Введение 3 Глава 1. Теоретические основы института Уполномоченного по правам человека 8 1.1 Становление института Уполномоченного по правам человека 8 1.2 Понятие Уполномоченного по правам человека, его значение в РФ 14 Глава 2. Институт омбудсменов и органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации по защите прав и свобод граждан 26 2.1 Место института омбудсмена в государственной системе правозащитных институтов 26 2.2 Место органов прокуратуры в государственной системе правозащитных институтов 36 Глава 3. Особенности взаимодействия Уполномоченных по правам человека с органами прокуратуры 40 3.1 Формы взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 40 3.2 Совершенствование нормативной правовой базы взаимодействия российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в области защиты прав и свобод человека и гражданина 48 Заключение 51 Список использованных источников 53

Взаимодействие органов прокуратуры с уполномоченными по правам человека в РФ с сфере защиты прав и свобод человека и гражданина

курсовая работа
Право
55 страниц
71% уникальность
2022 год
17 просмотров
Апаркина К.
Эксперт по предмету «Право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы института Уполномоченного по правам человека 8 1.1 Становление института Уполномоченного по правам человека 8 1.2 Понятие Уполномоченного по правам человека, его значение в РФ 14 Глава 2. Институт омбудсменов и органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации по защите прав и свобод граждан 26 2.1 Место института омбудсмена в государственной системе правозащитных институтов 26 2.2 Место органов прокуратуры в государственной системе правозащитных институтов 36 Глава 3. Особенности взаимодействия Уполномоченных по правам человека с органами прокуратуры 40 3.1 Формы взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 40 3.2 Совершенствование нормативной правовой базы взаимодействия российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в области защиты прав и свобод человека и гражданина 48 Заключение 51 Список использованных источников 53
Читать дальше
Деятельность омбудсменов крайне востребована в обществе. С 1998 к уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах поступило более одного миллиона обращений. Значительная часть из них (около трети) напрямую связана с деятельностью судов по рассмотрению уголовных дел, поскольку затрагивает вопросы справедливости приговоров и иных судебных решений, соблюдения права на защиту, обоснованности содержания под стражей и т.


У нас на сайте можно купить диплом на заказ не тратя много времени.


д. В связи с этим неизбежно встают вопросы о достаточности полномочий омбудсмена, конкуренции между различными государственными органами, в компетенцию которых входит защита прав и свобод личности, в том числе между омбудсменами и органов прокуратуры. Модель взаимодействия уполномоченных по правам человека и органов прокуратуры, сформированная в современной России, является оптимальной с учетом ее конституционного развития, системы органов государственной власти, статуса Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина, исторически сложившейся роли прокуратуры. Вместе с тем предложено шире использовать данный институт в механизме досудебного разрешения споров, расширить организационные условия для рассмотрения федеральным Уполномоченным обращений по вопросам соблюдения уголовного и уголовно-процессуального законов, обсудить основные проблемы, выявленные при анализе таких обращений, с участием судов и прокуратуры. Ставится вопрос о более широком взаимодействии уполномоченных с органами судейского сообщества. Значительный общественный резонанс вызвало учреждение и закрепление в Конституции Российской Федерации института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, наделенного полномочиями по осуществлению независимого контроля за соблюдением прав человека и их государственной защиты в случаях нарушений. В деятельности Уполномоченного по правам человека подавляющее большинство граждан увидело дополнительный механизм правовой защиты от произвола чиновников, возможность поставить заслон их исключительности в оценке собственного поведения и получения при этом бесплатной квалифицированной юридической помощи в борьбе за правду и справедливость. Не случайно, что к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации сразу стали обращаться люди социально не защищенные, не видящие иных способов защитить свои права от беззакония и круговой поруки, административных барьеров и бюрократического формализма должностных лиц. Однако накопленная практика свидетельствует, что все еще бытует мнение, что эта деятельность малопродуктивна, дублирует полномочия прокуратуры, осуществляющей надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не является эффективной из-за отсутствия у него достаточных властных полномочий. Действуя методом убеждения, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает как квалифицированный специалист в области прав человека, без профессиональных знаний которого не может появиться эффективного управленческого решения. Он не подменяет органы прокуратуры, а с помощью предоставленных ему правовых средств участвует в обеспечении прав человека, поиске справедливости и защите достоинства личности. То есть деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации не ограничивает чьи-то полномочия, а расширяет возможные способы защиты нарушенных прав человека и гражданина. Вместе с тем в отличие от органов судебной системы, прокурорского надзора Уполномоченный по правам человека не обязан основывать свои решения только на правовых доводах и может формулировать рекомендации, используя моральные аргументы и, по существу, способствует улучшению качества управления и гуманизации отношений между гражданином и государством. Практика показывает, что данный институт органично вписывается в действующую систему защиты прав граждан, существующую на сегодняшний день в Российской Федерации. Таким образом, исходя из цели деятельности названных институтов, представляется, что органы прокуратуры и институт российского Уполномоченного по правам человека должны, опираясь на закон, взаимно дополнять друг друга и, тем самым, усиливать механизм защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако на сегодняшний день их взаимодействие осуществляется в недостаточной степени, порой остается формальным и не всегда носит системный характер. Указанные обстоятельства требуют проведения научных исследований, направленных на повышение эффективности рассматриваемого взаимодействия. Степень научной разработанности проблемы. Изучению института Уполномоченного по правам человека, правовых основ его деятельности посвящены научные труды В.В. Бойцовой, Н.В. Бутусова, Р.Г. Вагизова, В.В. Комарова, Н.В. Корнеевой, Ю.Л. Корабельниковой, А.Г. Майорова, Е.Г. Маркеловой, М.А. Могунова, Н.Ю. Хаманевой и других специалистов. Достаточно разработанной темой является правозащитная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации, которая была предметом исследования таких ученых, как: В.Г. Бессарабов, С.И. Бойченко, Н.П. Дудин, В.З. Гущин, К.А. Кашаев, Н.В. Мельников, В.В. Росинский, и ряд других. Общим вопросам теории организации и взаимодействия посвящены работы Г.В. Атаманчука, В.Г. Афанасьева, В.В. Васильева, Д.А. Керимова, В.А. Козбаненко, А.Е. Лунева, В.Н. Садовского, В.И. Терещенко, Э.Г. Юдина, Ц.А. Ямпольского и других, которые использовались при написании диссертации. Внимание ученых-правоведов неоднократно привлекали различные аспекты взаимодействия в сфере публичных правоотношений и функционирования властных институтов. Вместе с тем уровень теоретического исследования проблемы взаимодействия значительно отстает от практики в этой сфере правовых отношений. Анализ литературы по вопросам прокурорской деятельности показывает, что тематика взаимодействия органов прокуратуры с правозащитными институтами и в том числе с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, на общетеоретическом, монографическом уровне как самостоятельная научная проблема еще не рассматривалась и решается обычно в отдельных статьях ученых и путем издания приказов и указаний Генерального прокурора Российской Федерации. Вопросы взаимодействия российской прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках самостоятельного исследования также ранее не исследовались. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Предмет исследования составили закономерности, определяющие содержание совместной деятельности российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, место каждого из этих субъектов в ходе сотрудничества между ними, формы, принципы, направления и проблемы их взаимодействия. Цель исследования состоит в раскрытии сущности и содержания взаимодействия в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина между органами прокуратуры и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, разработке конкретных предложений, способствующих повышению эффективности сотрудничества прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. В рамках поставленной в исследовании цели выделены следующие задачи: – рассмотреть становление института Уполномоченного по правам человека; – рассмотреть понятие Уполномоченного по правам человека, его значение в РФ; – определить место института омбудсмена в государственной системе правозащитных институтов; – определить место прокуратуры РФ в государственной системе правозащитных институтов; – проанализировать формы взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; – предложить возможности совершенствования нормативной правовой базы взаимодействия российской прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Методология и методы исследования. Методологической базой исследования являются общенаучный метод диалектического познания, частно-научные методы конкретно-исторического анализа, позволившие выявить основные направления в развитии прав и свобод человека и гражданина в Российском государстве и роль органов прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод граждан, сравнительно-правового анализа, системного анализа, предоставившего возможность исследовать все взаимосвязи изучаемого предмета с окружающей действительностью и рассмотреть сам предмет как систему. При анализе взаимодействия прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации применялся институциональный метод исследования, который позволил выявить особенности этих государственно-правовых институтов в процессе их правозащитной деятельности с присущими им специфическими признаками. Широко применялся сравнительный метод исследования. Он помог раскрыть как некоторые общие черты правозащитной деятельности прокуратуры и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, так и существенные различия рассматриваемых институтов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Работа включает в себя введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список источников и литературы

Читать дальше
Международное направление деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является многосторонним и комплексным явлением, основанным на нормах и принципах национального и международного права. В ходе своей практической работы по развитию и укреплению «правозащитной дипломатии» институтом Уполномоченного был выработан уникальный механизм формализации взаимоотношений между национальными правозащитными учреждениями в виде «мягких» норм, таких как соглашения о сотрудничестве или меморандумы о взаимопонимании. В целом в настоящее время Уполномоченный вовлечен во все международные процессы, отстаивая лучшие интересы страны на различных универсальных и региональных площадках и оставаясь неизменным партнером международных организаций, интеграционных объединений омбудсменов и зарубежных коллег на правозащитном направлении. Такая самоотверженная деятельность в полной мере свидетельствует о повышении гарантий защиты прав человека в России и увеличении числа восстановленных прав граждан, в том числе и благодаря применению передового международного правозащитного опыта. Институт уполномоченных по правам человека в его современном виде представляет собой двухуровневую систему государственной правозащитной деятельности. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – персонифицированный конституционный государственный орган. Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ – персонифицированный государственный орган субъекта РФ. Уполномоченные являются независимыми органами, воспрепятствование их законной деятельности влечет административную ответственность. Порядок назначения, организация деятельности и полномочия российских омбудсменов регулируется законодательством: на федеральном уровне – Федеральным конституционным законом и Федеральным законом № 48-ФЗ, которые назывались выше. Ежегодно уполномоченные по правам человека представляют доклады о своей деятельности. Федеральный уполномоченный – Президенту Российской Федерации, региональные уполномоченные – главе субъекта РФ, региональному парламенту и высшим должностным лицам субъекта РФ, в которых они излагают подробную информацию о ситуации с правами человека, показывают динамику и тенденции по соблюдению и защите прав человека, предлагают рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в целях повышения гарантий прав граждан. Кроме ежегодного доклада, уполномоченные в соответствии с законодательством имеют право представлять специальные доклады о наиболее актуальных вопросах, соответственно, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации – главе государства, палатам Федерального Собрания и другим высшим должностным лицам федеральных органов государственной власти, а региональные уполномоченные – главе субъекта РФ, региональному парламенту и высшим должностным лицам субъекта РФ. Федеральный и региональные уполномоченные, будучи независимыми друг от друга институтами (региональные уполномоченные не подчинены, неподотчетны и неподконтрольны федеральному уполномоченному) работают в тесном взаимодействии. В соответствии с базовым федеральным законом о региональных уполномоченных они вправе при рассмотрении жалобы обратиться к федеральному Уполномоченному с просьбой об оказании содействия, участвовать в деятельности по совершенствованию законодательства, в развитии межрегионального и международного сотрудничества, в правовом просвещении в области защиты прав человека. Уполномоченные взаимодействуют также при рассмотрении конкретных жалоб граждан, при проведении совместных проверок и мониторингов соблюдения прав граждан. Сложилась эффективная практика проведения с региональными уполномоченными по правам человека совместных приемов граждан во время рабочих поездок Уполномоченного в регионы и посредством использования видео-конференц-связи.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52. Ст. 4924. 3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532. 4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015. № 21-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 13.01.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 10. Ст. 1391. 5. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон Рос. Федерации от 26 февр. 1997 г. № 1-ФКЗ: в ред. от 31 янв. 2016 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011. 6. Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» от 18.03.2020 № 48-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 12. Ст. 1640. 7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 25.03.2022). 8. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991. г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верхового Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865. Иные официальные материалы (резолюции рекомендации международных организаций и конференций, официальные доклады, официальные отчеты и др.) 9. Рекомендация CM/Rec (2019) Комитета Министров государствам-членам о совершенствовании института омбудсмена // URL:https://rm.coe.int/090000168098392f (дата обращения: 25.03.2022). 10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Российская газета. № 81 (7544). 2018. 17 апр. 11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год // Российская газета. № 125 (7883). 2019. 11 апр. Научная и учебная литература (монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи) 12. Бойцев А. А. Гуманизация в уголовном праве и процессе: мнение Уполномоченного по правам человека в Новгородской области // Новгородский судебный вестник. 2019. № 1 (25). С. 26–27. 13. Галыгин Р. А. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации / Р. А. Галыгин, М. Н. Вилачева // Молодежь. Наука. Современность: сб. статей / науч. ред. Н. Н. Сергеев. Ижевск, 2019. С. 8−10. 14. Грудинин Н. С. Компаративистский анализ полномочий омбудсмeна в Российской Федерации и зарубежных государствах // Вестник Московского государственного лингвистического университета / Образование и педагогические науки. 2018. № 5. С. 812–817. 15. Демидов М. В. Понятие института Уполномоченного по правам человека и его место в правозащитном механизме государства // Вестник Российского университета кооперации. 2019. № 1. С. 110–115. 16. Демина Е. П. Сравнительный анализ деятельности Уполномоченного по правам человека и омбудсмена в зарубежных странах // Образование и право. 2019. № 12. С. 265–271. 17. Журавлева О. О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 23–31. 18. Журавлева О. О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 23–31. 19. Журавлева О. О. К вопросу о соотношении понятий «налоговый контроль» и «контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах» // Журнал российского права. 2009. № 7. С. 23–31. 20. Заколоворотная О. А. Уполномоченный по правам человека: истоки формирования института // Молодой ученый. 2019. № 48 (286). С. 218–223. 21. Зражевская Т. Д. Миссия уполномоченных по правам человека в организации общественного контроля как средство укрепления взаимодействия власти и гражданского общества в России // Конституционализм и государствоведение. 2019. № 1 (13). С. 6–10. 22. Карпова А.И. Средства прокурорского реагирования как разновидность правовых средств прокура // Правопорядок: история, теория, практика. 2017. № 3(14). С. 63-68. 23. Коробова И. Н., Хван Т. С., Васильева Е. Б. Проблемы обеспечения прав и свобод осужденных в исправительных учреждениях: по материалам докладов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Уголовно-исполнительное право. 2018. Т. 13(1–4), № 2. С. 168–173. 24. Лукьянов А. И. Стенограмма 38-го заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 10 июля 1996 г. // Официальный сайт Государственной Думы. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/94700301-1 (дата обращения: 25.03.2022). 25. Москалькова Т. Н. Институт уполномоченных по правам человека в государственном механизме России // Административное право и процесс. 2018. № 12. С. 52–59. 26. Резер Т.М., Кузнецова Е.В., Лихачев М.А. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина: учеб. пособие / Под общ. ред. Т.М. Резер; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 110 с. 27. Сунгуров А. Ю. Концепция прав человека: продвижение в России и обсуждения в академической среде // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2019. № 3. С. 40–47. 28. Трифонов С. Г. Конституционно-правовой институт Уполномоченного по правам человека: формы и принципы организации деятельности // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2019. № 1. С. 72–76. 29. Федотова Ю. Г. Судебный контроль за реализацией прав и законных интересов граждан, участвующих в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 8. С. 17–22. Иностранная литература 30. CDL-AD (2019)005-e «Principles on the Protection and Promotion of the Ombudsman Institution (‘The Venice Principles’)», adopted by the Venice Commission at its 118th Plenary Session (Venice, 15–16 March 2019) // Официальный сайт Совета Европы. URL: https://www.venice. coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-AD (2019) 005-e (дата обращения: 25.03.2022). Интернет-ресурсы 31. Информационно-просветительский проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Правозащитная карта России. URL: https://map.ombudsmanrf. org/Karta_Yadro/fed_okr.html (дата обращения: 25.03.2022). 32. Официальный сайт ООН. URL: https://undocs.org/en/A/RES/75/186 (дата обращения: 25.03.2022). 33. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за август 2021 г. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/ office/result (дата обращения: 25.03.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Определение месячной заработной платы учителей и других педагогических работников
Количество страниц:
34
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
курсовая работа
Начальник органа дознания и начальник подразделения дознания: сравнительный анализ
Количество страниц:
26
Оригинальность:
59%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовный процесс
дипломная работа
«ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ»
Количество страниц:
70
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гражданское право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image