Система государственной службы – это социальный институт, обслуживающий публичное управление в целях наиболее полного обеспечения прав личности и социально-экономического развития общества, включающий в себя в качестве необходимых элементов различные направления профессиональной служебной деятельности российских граждан по обеспечению осуществления полномочий публичного управления на уровне Федерации и регионов, в том числе гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы и иных видов государственной службы.
Государственная служба в стране представляет собой один из важнейших социально-правовых институтов, которые обеспечивают систему публичного управления, а значит, решение государственных задач для целей наиболее полного обеспечения прав и свобод конкретной личности и благосостояния общества в целом.
При этом необходимо отметить, что в период современной России государственная служба претерпела немало преобразований. Специальным федеральным законодательством, регламентирующим вопросы государственной службы, используется категория системы государственной службы, которая раскрывается через перечисление основных направлений государственной службы. Так, к государственной службе отнесены гражданская и военная службы, а также иные виды службы.
Таким образом, для отнесения соответствующей профессиональной деятельности в сфере публичного управления к видам государственной службы в отношении такой деятельности должен быть принят специальный закон, который раскрывает содержание соответствующего вида государственной службы, ее специфику, включая вопросы отбора кандидатов для замещения должностей службы, вопросы прохождения и прекращения службы, а также правового положения лиц, замещающих должности службы.
На сегодняшний момент система федерального законодательства содержит два специальных закона о конкретных видах государственной службы: Федеральный закон, посвященный вопросам военной службы; Федеральный закон, посвященный вопросам государственной гражданской службы. В иных федеральных законах, регулирующих вопросы федеральной государственной службы в отдельных органах публичного управления, кроме специального федерального закона о таможенной службе, не указывается об отнесении соответствующего вида государственной службы к иным видам такой службы.
Очевидно, что здесь имеет место юридическая неточность, поскольку фактически к государственной службе следует относить профессиональную службу, которая реализуется в государственных органах. Отсюда их числу иных видов государственной службы можно отнести: Государственную службу, реализуемую работниками Следственного комитета РФ, за исключением сотрудников, которые реализуют в комитете гражданскую и военную службу; Государственную службу, реализуемую в органах внутренних дел; Государственную службу, осуществляемую в таможенных органах; Государственную службу, реализуемую в системе исполнения уголовных наказаний; Государственную службу, реализуемую прокурорскими работниками в органах прокуратуры; Государственную службу, реализуемую в войсках национальной гвардии; Государственную службу, реализуемую в противопожарных органах и пр. Приведенный перечень иных видов государственной службы позволяют сделать следующие выводы: Система государственной службы включает в себя виды государственной службы, которые направлены на обеспечение задач государственного управления; Государственные служащие, реализующие государственную службу иных видов наряду с гражданскими служащими или с военнослужащими являются федеральными служащими, осуществляющими свою деятельность по контракту, им также присваиваются специальные звания и чины, на них в полном объеме распространяются те ограничительные требования, которые предусмотрены специальным законодательством, направленным на борьбу с коррупцией и пр.
Вопросы взаимосвязи видов государственной службы получили регламентацию в специальном законодательстве. В соответствии с указанными законодательными положениями взаимодействия всех видов государственной службы обусловлено системностью рассматриваемого социально-правового института. Все виды государственной службы в стране учреждаются и функционируют на основе единых принципов, тем самым формируя единую систему государственной службы. К числу принципов, позволяющих объединить отдельные виды государственной службы в единую стройную систему относятся: Соотносимость трудовых условий и размеров заработной платы, а также объема социальных гарантий для всех государственных служащих; Регламентация единых требований и ограничений правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, в связи с высоким значением государственной службы для решения поставленной задачи; Учет общего стажа при прохождении службы различных видов; Соотносимость условий пенсионного обеспечения государственных служащих различных видов государственной службы.
Кроме того, взаимодействие основных видов государственной службы определяется целью такой профессиональной служебной деятельности: государственная служба направлена на решение задач публичного управления для обеспечения прав личности и благосостояния общества.