2 Упражнения и фрагменты уроков по изучению числа и рода имени существительного, направленных на формирование навыков сопоставительного анализа 18 Вывод по 2 главе 20 ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 21 3.1 Выявление уровня освоения грамматического понятия 21 3.2 Создание условий на уроках обучения грамоте для формирования грамматического понятия 23 3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 24 Выводы по 3 главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 31

«Формирование грамматических навыков учащихся начальной школы»

курсовая работа
Педагогика
27 страниц
77% уникальность
2022 год
41 просмотров
Ионова С.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1. Общее понятие о грамматической категории 6 1.2 Психолого-педагогические основы формирования грамматических понятий у младших школьников 7 1.3 Задачи и содержание работы по формированию грамматического понятия у младших школьников в период обучения грамоте 10 Выводы по 1 главе 13 ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 14 2.1 Методика формирования грамматических понятий у учащихся начальных классов 14 2.2 Упражнения и фрагменты уроков по изучению числа и рода имени существительного, направленных на формирование навыков сопоставительного анализа 18 Вывод по 2 главе 20 ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 21 3.1 Выявление уровня освоения грамматического понятия 21 3.2 Создание условий на уроках обучения грамоте для формирования грамматического понятия 23 3.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 24 Выводы по 3 главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29 ПРИЛОЖЕНИЯ 31
Читать дальше
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения, происходящие в развитии современного общества, требуют от педагогов подготовки творчески развитых, инициативных личностей, обладающих значительным умственным потенциалом и стремящихся к интеллектуальному и духовному самосовершенствованию. Возникает необходимость включения ребенка в процесс учебной деятельности, своеобразие которой заключается в том, что в ходе ее осуществления ребенок усваивает знания теоретического характера путем решения учебных задач, связанных с формированием системы понятий. Это определяется современным содержанием образования и является особенно значимым на современном этапе развития педагогической науки, в общем, и школьной практики, в частности. Период обучения в начальной школе характеризуется усвоением детьми большого количества грамматического материала. В результате изучения грамматических категорий частей речи учащиеся должны научиться быстро и безошибочно определять признаки, а самое главное, грамотно использовать полученные знания и умения, как в устной, так и в письменной речи.


Студенты не знаю как лучше поступить: заказать написание диссертации по философии или писать самому? Если есть свободное время, то конечно лучше потратить его на написание диссертации. Но если времени нет, может быть из-за работы, из-за личных дел или банальной лени, лучше заказать диссертацию у профессионалов из Work5. Наши авторы это кандидаты, доктора наук и практикующие специалисты.


. Изучением этой проблемы занимались такие ученые, как М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Светловская, Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин и др. В психологической литературе уделяется много внимания проблеме формирования логических умений анализа, сравнения, синтеза (Н.Ф. Талызина, М.Н. Шардаков, А.А. Люблинская, Д.Н. Богоявленский). Важность обучения учащихся данным логическим операциям подтверждается исследованиями И.М. Соловьева, Е.Н. Шиловой, Л.М. Румянцевой и др. Таким образом, вышеизложенное определяет актуальность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы. Цель исследования – определить условия формирования грамматического понятия у младших школьников на уроках русского языка. Объект исследования – формирование грамматического понятия в начальной школе. Предмет исследования – процесс формирования грамматических навыков у младших школьников на уроках русского языка. В основу исследования положена гипотеза о том, что формирование грамматического навыка в начальных классах будет проходить более успешно, если в процессе обучения будет использован разработанный нами комплекс упражнений. Достижение поставленной цели возможно через реализацию следующих задач: 1) Проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу определения грамматического навыка и способов его формирования в учебном процессе; 2) Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования грамматических понятий у младших школьников; выявить методические особенности формирования грамматических понятий у младших школьников; 3) Рассмотреть возможность формирования навыков сопоставительного анализа на уроках русского языка в начальной школе; 4) Разработать систему упражнений, направленных на формирование грамматических понятий у младших школьников на уроках русского языка. 5) Проанализировать полученные результаты. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, синтез полученного материала, обобщение и обработка полученной информации, проектирование уроков. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: - выявлены особенности формирования грамматических навыков речи младших школьников на основе индивидуальных учебных стратегий; - определена номенклатура грамматических навыков речи, которые формируются у младших школьников на основе индивидуальных учебных стратегий; - выявлены организационно-методические условия формирования грамматических навыков речи на основе индивидуальных учебных стратегий обучающихся, применительно к начальному этапу обучения. Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: эмпирические методы: педагогические наблюдения; общенаучные теоретические методы: анализ и синтез, сравнение, метод выборки, элементы количественного анализа; методы социально-гуманитарных наук: описательный метод; дисциплинарные методы: метод анализа, интерпретационный метод. Теоретико-методологической базой исследования послужили теории психологической базы современной личностно ориентированной педагогики, гуманистический подход к становлению и развитию личности, заданный представителями отечественной возрастной и педагогической психологии (Е.Д. Божович, Л.С. Выготским, О.С. Газманом), A.A. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и др.); Теоретическая значимость заключается в том, что представлено теоретическое обоснование методики формирования грамматических навыков речи обучающихся на основе индивидуальных учебных стратегий. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы учителями начальных классов, студентами-практикантами при проведении уроков по изучению грамматических категорий имен существительных на уроках русского языка. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
В результате проведенного исследования достигнута выдвинутая цель и решены все поставленные задачи. В ходе теоретического анализа литературы по проблеме формирования грамматических понятий у младших школьников в первой и во второй главе исследовательской работы было определено, что в грамматическом понятии заключен результат обобщения существенных признаков. У младших школьников необходимо развивать умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать то общее, грамматическое, что характерно для слов как определенной лексико-грамматической группы (что обозначают, на какой вопрос отвечают, как изменяются и т.д.). В третьей главе представлена опытно-экспериментальная работа по формированию грамматических понятий на уроках русского языка. Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ средняя школа №2 г. Лысково. В исследовании принимали участие 44 второклассника: по 22 ученика в контрольной и экспериментальной группах. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня освоения грамматического понятия у младших школьников. Для проведения диагностики была выбрана методика Г.А. Волковой. В результате диагностики на констатирующем этапе было определено, что до эксперимента часть ребят имеют высокий уровень освоения грамматических понятий, однако доля таких учеников небольшая. Основная масса школьников испытывают трудности в дифференциации предметов и явлений по существенным признакам, что позволяет судить о необходимости правильной организации познавательной деятельности младших школьников, способствующей формированию абстрактно-логического мышления как залога успешного усвоения грамматических понятий. На втором этапе при формировании грамматических понятий у учащихся при соответствующей организации обучения могут быть развиты такие универсальные учебные действия, как выдвижение гипотезы, построение цепочки рассуждений, выделение основания для сравнения, анализ, синтез и др. На этапе открытия нового знания и отработки изученного грамматического понятия актуальным становится такое действие, как сопоставительный анализ, который в свою очередь, способствует синтезу полученной информации, подведению под поднятие, проведение классификации. На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня освоения грамматического понятия у младших школьников, которая показала, что в контрольной группе результаты не изменились, а в экспериментальной группе значительно сократилась доля младших школьников с низким уровнем освоения грамматического понятия и увеличилась доля учеников с высоким уровнем. Таким образом, на протяжении эксперимента происходило развитие абстрактно-логического мышления, определяющего способность младших школьников к правильному употреблению различных грамматических форм на практическом уровне. Таким образом, можно считать, что поставленная в начале работы цель исследования достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Исангулова, А. Формирование грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе / А. Исангулова // Продленка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/259183-statjaformirovanie-grammaticheskih-navykov-n (дата обращения 02.03.2022). 2. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. Учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 511 с. 3. Мачулина, М.А. Методика обучения русскому языку в начальной школе. Учебное пособие по русскому языку для самостоятельной работы студентов / М.А. Мачулина, Н.Д. Суховеева, И.В. Иванченко, Р.И. Пелипенко. – Пятигорск: ООО «РИА-КМВ», 2018 – 116 с. 4. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т.И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т.И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 468 с. 5. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ от 6 октября 2009 г. № 373: [зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2009 г. № 15785]. – Москва: Минобр и науки, 2009. – 29 с. 6. Плотникова, С. В. Караева А. А. Методика начального языкового образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / – Екатеринбург, 2019. – 280 с. 7. Рамзаева, Т.Г, Методическое пособие для учителя. 2 класс. Рамзаева Т.Г. – М. «Дрофа», 2021г. 8. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников : учеб. пособие / Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова; Урал. гос. пед. ун-т .— 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 137 с. 9. Хаустова, В. Н. Организация усвоения младшими школьниками грамматических понятий при изучении частей речи / В. Н. Хаустова, Е. Г. Губарева, Н. Н. Мальцева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — 2016. — С. 40-43. 10. Фомина, Д.А. Формирование грамматических навыков на уроках русского языка в начальной школе / Д.А. Фомина // Начальная школа [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/10/14/formirovaniegrammaticheskih-navykov-na-urokah-russkogo-yazyka-v (дата обращения 02.03.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Использование инструментов мерчандайзинга на предприятии
Количество страниц:
35
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы»
Количество страниц:
40
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
курсовая работа
Контроль как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
Количество страниц:
26
Оригинальность:
50%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Административное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image