Не знаете, где купить дневник по практике ? Заходите на сайт Work5.
В целом, умение общаться – это важная часть нашей жизни. Благодаря навыку правильного и четкого выражения своих мыслей, люди добиваются успехов в карьере, в отношениях с окружающими, в повседневной жизни. Но при освоении коммуникативными навыки часто возникают проблемы. Чтобы правильно и красиво говорить, четко излагать свои мысли, нужен развитый словарный запас, умение выбирать подходящие для ситуации слова, умение строить грамматически правильные предложения. В настоящий момент множество людей имеют скудный словарный запас. Начиная с младшего школьного возраста, дети испытывают трудности в общении. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов и явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли. Дети не владеют некоторыми синтаксическими конструкциями, не умеют монологически высказывать свои мысли. Поэтому в процессе обучения русскому языку большое значение придается расширению словарного запаса: овладению словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходит знания о мире и развивается мышление. Вот почему необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию речи учащихся, включающая элементы выразительного чтения и правильного произношения, овладение связной устной и письменной формой высказывания. Работать над лексической стороной речи следует с раннего возраста. ФГОС НОО подчеркивает необходимость «овладения младшими школьниками первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [1]. Ограниченность словарного запаса младших школьников, узость семантических границ используемых лексем отражаются и на грамматических связях слов, на правильности использования формо- и словообразующих элементов языка. Овладение лексико-семантической стороной речи учащимися зависят от общего развития, социальных и речевых контактов, от правильности использования специальных методов и приемов обучения, от условий, создаваемых для накопления и активизации словаря [24, с.3]. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью [20, с. 276]. Таким образом, можно отметить противоречия между предъявляемыми требованиями ФГОС НОО к речевым умениям младших школьников и реальными возможностями учащихся в связи с их возрастными особенностями. Одним из наиболее эффективных средств формирования лексических компетенций у младших школьников, по нашему мнению, является работа над произведениями фольклорных жанров. Народные произведения, адресованные детям, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для младших школьников приводит к выводу о значимости народного творчества в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Таким образом, актуальность проблемы позволила сформулировать тему работы: «Формирование лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров». Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, при которых формирование лексических компетенций через работу над произведениями фольклорных жанров будет более эффективно. Объект исследования: процесс формирования лексических компетенций младших школьников. Предмет исследования: формирование лексических компетенций младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров. Гипотеза исследования: формирование лексических компетенций младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров будет проходить успешнее, если: 1. Использовать методы, направленные на пробуждение у ребенка интереса к историческому наследию своей Родины, раскрытие богатства и красоты русского слова. 2. Использовать упражнения, направленные на определение контекстуального значения слова, на комбинирование с другими лексическими единицами; дидактические приемы для активизации лексики. 3. В процессе анализа произведения применять методы проблемного обучения, комментированного чтения и критического мышления. Цели исследования обусловили необходимость решение следующих задач: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме исследования с целью определения сущности понятия «лексическая компетентность»; рассмотрение возможностей фольклорных жанров для формирования лексических компетенций младших школьников. 2. Определить исходный уровень сформированности лексических компетенций учащихся начальной школы на начальном этапе обучения. 3. Разработать экспериментальную программу по формированию лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров. 4. Проверить эффективность экспериментальной работы. Подвести итоги исследования. Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение за работой младших школьников. Методологической основой исследования явилось: концептуальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук; теория речевой деятельности, теория деятельности; теоретические основы педагогической психологии, включая мотивационные и деятельностные учебные функции. Теоретической основой исследования послужили: – работы по теории и методике обучения лексике; – теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по фольклористике. База исследования. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «Б» класса МАОУ СОШ № 9 г. Усть-Илимска. Практическая значимость использование программы по формированию лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров на уроках литературы и внеурочной деятельности учителями начальной школы. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 24 источника. Объем основной части работы 28 страницы.