Введение 3
Глава 1.Адаптация ребенка к школе как психолого-педагогическая проблема 5
1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации ребенка к школе 5
1.2 Психологические особенности адаптации ребенка к школе 10
1.3 Факторы успешной адаптации первоклассников к школьному обучению 24
1.4 Проблемы психолого-педагогической работы с первоклассниками 31
1.5 Психолого-педагогические рекомендации по улучшению адаптации первоклассников к школьному обучению 37
Выводы по главе 1 45
Глава 2. Эмпирическое изучение адаптации ребенка к школе 46
2.1 Цель и задачи исследования 46
2.2 Организация исследования 47
2.3 Методы исследования, направленные на изучение адаптации ребенка к школе 51
2.4 Статистическая обработка данных 52
2.5 Анализ и результаты исследования 60
2.6 Рекомендации, направленные на повышение адаптации первоклассников к школьному обучению 67
Выводы по главе 2 71
Заключение 72
Список использованной литературы 74
Приложение 1 77
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Начальный этап обучения первоклассников в школе имеет исключительное значение для последующего их успешного обучения и вместе с тем сопряжен с рядом трудностей, обусловленных отсутствием у них необходимых навыком взаимодействиями с другими детьми и учителем. Поэтому большое значение приобретает психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации к школьному обучению.
Каждый ребенок, начиная обучение в школе, сталкивается со множеством изменений в привычной жизни. Основными показателями успешной адаптации ребенка к школе являются положительное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, сформированность мотивации учения, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Младший школьный возраст является достаточно значимым периодом жизни, поскольку в это время закладываются основы характера и поведения, проявляется темперамент, а также стремление занять определенный социальный статус в обществе.
Кардинальная перестройка жизни ребёнка в связи с поступлением в школу, естественно, не может не сказываться на эмоциональной сфере еще не полностью сложившейся личности, что значительно затрудняет его адаптацию к новым условиям жизни. С другой стороны, окружающие ребёнка люди, подчас сами недостаточно сориентированы, и до конца не осознают трудности перестройки жизни первоклассника. В этой связи поиск способов и средств, облегчающих процесс вхождения в школьную среду детей с разным уровнем готовности к школе и с самыми разнообразными личностными свойствами и качествами, становится самостоятельной задачей деятельности всех субъектов, включённых в образовательный процесс.
Цель педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Социально – педагогическая деятельность по адаптации первоклассников к школе осуществляется психологом, социальным педагогом и классным руководителем.
Деятельность по поддержке первоклассников в адаптационный период необходима и может эффективно осуществляться при организации специальных условий: в процессе обучения учитель будет опираться на комплекс интересующих ребёнка проблем; общение строить в диалоговом режиме, помогая первокласснику научиться находить и исправлять (неизбежные в начале обучения любому делу) ошибки; а также с использованием результатов проведённых специально подобранных психодиагностических методик.
Как показали результаты проведенного нами исследования, разработанная нами программа по адаптации первоклассников к обучению в школе эффективна и дает положительные результаты. Значит, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.
Рекомендации. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе, а также для более углубленного понимания изученной темы.
Читать дальше
1.ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения 26.02.2022).
2.Баданина Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход / Образование в современной школе. - 2018. — № 6. — С. 37–45.
3.Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. - М.: Академия, 2019. - 232 с.
4.Беличева С.А. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: Сфера, 2017. - 360 с.
5.Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. - М.: Педагогический поиск, 2017. - 256 с.
6.Битянова М.Р. Первичная адаптация ребенка в школе. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychlib.ru(дата обращения 26.02.2022).
7.Блонский П.П. Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 575 с.
8.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
9.Варламова А.Я. Школьная адаптация [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
10.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. Собрание сочинений [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
11.Горячкина М.М. Общие представления о психофизиологической адаптации / Вестник науки и образования. - 2020. - № 4. - С. 8-12.
12.Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
13.Дамаданова Х.Д. Социальная адаптация первоклассников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - 2019. - №10. - С.123-126.
14.Журавлев А.Л Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. — 416 с.
15.Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 26.02.2022).
16.Зимняя И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
17.Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников к школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2018. – 170 с.
18.Кузнецова Л. В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2020. - № 4. - С. 70-74.
19.Кумарина Г.К. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Дошкольное образование. - 2020. - №1. - С.111-122.
20.Лысенко А.К. Психологическая адаптация первоклассников к школе // Учитель. - 2019. - № 4. - С. 22-24.
21.Методика «Лесенка» (В.Г. Щур). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ped2.ru/psihologu(дата обращения 26.02.2022).
22.Методика для диагностики учебной мотивации школьников (М.Р. Гинзбург). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cdk-detstvo.centerstart.ru(дата обращения 26.02.2022).
23.Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
24.Мухина В. С. Возрастная психология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
25.Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Владос, 2019. - 256 с.
26.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2017. - 360 с.
27.Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
28.Проективная методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://grafdiktant.ru/metodika-elkonina/(дата обращения 26.02.2022).
29.Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psi-school.ru/
30.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
31.Семенова Т.С. Изучение самочувствия и эмоционального состояния первоклассников в период адаптации к школе // Начальная школа. – 2018. - № 8. - С. 13-15.
32.Ушинский К.Д. Педагогика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
33.Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. - М.: Генезис, 2017. – 128 с.
34.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 26.02.2022).
Читать дальше