Введение………………….………………….………………….………………..3
Глава 1. Понятие об управлении антимонопольной и предпринимательской деятельностью ……………………………………….5
1.1 Антимонопольные органы и их деятельность……………………………….5
1.2 Особенности управления проверки предпринимательской деятельности…8
Глава 2. Понятие о принципах антимонопольной и предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….15
2.1 Понятие и функци антимонопольной политики и предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..15
2.2 Организационно-правовая система управления антимонопольной и предпринимательской деятельности……………………………………………18
Заключение.……………………………………………………………………..28
Список использованных источников и литературы………………………30
Читать дальше
Подведя итоги, можно сказать, что антимонопольная политика является целенаправленной деятельностью госорганов управления, которая борется с неограниченной властью монополистов, а также с нездоровой и недобросовестной конкуренцией. Основная деятельность антимонопольной политики направлена на создание и поддержание честной конкуренции.
Антимонопольная политика в различных государствах основывается, прежде всего, на антимонопольном законодательстве и законодательстве о конкуренции, которые, в свою очередь, способствуют ограничению власти монополий. Что касается искусственного монополизма, основным направлением его регулирования является противодействие созданию таких монополий.
Становление и развитие законодательства о конкуренции в России представляет собой достаточно сложный и долгий процесс. Множество раз подлежали изменению концепции и принципы конкурентного законодательства. Даже принятие закона «О защите конкуренции» не решило множества вопросов по российскому антимонопольному законодательству. Можно увидеть, что ситуация в экономике страны напрямую воздействует на состояние законодательства о конкуренции, именно в связи с изменением каких-либо условий в экономике, появляются новые требования к нормативно-правовой базе.
Согласно разработанным стратегиям, основу государственного регулирования конкуренции должны составить избирательная поддержка отраслей, которые обеспечивали бы производство конкурентной продукции, а также независимость и безопасность экономики.
ФАС России занимает особенное место среди федеральных органов исполнительной власти, так как это единственная служба, деятельность которой осуществляется соответственно нормам международного права. Ученые отмечают, что российское антимонопольное законодательство является уникальным, ведь ни в каком другом государстве на антимонопольные органы не возлагается контроль над деятельностью органов того же уровня.
Можно сделать вывод, что антимонопольная политика в России ещё не развита до достаточного уровня, однако эта сфера постоянно совершенствуется.
Только разумное и уверенное реформирование в области антимонопольной политики может вывести российскую экономику на новый уровень, будет способствовать укреплению рыночных отношений в нашей стране и её позиций на международном рынке.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1.Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (посл. Ред. От 17.08.1995.).
2. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.04.2016 г.).
3. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 (ред. от 04.09.1995) "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры).
Литература:
4. Антосик, Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках / Л.В. Антосик // Региональная экономика. – 2012. – 370 с..
5. Борисова С.Н., Савельева О.С. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в России и ЕврАзЭС. – Казань: Меридиан, 2019. – 512 с.
6. Вайпан В.А. Соотношение конкуренции и государственного регулирования рынка в фокусе справедливости // Актуальные вопросы современного конкурентного права : сборник научных трудов. Вып. 2 / отв. ред. М.А. Егорова. — М., 2018. – 390 с.
7. Владимиров Н.С., Кирилова Ю.Н. Принципы антимонопольной и предпринимательской деятельности в России и странах СНГ. – Воронеж: Альянс, 2018. – 480 с.
8. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Организация и управление антимонопольной и предпринимательской деятельностью. Опыт России и СНГ. – Мурманск: Полярные зори, 2020. – 489 с.
9. Егорова М.А. Недобросовестная конкуренция как разновидность правового запрета per se // Право и экономика. — 2018. — № 1. – 346 с.
10. Жилина Е.Ю. Антимонопольная и предпринимательская деятельность. Опыт России и СНГ. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
11. Жилина Е.Ю. Будущее антимонопольной и предпринимательской деятельности. – Волгоград: Пламя, 2018. – 383 с.
12. Лебедев О.М., Носов М.С. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в странах СНГ. Перспективы развития. – Екатеринбург: Капитолий, 2018. – 366 с.
13. Медведева Н.А. Петрова М.С. Порядок проведения проверки антимонопольной и предпринимательской деятельности в России и странах СНГ. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
14. Паращук С.А. Монополия и монополизация: регламентация в российском праве // Юрист. — 2017. — № 1.- 120 с.
15. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Проверка антимонопольной и предпринимательской деятельности в России и СНГ. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
16. Семенов О.В. Борисов А.В. Антимонопольная и предпринимательская деятельность в России и Европе. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
17. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Порядок управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
18. Утина И.В., Проводина Г.П. Управление антимонопольной и предпринимательской деятельностью в России и СНГ. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
19. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Особенности управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
Судебная практика:
20. Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года) (утв. протоколом Президиума ФАС России от 16.02.2021 N 1).
21. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.07.2020 по делу № А53-32431/2018.
Читать дальше