Оглавление 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8 1.1. Определение сущности понятия «лексические компетенции» 8 1.2. Психолингвистические основы формирования лексических компетенций младших школьников 10 1.3. Работа над произведениями фольклорных жанров как средство формирования лексических компетенций 13 Выводы по главе 1 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 20 2.1. Выявление исходного уровня лексических компетенций младших школьников 20 2.2. Разработка и апробирование программы по формированию лексических компетенций младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров 23 2.3. Итоги экспериментальной работы 29 Выводы по главе 2 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
91% уникальность
2022 год
26 просмотров
Корнеева А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление 2 ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8 1.1. Определение сущности понятия «лексические компетенции» 8 1.2. Психолингвистические основы формирования лексических компетенций младших школьников 10 1.3. Работа над произведениями фольклорных жанров как средство формирования лексических компетенций 13 Выводы по главе 1 18 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ 20 2.1. Выявление исходного уровня лексических компетенций младших школьников 20 2.2. Разработка и апробирование программы по формированию лексических компетенций младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров 23 2.3. Итоги экспериментальной работы 29 Выводы по главе 2 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Читать дальше
Актуальность исследования. В современном мире умение общаться с людьми это не что иное, как коммуникабельность. Уметь налаживать контакты, находить общий язык.


Не знаете, где купить дневник по практике ? Заходите на сайт Work5.


В целом, умение общаться – это важная часть нашей жизни. Благодаря навыку правильного и четкого выражения своих мыслей, люди добиваются успехов в карьере, в отношениях с окружающими, в повседневной жизни. Но при освоении коммуникативными навыки часто возникают проблемы. Чтобы правильно и красиво говорить, четко излагать свои мысли, нужен развитый словарный запас, умение выбирать подходящие для ситуации слова, умение строить грамматически правильные предложения. В настоящий момент множество людей имеют скудный словарный запас. Начиная с младшего школьного возраста, дети испытывают трудности в общении. Учащиеся не владеют многими словами, служащими как для называния предметов и явлений действительности, так и для выражения отношения к высказываемой мысли. Дети не владеют некоторыми синтаксическими конструкциями, не умеют монологически высказывать свои мысли. Поэтому в процессе обучения русскому языку большое значение придается расширению словарного запаса: овладению словом, роль которого в познании объективной действительности огромна. Вместе со словом приходит знания о мире и развивается мышление. Вот почему необходима систематическая и целенаправленная работа по развитию речи учащихся, включающая элементы выразительного чтения и правильного произношения, овладение связной устной и письменной формой высказывания. Работать над лексической стороной речи следует с раннего возраста. ФГОС НОО подчеркивает необходимость «овладения младшими школьниками первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка и правилах речевого этикета; умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [1]. Ограниченность словарного запаса младших школьников, узость семантических границ используемых лексем отражаются и на грамматических связях слов, на правильности использования формо- и словообразующих элементов языка. Овладение лексико-семантической стороной речи учащимися зависят от общего развития, социальных и речевых контактов, от правильности использования специальных методов и приемов обучения, от условий, создаваемых для накопления и активизации словаря [24, с.3]. Учитываются также характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью [20, с. 276]. Таким образом, можно отметить противоречия между предъявляемыми требованиями ФГОС НОО к речевым умениям младших школьников и реальными возможностями учащихся в связи с их возрастными особенностями. Одним из наиболее эффективных средств формирования лексических компетенций у младших школьников, по нашему мнению, является работа над произведениями фольклорных жанров. Народные произведения, адресованные детям, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим миром через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для младших школьников приводит к выводу о значимости народного творчества в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Таким образом, актуальность проблемы позволила сформулировать тему работы: «Формирование лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров». Целью исследования является выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, при которых формирование лексических компетенций через работу над произведениями фольклорных жанров будет более эффективно. Объект исследования: процесс формирования лексических компетенций младших школьников. Предмет исследования: формирование лексических компетенций младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров. Гипотеза исследования: формирование лексических компетенций младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров будет проходить успешнее, если: 1. Использовать методы, направленные на пробуждение у ребенка интереса к историческому наследию своей Родины, раскрытие богатства и красоты русского слова. 2. Использовать упражнения, направленные на определение контекстуального значения слова, на комбинирование с другими лексическими единицами; дидактические приемы для активизации лексики. 3. В процессе анализа произведения применять методы проблемного обучения, комментированного чтения и критического мышления. Цели исследования обусловили необходимость решение следующих задач: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую, литературоведческую и методическую литературу по проблеме исследования с целью определения сущности понятия «лексическая компетентность»; рассмотрение возможностей фольклорных жанров для формирования лексических компетенций младших школьников. 2. Определить исходный уровень сформированности лексических компетенций учащихся начальной школы на начальном этапе обучения. 3. Разработать экспериментальную программу по формированию лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров. 4. Проверить эффективность экспериментальной работы. Подвести итоги исследования. Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение за работой младших школьников. Методологической основой исследования явилось:  концептуальные работы в области философии образования и методологии психолого-педагогических наук;  теория речевой деятельности, теория деятельности;  теоретические основы педагогической психологии, включая мотивационные и деятельностные учебные функции. Теоретической основой исследования послужили: – работы по теории и методике обучения лексике; – теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по фольклористике. База исследования. В исследовании принимали участие 20 учащихся 4 «Б» класса МАОУ СОШ № 9 г. Усть-Илимска. Практическая значимость использование программы по формированию лексической компетенции младших школьников в процессе работы над произведениями фольклорных жанров на уроках литературы и внеурочной деятельности учителями начальной школы. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 24 источника. Объем основной части работы 28 страницы.  

Читать дальше
Анализ теоретических принципов и методологических выводов позволил нам представить результаты экспериментальной работы, проведенной на базе в МАОУ «СОШ №9» г. Усть-Илимска по использованию фольклорных жанров в развитии детской речи. Прослеживается динамика изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов экспериментальной группы до и после тренировочного эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и методик. В ходе процесса были отмечены следующие изменения: дети все больше и больше интересуются устным фольклором, они используют пословицы, поговорки, ролевые игры - детские стишки, самостоятельно устраивают народные игры - развлекаются с помощью счетчиков. Малые народные жанры в воспитательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как в классе, так и в процессе самостоятельной деятельности (игры, досуг, прогулки, моменты индивидуального питания). Работа была основана на следующих основных принципах: • на тщательный отбор материала с учетом возрастных возможностей детей; • интеграция работы с различными областями воспитательной работы и деятельности детей (развитие речи, обучение природе, различные игры); • активная интеграция детей; • использование развивающего потенциала малых фольклорных жанров для максимально возможного создания речевой среды. Использование народных жанров в развитии детской речи осуществляется сочетанием различных средств и способов воздействия на них. Таким образом, использование фольклорных жанров в развитии детской речи полностью оправдано. 
Читать дальше
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000 (дата обращения: 11.03.2022) 2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку младших школьников. - М.: Академия, 2000. – 400 с. 3. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2006. – 735 с. 4. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с. 5. Баранов, М.Т. Методика лексики. Основы методики русского языка в 4 – 8 классах: [Текст]: /пособие для учителей / – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 293 с. 6. Бахтин В. С. От эпоса к читателю: Сказки фольклора / В.С. Бахтин -Ленинград: «Детская литература», 1982 Бородич А.М. Методы развития детской речи. - М .: Образование, 1981. - 255 с. 7. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – №28. – С. 705-706. 8. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей младшего школьного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 1976. - 178 с. 9. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. 10. Детская психология / Под ред. И.Л. Коломинский, Е.А. Панко. - М .: Университетское, 1988 - 399 с. 11. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань : Пилигрим, 2010. – 486с 12. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых народных форм. 1991. - № 9. - С.16-22. 13. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми. - 1983. - № 5. - Ст. 34-35. 14. Королева Т. П. Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. Т.П. Рейне - 2000. - № 7. 15. Кравцов Н. И. Славянский фольклор. – М.: Издательство Московского университета, 1976. – 265 с. 16. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе: учебник. Студенческое пособие.высшее пед учебник. Учреждения / М.Р. Львов В.Г. Горецкий, О.В. Сосновский. - 2-е изд., Препод. М.Р. Львов - М .: Издательский центр "Академия", 2000. – 356 с. 17. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Образование, 1987. - 239 с. 18. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, ЗАО, ЭКСМО-Пресс, 1999. - 315с. 19. Народное творчество в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комарова. - М .: Педагогическое общество России, 2000. с. 20. Общая психология: учебник. пособие для школьников пед. институты / В.В. Богословский А.А. Степанов А.Д. Виноградова и другие; Под редакцией Б. В. Богословского и соавт. - 3-е изд., Ред. И доп. - М.: Образование, 1981. – 383 с. 21. Русская народная поэзия / под ред. Новиковой. - М.: Высшая школа, 1986. - 135 с. 22. Трофименко С.А. Структура и содержание лексической компетенции // Иностранные языки: инновации, перспективы следования и преподавания (Материалы II Международной научно-практической конференции) / отв. ред. Пригодич Е.А. – 2019. – С. 165-173. 23. Ушинский К.Д. Методическая инструкция К.Д. Ушинский. - М.: Образование, 1956. - С. 18-44. 24. Хлыстолова А.Н. Развитие литературы через фольклор (на основе пословиц) // Начальная школа. - 1996. - № 1. - С. 3.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности проявления агрессивного поведения у девушек с РПП и без РПП
Количество страниц:
35
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Психология
курсовая работа
ДОГОВОР ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИИ  
Количество страниц:
30
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
курсовая работа
Особенности разработки и проведения производственной экскурсии (на примере Московской области - ХПП «Софрино» РПЦ)
Количество страниц:
35
Оригинальность:
73%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экскурсоведение
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image