ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-планирование – это объективный взгляд на предпринимательскую деятельность предприятия, фирмы, а также важный инструмент решения проектно-инвестиционных задач в соответствии с потребностями рынка в сложившейся экономической ситуации.
Потребности предпринимателя в разработке бизнес-плана вызывают следующие причины:
объективность при оценке работы бизнеса, которые учитывают краткосрочные и стратегические цели работы предприятия;
достижение предприятием экономического успеха в результате четкого следования бизнес-плану.
организация такой среды на предприятии, при которой реализуемые решения и идеи наиболее продуктивно работают и обеспечивают заинтересованность инвесторов, партнеров, кредиторов.
Бизнес-план чаще всего используется для оценки рыночной ситуации внутри и вне компании при поиске инвесторов. Это может помочь крупным предпринимателям расширить свой бизнес путем покупки акций другой компании или организации новой производственной структуры, а также служит основой для разработки стратегии национального планирования на уровне государственного регулирования экономики страны. Бизнес-план учитывает как внутреннюю перспективу компании, так и внешнюю.
Бизнес-план координирует шаги, действия, работу, выполненную на этапе бизнес-планирования, до использования инвестиций.
Актуальность работы и необходимость формирования бизнес-плана связана с быстрорастущим уровнем конкуренции и необходимостью экономического обоснования инвестиций.
Целью данной работы является составить бизнес-план объекта исследования с целью экономического обоснования инвестиции.
На основании поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1) изучить теоретические основы бизнес-планирования;
2) проанализировать внешнюю среду реализации проекта;
2) разработать основные разделы бизнес-плана и оценить экономическую эффективность инвестиций.
Объектом исследования в работе выступает проект благоустройства пляжа. Предметом исследования в работе является процесс формирования бизнес-плана проекта.
Информационной базой исследования при выполнении курсовой работы выступали законодательные и нормативные акты РФ из сферы регулирования предпринимательской деятельности, учебники и монографии экономистов по теме бизнес-планирования, материалы сети Интернет.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
1 Методические основы бизнес-планирования на предприятиях
1.1 Роль бизнес-плана в системе планирования деятельности предприятий
Бизнес-план (перевод с английского «Business plan») – представляет собой документ, в котором инициатор описывает все основные аспекты будущей предпринимательской деятельности организации, анализирует потенциальные проблемы, с которыми есть вероятность столкнуться, и определяет альтернативные способы решения этих проблем. На основании бизнес-плана партнеры и инвесторы предоставляют денежные средства инициатору проекта. В настоящее время, бизнес-план является необходимым инструментом экономического, технического, финансового и управленческого обоснования проекта.
Каждый бизнес-план имеет два принципиальных направления [7]:
- внешнее, в рамках которого бизнес-план призван информировать заинтересованных лиц о технических, юридических, организационно-экономических, финансовых и прочих преимуществах проекта;
- внутреннее, в рамках которого бизнес-план призван подготовить заказчику информационное досье, программу реализации проекта с оценкой результатов на каждом этапе.
Бизнес-план чаще всего разрабатывается с целью обоснования выпуска новой продукции или улучшения существующей, внедрения инноваций, реорганизации предприятия и т.д. Неотъемлемой частью в ходе разработки инвестиционного проекта выступает бизнес-план. Данный документ является рабочим инструментом, помогающим осуществлять контроль и управление бизнесом при условии надлежащего его использования. Правильно составленный бизнес-план дает общую идею нового направления в бизнесе, представляет информацию, необходимую для принятий решений инвесторами, банкирами, партнерами. Кроме того, хороший бизнес-план позволяет принять решение о целесообразности инвестирования финансовых ресурсов в новый бизнес, показывает предполагаемые доходы и расходы, а также будущую прибыль.
Основной целью написания бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность экономического субъекта в настоящем и в будущем исходя из условий и перспектив рыночной экономики. В целом, цели написания бизнес-плана можно назвать различные.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции (рисунок 1).
Рисунок 1 - Функции бизнес-плана
Задачи разработки бизнес-плана состоят в следующем:
– определение конкретных направлений хозяйственной деятельности, перспективных рынков сбыта и места предприятия в этих нишах;
– оценка затрат, необходимых для производства и реализации готовой продукции (работ, услуг), соизмерение ее с продажными ценами с целью определения будущей прибыльности инвестиционного проекта;
– выявление соответствия персонала предприятия новому направлению деятельности, оценка действующей системы мотивации персонала;
– анализ материального и финансового состояния предприятия;
– оценка рисков инвестиционного проекта.
Цель бизнес-плана заключается в том, чтобы убедить инвесторов в эффективности проекта, в частности представить экономическую целесообразность вложений финансовых и иных ресурсов с целью получения большей прибыли. Инвестору необходимо знать эффективность предлагаемого ему проекта еще до капитальных вложений с его стороны [5].
Как показывает практика, созданию бизнес-плана способствует необходимость привлечения капитальных вложений со стороны для осуществления новых направлений хозяйственной деятельности. Минимальное количество гарантий, которые даются инвестору, может состоять из следующих положений [10].:
– эффективное направление деятельности, которое по итогам реализации бизнес-плана сможет развиваться дальше и получать более высокие результаты;
– наличие управленческой команды для реализации проекта;
– наличие имущественных гарантий (стоимость заложенного имущества, акции предприятия).
Таким образом, бизнес-план - это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела.
Различие между западными методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным. Целью бизнес-плана развития предприятия является совсем иное — построение траектории развития предприятия на достаточно продолжительный период времени (3-5 лет). Следовательно, использование вышеприведенных методик для разработки бизнес-планов инвестиционных проектов связано с большими трудностями.
При создании бизнес-плана необходимо произвести взаимный учет и увязку интересов всех заинтересованных сторон [6]:
- заказчика, который является инвестором;
- муниципальных органов, которые определяют потребности общества, планируют поступления налогов в бюджет, принимают участие в надзоре за внедрением;
- субподрядных и подрядных фирм, которые детализируют концепции бизнес-плана, осуществляют составление сметной документации, проектирование, технические изыскания, авторский надзор и т.д.
- клиента, использующего продукцию или услуги.
Бизнес-план решает четыре важные задачи:
1) анализ перспектив развития рынка с целью производить востребованный товар, работу или услугу;
2) оценка потенциальных затрат, необходимых для изготовления и реализации проектируемой продукции, и их соотношения ценами, по которым планируется осуществлять сбыт, чтобы обеспечить прибыльность проекта;
3) обнаружить всевозможные проблемы, которые могут иметь место в первые годы его реализации, и разработать различные превентивные мероприятия по минимизации потенциальных рисков;
4) определить критерии и показатели, по которым проект будет оценен после реализации.
Еще одним из целей разработки бизнес-плана может быть получение кредита в банке, или привлечение инвестиций для уже существующего предприятия, а также формулировка и оцифровка стратегических ориентиров в мире бизнеса.
Таким образом, бизнес-план при решении многофакторных задач в процессе разработки и реализации позволяет достичь следующих результатов:
- расчета прогнозных финансовых результатов деятельности (объемов продаж, прибыли, доходов на вложенные средства);
- обоснования экономической целесообразности выбранного направления развития организации;
- определения оптимальных источников финансирования реализации выбранной стратегии;
- подбора персонала, который способен реализовать данный план.
1.2 Структура и содержание бизнес-плана
Структура разделов бизнес-плана определяется целями и задачами, для решения которых создается данный документ. Выделим основные моменты в содержании типового бизнес-плана [1]:
– обоснование наличия платежеспособного спроса на продукцию и/или услуги, которые планируется производить в процессе реализации проекта. Здесь важно выделить ту нишу рынка, на которую ориентирован бизнес исходя из потребительских свойств продукта и/или услуги;
– обоснование технических возможностей производства продукции, оказания услуг или выполнения работ. При решении данной задачи важно учитывать отраслевые особенности выбранного вида бизнеса;
- обоснование финансовых возможностей производства продукции (услуг), а также оценка условий привлечения финансирования при использовании заемных источников финансирования;
– определение круга потенциальных потребителей, сегментация рынка, оценка емкости рынка и т.д.;
– оценка уровня конкурентоспособности в выбранной нише рынка, а также оценка свойств предлагаемого продукта с точки зрения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке;
– обеспечение контроля над достижением запланированных целевых показателей, характеризующих эффективность проекта.
Степень детализации разделов и информации в бизнес-плане определяется такими факторами как функциональная специфика бизнес-плана, размер бизнеса, состоянием рынка сбыта и уровня конкуренции на рынке, установленными стратегическими целями и текущими задачами создаваемого бизнеса. Таким образом, в зависимости от принятой цели разработки бизнес-плана его разделы могут разрабатываться с различной степенью детализации.
Содержание основных разделов бизнес-плана представлено ниже:
1. Введение. Данный раздел раскрывает информацию об инициаторе проекта, разработчике бизнес-плана и содержит такую информацию как:
а) наименование предприятия-заказчика, ее юридический и фактический адрес и контактные данные;
б) контактные лица предприятия-заказчика, а также информация о контактах разработчиков бизнес-плана;
в) возможно раскрытие краткой информации об отрасли и секторе рынка, на котором планируется работать;
г) обеспечение инвестиций: недвижимость, ценные бумаги и т.д.;
д) сроки, цель и стоимость привлечения заемных средств.
2. Резюме. Данный раздел является итогом работы над бизнес-паном и позволяет быстро ознакомится с основными его положениями. Качественно составленное резюме позволяет заинтересовать в реализации проекта, раскрывает перспективы инвестирования средств. В данном разделе содержится такая информация как:
а) описание сути проекта, его конкурентоспособность на рынке;
б) краткое описание потребности в инвестициях и способах их финансирования;
в) обоснование эффективности инвестиционного проекта и перспектив его реализации.
3. Описание предприятия, реализующего бизнес-план.
4. Описание отрасли, в которой планируется работать:
а) описание отрасли, ее текущее состояние, перспективы развития и расширения; источники информации о состоянии отрасли;
б) оценка размера потенциальной емкости рынка и прогноз объема продаж на несколько лет вперед;
в) оценка конкурентной ситуации на рынке, а также планируемая доля рынка в выбранном сегменте;
г) особенности спроса на выбранном рынке: национальные особенности рынка, сезонность спроса, текущие экономические тенденции.
5. Оценка делового риска при реализации инвестиционного проекта [8]:
а) статус и размер бизнеса (местный, региональный, национальный, международный);
б) определение основных характеристик создаваемого бизнеса; оценка возможных отклонений от прогнозируемой величины;
в) отличие предлагаемой бизнес – концепции от организаций конкурентов, уникальность проекта;
г) местонахождение бизнеса с точки зрения удобства для клиентов, размер занимаемых площадей;
д) кадровые и материальные потребности, оценка потребности в оборудовании; оценка количества создаваемых рабочих мест.
6. В отдельный раздел могут быть выделены цели бизнеса на краткосрочную и долгосрочную перспективу по различным направлениям хозяйственной деятельности по производству, продажам, планируемой доли рынка, отдельных показателей рентабельности и т.д.
7. Большое значение в любом бизнес – плане имеет маркетинговый план. Именно в данном разделе раскрывается информация о том с помощью каких инструментов предприятие планирует занять свое место на рынке, а именно:
– определяется стратегия продаж предприятия с утонением инструментов продаж, которые планируется использовать при реализации бизнес-плана;
– порядок формирования цены на предлагаемый на рынке товар или услугу;
– комплекс мероприятий, направленных на стимулирование продаж и продвижение товаров, работ и услуг;
– описание политики послепродажного обслуживания.
8. На основании предыдущего раздела формируется прогноз объема продаж предприятия. План продаж, как правило, формируется в натуральном и стоимостном выражении.
Детализация плана продаж на первый год реализации проекта формируется как правило с разбивкой по месяцам, на последующие периоды с разбивкой по кварталам либо по годам.
При формировании плана продаж необходимо учитывать влияние всех маркетинговых мероприятий, указанных в предыдущем разделе. Также важное значение при формировании плана продаж имеет учет сезонных колебаний продаж.
9. На основании плана продаж формируется план производств. При формировании плана производства товаров или услуг необходимо учитывать следующую информацию:
– особенности производственного процесса для данного предприятия;
– потребность производства в помещениях по типам, объемам, а также таким характеристикам как потребность в подъездных путях, энерго и теплоснабжение, требования к высоте потолков помещений, к системе вентиляции и т.д.
– потребность предприятия в оборудовании с учетом планируемого объема производства и производственной мощности выбранных моделей оборудования;
– потребность в комплектующих материалах и сырье с учетом особенностей их закупа и хранения.
10. Операционный план бизнес-плана предполагает раскрытие таких вопросов как:
– план закупа предприятия по основным видам используемых ресурсов;
– потребность в кадрах с учетом таких параметров как трудоемкость производства каждого вида продукции или услуг, квалификационные характеристики персонала. Также необходимо определить источники привлечения трудовых ресурсов, требования к нанимаемому персоналу, необходимость обеспечения персонала спецодеждой и прочими средствами индивидуальной защиты, а также график работы персонала.
11. Для инвесторов важное значение имеет раздел, посвященный структуре управления компанией. В данном разделе рассматриваются такие опросы как:
– организационно-правовая форма предприятия и особенности его регистрации;
– предварительные договоры и соглашения, касающиеся функционирования и управления компанией;
– характеристика топ-менеджмента компании, уровень квалификации и образования руководителей, их достижения в профессиональной сфере и т.д.;
– порядок и периодичность отчетности.
12. Программа развития и исследования является актуальной для современных предприятий и позволяет отразить такие вопросы как:
– перспективы и возможности совершенствования продукта или услуги, улучшения его потребительских свойств ;
– план организации системы анализа и контроля над этапами реализацией бизнес-плана.
13. Для каждого бизнес-плана необходимо проведение оценки потенциальных рисков, при этом важно:
– оценить все возможные критические внешние факторы, способные оказать негативное влияние на процесс реализации бизнес-плана;
– описать вероятные критические внутренние факторы, способные привести к нарушению плана реализации каждого из этапов проекта;
– описать план предупреждения возникновения рисковых ситуаций и страхования проекта от потенциальных убытков.
14. Формирование бизнес-плана завершается разработкой финансового прогноза, включающего прогноз доходов и расходов (прибыли и убытков); прогноз денежного потока; анализ рентабельности.
В процессе формирования финансовых отчетов анализируются варианты финансирования проекта, выбираются наиболее оптимальные способы финансирования с точки зрения стоимости капитала, условий привлечения и возврата.
На основании прогнозных финансовых форм рассчитываются показатели эффективности инвестиционного проекта
В заключение необходимо указать, что не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. В зависимости от потребностей и целей бизнес-плана его структура может быть изменена либо дополнена иными разделами.
1.3 Оценка экономической эффективности проекта в рамках бизнес-планирования
При оценке бизнес-плана инвестиционного проекта используют категории социальной, бюджетной, экологической и экономической эффективности. В рамках настоящей работы рассмотрим понятие экономической эффективности.
Экономическая эффективность является базовой категорией теории и практики принятия управленческих решений. Изучению сущности этой категории посвящено немало научных трудов и исследований, существует множество различных трактовой этого понятия. Наиболее часто используемым в практике определением эффективности является расчет отношения полученных результатов к затратам либо к целевым значениям выбранных показателей [10].
Экономическую эффективность инвестиционного проекта можно характеризовать как категорию, которая отражает соответствие инвестиционного проекта поставленной цели и проявляющимся интересам инвесторов.
Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта по виду показателя делятся на [23]:
1) абсолютные (например, чистая приведенная стоимость проекта);
2) относительные (например, коэффициент эффективности инвестиций, индекс доходности инвестиций);
3) временные (срок окупаемости инвестиций).
С учетом того, что инвестиционные проекты, как правило, растянуты во времени, окончательная оценка его эффективности возможна при вариантах с учетом влияния фактора времени и без учета фактора времени.
Ставкой дисконта в инвестиционном проекте обычно называют ежегодную ставку, отражающую уровень доходности, получаемую сейчас в результате использования аналогичных инвестиций. Ставку дисконта необходимо определять учитывая три фактора [21]:
а) стоимость денег;
б) стоимость источников, которые привлечены для финансирования нового проекта и требуют разные уровни компенсаций;
в) фактор риска или степень вероятности получения ожидаемых в будущем доходов.
В соответствии с этим признаком показатели эффективности инвестиционного проекта делят на:
- статические (не учитывающие фактор времени. Данные показатели учитывают разновременные денежные потоки как равноценные);
- динамические (учитывающие влияние фактора времени).
К статическим показателям эффективности инвестиций относят:
1) коэффициент эффективности инвестиций или коэффициент рентабельности проекта (ARR - Account Rate of Return). Показатель «коэффициент эффективности инвестиций» можно рассчитать по формуле (1):
(1)
где Рr – среднегодовая величина чистой прибыли проекта;
Iср0 – средняя величина первоначальных инвестиционных вложений.
2) срок окупаемости проекта (PP - Payback Period). Срок окупаемости проекта – это количество временных интервалов проекта, необходимых для накопления чистого денежного потока проекта в объеме равном сумме инвестиций. Для расчета РР используют формулу (2):
(2)
где Pk – величина денежного потока, накопленного за n периодов;
I0 – сумма первоначальных инвестиций.
При необходимости расчета точного срока окупаемости используют формулу (3):
(3)
где Рk– — сумма денежного потока с отрицательным значением, которая была накоплена до шага, в котором наступает момент окупаемости проекта;
Рk+ — сумма денежного потока с положительным значением, которая накоплена к моменту времени, в котором наступает срок окупаемости проекта.
Таким образом, расчёт статических показателей эффективности инвестиционного проекта достаточно просты. Основным недостатком статических показателей эффективности проекта является тот факт, что они не позволяют учитывать распределение денежных потоков во времени.
Динамические показатели учитывают влияние фактора времени. Расчет динамических показателей эффективности инвестиционного проекта предполагает приведение разновременных денежных потоков к одному периоду времени, как правило, к началу срока реализации проекта [9]. Для приведения разновременных денежных потоков к моменту начала реализации проекта пользуются методом дисконтирования денежных потоков.
Ставка дисконта, как правило, представляется в процентном выражении за год. Если в проекте расчетным периодом выступает квартал, то годовая процентная ставка делится на 4, если расчётным периодом является месяц – то годовая ставка дисконта в расчетах делится на 12.
К динамическим показателям эффективности инвестиционного проекта относят:
1) чистая приведенная стоимость проекта (NPV - Net Present Value). Показатель «чистая приведенная стоимость (NPV)» рассчитывается по формуле (4):
(4)
где CF1, CF2, CFk,, CFn – денежные потоки проекта за соответствующие временные интервалы;
IС – сумма первоначальных инвестиций;
r – значение ставки дисконта;
n – количество периодов реализации проекта.
Проект принято считать эффективным при положительном значении чистой приведенной стоимости проекта за период реализации с учетом принятой ставки дисконтирования.
2) индекс рентабельности (доходности) инвестиций (PI - Profitability Index). Показатель «индекс рентабельности» рассчитывается по формуле (5):
(5)
Проект принято считать эффективным при значении показателя индекс рентабельности больше единицы.
3) внутренняя норма доходности (IRR - Internal Rate of Return -). Внутренней норме доходности соответствует уровень ставки дисконта, при котором чистая приведённая стоимость проекта равна нулю. Показатель внутренней нормы доходности рассчитывают по формуле (6):
(6)
где IRR - ставка доходности, при которой NPV = 0
Проект принято считать эффективным, если внутренняя норма доходности выше принятой ставки дисконтирования.
4) дисконтированный срок окупаемости DPP рассчитывается аналогично простому (недисконтированному) сроку окупаемости, только при расчетах используются дисконтированные денежные потоки.
Рассмотрев процесс инвестиционного анализа, можно сделать вывод о трудоемкости данного процесса, что связано со сбором большого количества аналитического материала. Выбор инвестиционного проекта и принятие решения о его реализации осуществляется на основе оценки его эффективности. Для проведения финансовой оценки инвестиционных проектов могут использоваться различные экономические показатели, рассчитываемые на основе анализа его денежных потоков.
Важно отметить, что на практике не обязателен расчет всего комплекса представленных показателей, а выбор тех или иных показателей определяется требованиями инвестора.
2 Предпосылки реализации инвестиционного проекта на предприятии
2.1 Характеристика предприятия-инициатора проекта
Учредителем создаваемого предприятия будет физическое лицо. Форма собственности создаваемого предприятия: частная. Организационно-правовая форма – общество с ограниченной ответственностью.
Миссия создаваемого проекта – предоставить возможность комфортного и качественного отдыха на берегу реки жителям и гостям города.
Цель реализации проекта по благоустройству пляжа – создание эффективного бизнеса, способного стабильно приносить высокий доход инициатору проекта.
Для реализации проекта инициатором будет зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью. Учредителем данного предприятия выступает одно физическое лицо, уставный капитал 10 000 рублей, доля в уставном капитале 100%.
Для реализации проекта панируется арендовать земельный участок на берегу, выполнить работы по благоустройству территории и оказывать услуги населению по организации отдыха.
При регистрации предприятия будет указан ОКВЭД 55.23.2 «Деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.» и 92.7 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений». Затраты по регистрации предприятия в инвестиционные затраты проекта не внесены – их несет учредитель в момент регистрации.
В рамках реализации проекта планируется провести уборку территории от мусора, отсыпку берега, возведение небольших домиков для сдачи в аренду гостям и хозпостроек, а также выполнить благоустройство территории.
SWOT-анализ создаваемого предприятия представлен в таблице 1.
Таблица 1 - SWOT-анализ создаваемого предприятия
Возможности
- расширение ассортимента предлагаемых услуг
- рост популярности невыездного отдыха
- использование предложений господдержки малого бизнеса Угрозы
- снижение уровня доходов населения
- ограничения в работе в связи с распространением коронавируса
- инфляция, рост стоимости коммунальных услуг
Сильные стороны
- привлекательное месторасположение, доступное каждому жителю города
- бесплатный доступ на территорию
- умеренные цены на услуги
- чистота территории и воды Слабые стороны
- дефицит финансовых ресурсов
- отсутствие имиджа и наработанной клиентской базы
Ценовая политика будет исходить из установления цен на аналогичные услуги на рынке в городе и пригороде.
Вход на территорию планируется установить свободный. Доход будет формироваться за счет сдачи в аренду домиков для отдыха, проката спортивного инвентаря и реализации продуктов и безалкогольных напитков.
2.2 Анализ рынка
Туристическая отрасль испытала серьезные потрясения в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. На фоне этого события, отмечают аналитики, поднялся спрос на базы отдыха, расположенные вблизи крупных городов. По словам заместителя гендиректора Российского аукционного дома И. Ольшанниковой в 2020 году удалось продать практически все туристические объекты нижнего и среднего ценового диапазона, которые продавались последние два года.[15] Она же отмечает, что общая сумма сделок компании по этим объектам оказалась в четыре раза выше, чем год назад: «До пандемии и закрытия границ спроса на эти объекты не было вообще или же их приобретали исключительно для строительства коттеджных поселков. Сейчас они покупаются для использования по прямому назначению, и есть запросы от инвесторов на поиск таких объектов».
Президент Российской гостиничной ассоциации Г. Ламшин также отмечает рост популярности загородных домов, турбаз и отелей[15].
Таким образом, можно сделать вывод, что выбранное направление предпринимательской деятельности в настоящее время испытывает настоящий бум и проходит этап роста.
Глэмпинг— это новый вид отдыха на природе. Его название произошло от слияния слов «гламурный» и «кемпинг", что означает отдых на природе с повышенным комфортом. Особенностью глемпинга является уникальность каждого проекта, близость к природе и максимальный комфорт для гостей. В Европе и США глэмпинг активно развивается последние 5 лет и насчитывает ужу более 5 000 глемпингов. На сегодняшний день глемпинг - это одно из самых перспективных направлений в области туризма и отдыха.
На сегодняшний день по данным системы бронирования GlampingHub.com в мире зарегистрировано более 8000 глемпингов Сегодня глэмпинг в России находится в начале своего пути.
Главными причинами успешности глэмпинга являются небольшие первоначальные вложения и быстрая окупаемость. В России для успеха глемпинга есть 4 фактора [13]:
растущий объем внутреннего туризма
тренд в обществе на комфортный отдых на природе
низкий уровень конкуренции в сфере комфортного отдыха
богатый территориальный и природный ресурс
Туризм в Нижегородской области — молодая и быстрорастущая сфера общества и отрасль экономики.
Нижегородская область характеризуются наличием больших рекреационных пространств, слабо или вообще нетронутых цивилизацией. В сочетании с низкой плотностью населения это является существенным преимуществом территории, как туристской дестинации. Более суровый в целом климат региона, с одной стороны, может считаться негативным фактором, осложняющим задачи создания и эксплуатации объектов туристской инфраструктуры, отталкивающим определенную часть туристской аудитории, с другой – его можно рассматривать как конкурентное преимущество в части развития экстремального туризма.
Температурные условия территории – более длительный период отрицательных температур в году – диктует приоритет развития зимних видов туризма. Более продолжительная зима позволяет привлечь поклонников зимнего отдыха в периоды с середины марта по начало мая и с конца сентября до середины ноября.
В качестве проблем в сфере туризма Нижегородской области можно выделить следующее
слаборазвитая, а в ряде районов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туриндустрию;
низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность средств размещения туристского класса и объектов досуга,
неудовлетворительное состояние многих объектов природного и историкокультурного наследия, являющихся экскурсионными объектами, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);
недостаточно высокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;
несформированный имидж Нижегородской области как региона, благоприятного для туризма, и отсутствие системной работы по продвижению регионального
туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.
Таким образом, в настоящее время приоритетными видами туризма на территории Нижегородской области являются:
1) деловой туризм (конгрессы, конференции, научный, выставочно-ярморочный, образовательный);
2) экологический (охотничье-рыболовный, этнографический, паломнический);
3) спортивно-оздоровительный (лечебно-оздоровительный, экстремальный и активные виды отдыха);
4) круизный (речные круизы, железнодорожный, событийный, сельский).
2.3 Описание инвестиционного проекта
Проектом предусмотрено благоустройство пляжа в г. Нижний Новгород с целью его круглогодичного использования для организации активного отдыха жителей города.
Проект благоустройства пляжа предполагает отсыпку пляжа, установку раздевалок, урн для мусора, а также строительство административного здания, хозпостройки для размещения инвентаря, десять двухместных и четыре четырехместных домика для размещения гостей. Домики будут сдаваться в аренду гостям посуточно. Домики будут полностью благоустроены и оборудованы индивидуальными зонами отдыха.
Для реализации проекта выбран пляж в Автозаводском районе с наиболее низкой оценкой пользователей (2,3 балла из 5). Месторасположение пляжа представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Географическое расположение пляжа
По описанию пользователей в данном мест пляжа как такового нет, дно илистое, за территорией уход не осуществляется. При этом пляж расположен в месте, где возможна его высокая посещаемость и востребованность, так как близко расположены жилые районы. Также данный пляж характеризуется большой территорией, которая может быть использована для размещения домиков для отдыхающих, дорожек и игровых площадок.
Таким образом, представленная в главе информация позволяет предполагать, что выбранный вид бизнеса в перспективе сможет приносить инициатору проекта и инвестору стабильный доход на протяжении продолжительного периода времени.
3 Основные разделы бизнес-плана предприятия
3.1 Организационный план
На территории пляжа у клиентов будет возможность арендовать спортинвентарь для активного отдыха по сезону: лыжи, коньки, велосипеды и т.д.
Последовательность выполнения работ в инвестиционный период представлена в форме диаграммы Ганта на рисунке 3.
Этап, работы/месяц 1 2 3 4 5 6
Разработка проектно-сметной документации
Приобретение земельного участка
Отсыпка пляжа и выравнивание дна
Строительно-монтажные работы
возведение подъездных путей
проведение коммуникаций
строительство двухместных домиков
строительство четырехместных домиков
строительство офиса
строительство хозпостроек
Благоустройство территории
Возведение и подключение котельной
Приобретение лодки
Бурение скважины и обеспечение водоснабжения и водоотведения
Приобретение мебели
Текстильное оформление
Оборудование и техника (приобретение, установка)
Приобретение инвентаря для сдачи в аренду
Рисунок 3 - План выполнения работ в инвестиционный период
Согласно календарному плану, инвестиционный период составит 6 месяцев.
Штатное расписание создаваемого предприятия представлено в таблице 2.
Таблица 2 - План затрат на персонал
Должность Количество, чел. Оклад, руб./мес. Фонд оплаты труда, тыс.руб./мес.
Директор 1 50000 50
Офис-менеджер 1 25000 25
Менеджер по рекламе 1 20000 20
Бухгалтер 1 25000 25
Администратор 1 25000 25
Спасатель 1 25000 25
Горничная 5 18000 90
Инженер по техническим системам 1 25000 25
Дворник 3 12000 36
Итого 15 321
Количество создаваемых рабочих мест – 15. Фонд оплаты труда работников предприятия составит 321,0 тыс.руб. в месяц.
3.2 Производственный план
Инвестиционные затраты по проекту представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Инвестиционные затраты по проекту
Наименование Количество, ед.изм. Цена, руб. Сумма, тыс.руб.
Разработка проекта 1 350 000 350
Разработка проектно-сметной документации 1 100 000 100
Приобретение земельного участка 7 000
Строительно-монтажные работы 24 800
возведение подъездных путей 5 000
Продолжение таблицы 3
Наименование Количество, ед.изм. Цена, руб. Сумма, тыс.руб.
проведение коммуникаций 1 000
строительство двухместных домиков 10 1 100 000 11 000
строительство четырехместных домиков 4 1 500 000 6 000
строительство офиса 1 1 200 000 1 200
строительство хозпостроек 2 300 000 600
Благоустройство и озеленение территории 250
Возведение и подключение котельной 6 000
Приобретение лодки 12 000
Бурение скважины и обеспечение водоснабжения и водоотведения 8 000
Приобретение мебели 920
комплект мебели для двухместного домика 10 50 000 500
комплект мебели для четырехместного домика 4 65 000 260
комплект мебели для офиса 1 160 000 160
Текстильное оформление 190
двухместный домик 10 11 000 110
четырехместный домик 4 15 000 60
офис 1 20000 20
Оборудование и техника 430
компьютер 6 21 000 126
МФУ 2 12 000 24
кухонная техника (плита+холодильник+чайник+микроволновая печь) 14 20000 280
Приобретение инвентаря для сдачи в аренду (велосипеды, коньки, лыжи и т.п.) 350
Итого инвестиционных затрат 60 390
Общая сумма инвестиционных затрат по проекту составит 60 390 тыс.руб.
В структуре инвестиционных затрат наибольшая доля отведена на строительно-монтажные работы по возведению объектов (41,1% от всей суммы инвестиционных затрат), Также высока доля затрат на организацию инженерных коммуникаций (приобретение электрогенератора 19,9%, создание скважины 13,2%, организация системы отопления 9,9%) и приобретение земельного участка (11,6% от общей суммы инвестиций).
3.3 Маркетинговый план
Целевая аудитория создаваемой базы отдыха - это семьи с детьми, которые хотят побывать на природе, пары устраивающие романтические выезды, большие компании друзей, решивших выбраться из городской суеты, иностранные туристы, исследующие Россию, и корпоративные клиенты, организующие мероприятия на природе для своих сотрудников.
Рассмотрим конкурентов создаваемого предприятия.
1) Ensopark (Нижегородская область, Бор, озеро Юрасовское).
Территория пляжа благоустроена, организована детская игровая зона, на ней расположен вейк-клуб. Также в летнее время организован надувной аквапарк, предоставляются услуги проката велосипедов и роликов, на территории имеются тренажёрная, волейбольная, баскетбольная площадка. Есть точка продажи продуктов питания и напитков. Оценка пользователей по общедоступным источникам 4,5 баллов из 5,0).
2) Пляж в лесопарке Щелковский Хутор. Благоустройство пляжа заключается в организации смотровых площадок, скамеек, дорожек. Оценка пользователей по общедоступным источникам 4,2 балла из 5,0). Среди недостатков посетители отмечают плохую организацию уборки территории, грязь.
3) Пляж на Мещерском озере. Благоустройство пляжа заключается в организации раздевалок, скамеек, дорожек. В качестве достоинств отмечают транспортную доступность и работу спасателей. Оценка пользователей по общедоступным источникам 3,9 балла из 5,0). Среди недостатков посетители отмечают заросшее озеро, уток, которые могут выступать разносчиками инфекции, низкое качество уборки территории.
Прочие пляжи города приближены по оценкам и описанию пляжу на Мещерском озере.
Ценовая политика предприятия будет исходить из установления цен на оказываемые услуги на среднерыночном уровне. Планируемые цены на услуги представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Планируемы цены на услуги базы отдыха
Тип услуги/Стоимость аренды, руб./сутки Среднее значение для расчетов, руб./день Тариф выходного и праздничного дня, руб. Тариф будничного дня, руб. Количество выходных и праздничных дней количество будничных дней
Двухместный домик 7000 9000 6000 118 247
Четырехместный домик 12000 15000 10000 118 247
Для планирования использованы средневзвешенные значения тарифов [5] для каждого из видов домиков: аренда двухместного домика 7000 руб./день, четырехместного 12 000 руб./день. Вход на пляж свободный.
Доход предприятия от реализации продуктов и напитков принят на уровне 15% от дохода по аренде домиков, а доход от сдачи в аренду спортивного и прочего инвентаря принят на уровне 10% от суммы дохода от аренды домиков.
План продаж на три года представлен в таблице 5.
Таблица 5 - План продаж, тыс.руб.
Показатель 1 год 2 год 3 год
Выручка от продаж, всего тыс.руб. 17612 49361 53897
Выручка от сдачи в аренду домиков, тыс.руб. 14089 39489 43117
Выручка от сдачи в аренду инвентаря, тыс.руб. 1409 3949 4312
Выручка от реализации продуктов и напитков, тыс.руб. 2113 5923 6468
Выручка за первый год запланирована на уровне 17 612 тыс.руб., за второй год 49 361 тыс.руб., за третий год 53 897 тыс.руб.
3.4 Финансовый план
При планировании текущих затрат большую долю в них будут занимать затраты на коммунальные услуги.
Среднегодовая сумма коммунальных затрат приведена в таблице 6.
Таблица 6 - Сумма коммунальных затрат
Наименование Среднемесячная сумма, тыс.руб./мес.
Электроэнергия 4200
Тепловая энергия 8000
Итого 12200
Среднегодовая сумма затрат на обеспечение электроэнергией составит 4 200 тыс.руб., на обеспечение тепловой энергией 8 000 тыс.руб. Для помесячного планирования использованы коэффициенты сезонности, сформированные с учетом климатических особенностей региона. Динамика коэффициентов сезонности представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Сезонность коммунальных затрат, %
Текущие затраты предприятия по годам представлены таблице 7.
Таблица 7 - Затраты предприятия по годам, тыс.руб.
Показатель 1 год 2 год 3 год
1. Материальные затраты 1776 4971 5425
1.1. на содержание домиков и территории 141 395 431
1.2. на содержание офиса 10 19 19
1.3. себестоимость реализованного товара 1626 4556 4975
2.Амортизация 888 1775 1775
3.Расходы на оплату труда 1926 3852 3852
4.Отчисления в социальные фонды 578 1156 1156
5. Коммунальные затраты 63 132 132
6.Услуги сторонних организаций 1233 3455 3773
Итого затрат 8240 20311 21538
В первый год работы текущие затраты составят 8 240 тыс.руб., во второй год 20 311 тыс.руб., в третий год 21 538 тыс.руб. В таблице 8 представлены допущения, которые использованы для формирования финансового плана.
Таблица 8 - Допущения для расчетов
Показатель
Значение
Уровень отчислений в социальные фонды, % от ФОТ 30
Метод начисления амортизации линейный
Срок полезного использования, лет 365
здания и сооружения 25
оборудование, техника 10
подъездные пути, элементы благоустройства территории 30
Применяемая система налогообложения УСН , база «доходы минус расходы»
Ставка налога на доход, % 15
Ставка процента по кредиту, % 15
Доля собственного капитала в инвестировании, % 50
Доля заемного капитала в инвестировании, % 50
Продолжение таблицы 8
Показатель Значение
Уровень материальных затрат на содержание домиков и территории, % от дохода 1
Уровень материальных затрат на содержание офиса, % от ФОТ 0,5
Уровень наценки при реализации продуктов и напитков, % 30
Уровень прочих затрат и услуг сторонних организаций, % от общего дохода 7
Ставка дисконтирования, % 6
План доходов и расходов представлен в таблице 9.
Таблица 9 - План доходов и расходов, тыс.руб.
Показатель 1 год 2 год 3 год
1. Выручка 17612 49361 53897
2. Себестоимость 8240 20311 21538
3. Прибыль от продаж 9371 29050 32358
4. Проценты по кредиту 4152 3491 1227
5. Налогооблагаемая прибыль 5220 25559 31131
6. Налог на доход 1066 3834 4670
7. Чистая прибыль 4154 21725 26462
Чистая прибыль по итогам работы в первый год запланирована на уровне 4 154 тыс.руб., во второй год 21 725 тыс.руб., в третий год – 26 462 тыс.руб.
План движения денежных средств приведен в таблице 10.
Таблица 10 - План движения денежных средств, тыс.руб.
Показатель 1 год 2 год 3 год
1. Инвестиционная деятельность
1.1. Инвестиционные затраты 60390 0 0
Денежный поток по инвестиционной деятельности -60390 0 0
2. Операционная деятельность
2.1. Поступление выручки 17612 49361 53897
Продолжение таблицы 10
Показатель 1 год 2 год 3 год
2.2. Выплата заработной платы 1926 3852 3852
2.3. Отчисления в социальные фонды 578 1156 1156
2.4. Оплата материальных расходов 1776 4971 5425
2.5. Оплата услуг сторонних организаций 1233 3455 3773
2.6. Оплата коммунальных платежей 63 132 132
2.7. Оплата налога на доход 1066 3834 4670
Денежный поток по операционной деятельности 10969 31962 34889
3. Финансовая деятельность
3.1. Поступление кредита 30195 0 0
3.2. Погашение основного долга 0 15098 15098
остаток задолженности 332145 279304 98134
3.3. Уплата процентов 4152 3491 1227
3.4. Поступление средств собственника (беспроцентный займ) 32100 0 0
3.5. Возврат средств собственника 0 0 32100
Денежный поток от финансовой деятельности 58143 -18589 -48424
Денежный поток проекта за период 8722 13373 -13535
Остаток денежных средств на начало периода 0 8722 22096
Остаток денежных средств на конец периода 8722 22096 8561
Для финансирования проекта будет привлечен кредит в сумме 30 195 тыс.руб. на три года. Остальная сумма инвестиций будет профинансирована за счет собственных средств инициатора проекта.
Из таблицы видно, что к концу третьего года проект сгенерирует денежную массу в сумме 8 561 тыс.руб.
3.5 Оценка эффективности инвестиционного проекта
В качестве ставки дисконтирования принята альтернативная доходность по депозитам в рублях – 6%.
Динамика накопленного денежного потока и дисконтированного денежного потока представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Динамика накопленного денежного потока проекта
NPV проекта равен 1967 тыс.руб.
Срок окупаемости инвестированных средств соответствует периоду, в течение которого денежные поступления от реализации проекта покрывают сумму инвестиционных затрат.
По рисунку видно, что срок окупаемости наступает в течение третьего года, точный срок окупаемости 2,67 года.
Внутренней норме доходности соответствует уровень ставки дисконта, при котором чистая приведённая стоимость проекта равна нулю. Внутренняя норма доходности рассчитана с помощью функции ВСД в excel [9]. Внутренняя норма доходности равна 7,97%, что больше ставки дисконтирования, что говорит об эффективности проекта.
Показатели эффективности инвестиционного проекта представлены в таблице 11.
Таблица 11 - Показатели эффективности инвестиционного проекта
Наименование Ед.изм. Значение
Период реализации лет 3
Накопленный денежный поток проекта тыс.руб. 8561
NPV тыс.руб. 1967
IRR % 7,97%
Ставка дисконтирования % 6
Срок окупаемости простой лет 2,67
Срок окупаемости дисконтированный лет 2,92
Таким образом, проект моно назвать эффективным, так ка срок окупаемости меньше трех лет, чистая приведенная стоимость больше нуля и внутренняя норма доходности больше ставки дисконтирования.
3.6 Оценка и управление рисками инвестиционного проекта
Оценку риска произведем с помощью метода анализ чувствительности. Проанализируем чувствительность показателей коммерческой эффективности проекта к изменению отдельных параметров проекта [6]. Рассмотрим чувствительность показателя NPV. Расчеты проводятся с помощью электронных таблиц (EXCEL).
Выделим для анализа наиболее значимые факторы:
1. Объем продаж
2. Цена за единицу.
3. Инвестиции.
Для расчета влияния изменения вышеприведенных факторов на NPV проекта удобно использовать следующую таблицу 12, и графически представить в виде рисунке 6.
Таблица 12 - Анализ чувствительности NPV к изменениям факторов
Факторы Величина NPV при изменении факторов на
-20% -10% -5% базовое значение 5% 10% 20%
1. Объем продаж -6769 -3857 -945 1967 4879 7791 10703
2. Цена за единицу -9763 -5853 -1943 1967 5877 9787 13697
3. Инвестиции 10907 7927 4947 1967 -1013 -3993 -6973
Анализ чувствительности проекта показал, что наиболее значимым фактором является сумма инвестиционных затрат. Уже при увеличении инвестиционных затрат на 5% проект теряет эффективность. Это говорит о том, что при реализации проекта необходимо искать резервы сокращения инвестиционных затрат.
Проект также чувствителен параметрам цена за единицу и объем продаж. Уже при снижении цены реализации или объема продаж на 5% проект теряет эффективность и значение чистого приведенного дохода принимает отрицательное значение.
Рисунок 6 - Анализ чувствительности NPV к изменениям факторов
Следовательно, рассматривая возможность реализации проекта, необходимо больше внимания уделить исследованию рынка продукции и разработке ценовой стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая глава работы была посвящена рассмотрению теоретических аспектов бизнес-планирования и оценке экономической эффективности инвестиций в рамках бизнес-плана. Отмечено, что бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.
Также в первой главе рассмотрена методика расчета показателей эффективности инвестиционного проекта. Важно отметить, что на практике не обязателен расчет всего комплекса представленных показателей, а выбор тех или иных показателей определяется требованиями инвестора.
Вторая глава работы посвящена анализу предпосылок реализации бизнес-плана в выбранном направлении. Установлено, что направление развития внутреннего туризма, организации отдыха жителей города являются актуальными и востребованными.
В третьей главе представлен бизнес-план инвестиционного проекта благоустройства пляжа. Данное направление бизнеса выбрано в связи с его актуальностью. В рамах представляемого проекта принято решение, что в пригороде Нижнего Новгорода будет благоустроен пляж, который в настоящее время жителями города оценивается крайне негативно и не имеет минимального благоустройства. На территории пляжа помимо благоустройства его территории будет организована база отдыха в формате глэмпинга. Глэмпинг позволяет совмещать в себе отдых на природе с комфортом городской жизни.
На территории пляжа у клиентов будет возможность арендовать спортинвентарь для активного отдыха по сезону: лыжи, коньки, велосипеды и т.д.
Общая сумма инвестиционных затрат по проекту составит 60 390 тыс.руб. Инвестиционный период составит 6 месяцев. Для финансирования проекта будет привлечен кредит в сумме 30 195 тыс.руб. на три года. Остальная сумма инвестиций будет профинансирована за счет собственных средств инициатора проекта.
Ценовая политика предприятия будет исходить из установления цен на оказываемые услуги на среднерыночном уровне. Выручка за первый год запланирована на уровне 17 612 тыс.руб., за второй год 49 361 тыс.руб., за третий год 53 897 тыс.руб.
Количество создаваемых рабочих мест – 15. Фонд оплаты труда работников предприятия составит 321,0 тыс.руб. в месяц.
Чистая прибыль по итогам работы в первый год запланирована на уровне 4 154 тыс.руб., во второй год 21 725 тыс.руб., в третий год – 26 462 тыс.руб.
Финансовые показатели проекта:
Объем первоначальных вложений – 60390 тыс. руб.
Чистый дисконтированный доход (NPV) – 1967тыс.руб.
Простой срок окупаемости (PР) – 2,67 года
Дисконтированный срок окупаемости (DPР) – 2,92 года
Представленные показатели подтверждают эффективность инвестиционного проекта, так как:
- чистая приведенная стоимость проекта при требуемом уровне доходности положительна;
- проект характеризуется коротким роком окупаемости (менее трех лет).
Анализ чувствительности проекта показал, что наиболее значимым фактором является сумма инвестиционных затрат. Уже при увеличении инвестиционных затрат на 5% проект теряет эффективность.
Проект также чувствителен параметрам цена за единицу и объем продаж. Уже при снижении цены реализации или объема продаж на 5% проект теряет эффективность и значение чистого приведенного дохода принимает отрицательное значение.