Введение………………………………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретические аспекты гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях……………………………………………………………………………………...4 1.1. Понятие и содержание гуманитарного контроля………………………………………..4 1.2. Объекты гуманитарного контроля………………………………………………………...7 Глава 2. Особенности осуществления гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях…………………………………………………………………………………….9 2.1. Проблемные аспекты гуманитарного контроля………………………………………...9 2.2. Значение гуманитарного контроля в современном мире……………………………..11 Заключение…………………………………………………………………….........................13 Библиографический список…………………………………………………………………15

Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях

реферат
Философия
15 страниц
87% уникальность
2022 год
39 просмотров
Портнова Ю.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение………………………………………………………………………………………....3 Глава 1. Теоретические аспекты гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях……………………………………………………………………………………...4 1.1. Понятие и содержание гуманитарного контроля………………………………………..4 1.2. Объекты гуманитарного контроля………………………………………………………...7 Глава 2. Особенности осуществления гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях…………………………………………………………………………………….9 2.1. Проблемные аспекты гуманитарного контроля………………………………………...9 2.2. Значение гуманитарного контроля в современном мире……………………………..11 Заключение…………………………………………………………………….........................13 Библиографический список…………………………………………………………………15
Читать дальше
Общество не стоит на месте, жизнь человека меняется и с ходом времени скорость изменений и число открытий увеличиваются. Но до сих пор ученые всего мира ведут споры о том, что определяет движение в сторону прогресса (движение к лучшему и полезному для общества) и в сторону регресса цивилизации (движение к худшему и вредному для общества). Понятия прогресс и регресс условны, поэтому сказать однозначно о развитии цивилизации и качестве изменений сложно: они многогранны и имеют разное значение во все времена. Но в целом, великие умы сходятся во мнении, что на протяжении 5 миллиардов лет, с того момента, когда возник первый Разумный Человек, в обществе (если его брать целиком) происходил только прогресс. Существуют различные виды прогресса: общественный, социальный, научно-технический и др. Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений. Значение научных открытий в истории человечества не может вызывать сомнений: благодаря им наша жизнь выходит на новый качественный уровень, становится комфортнее, интереснее, в чем-то - безопаснее, расширяются возможности выбора.


Многих интересует цена дипломной работы по туризму. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


При этом достижения цивилизации могут быть не только полезны, но и вредны. В чем заключается вред от открытий? Какие примеры рукотворных катастроф хранит история человечества? А действительно ли они (были) опасны? Есть (были) ли способы нивелировать риски вредных последствий? В настоящее время в период активного развития и совершенствования всех сфер общественной жизни необходимость развития и повышения уровня технологического производства, а также огромного числа научных достижений и свершений усиливается взаимодействие человека с окружающей его средой. В связи с этим возрастает необходимость формирования гуманистической культуры, в которой непосредственно человек рассматривается как самоцель общественного развития. Также возрастают требования к самому человеку ввиду того, что человек основная движущая сила прогресса и достижения высоких результатов в различных отраслях науки. В таком случае человек, осуществляя свою деятельность, должен соответственно обладать некоторыми качествами, которые будут способствовать формированию соответствующего уровня ответственности, которую он обязан нести, осуществляя любую деятельность в области науки. Иными словами можно сказать, что в таком случае в человеке должны в обязательном порядке сочетаться высокая квалификация, способность, компетенция в той или иной сфере и соответствующий ее уровень с общечеловеческими нравственными ценностями. Осуществляя любую деятельность, а тем более ту, которая может быть направлена на достижение инновационных новшеств, преобразований, необходимо не только акцентировать свое внимание на результате, но и на окружающей действительности и оценивать степень возможного влияния на нее посредством ведения такой деятельности. Ученый обязан прислушиваться не только к голосу др. ученых и технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и образ, жизни людей, затронуть памятники культуры, нарушить равновесие природной среды. Когда влияние научной деятельности становится глобальным, все связанные с осуществлением данной деятельности аспекты перестают быть узконаправленными и принимают соответствующие масштабы. И даже если сама научная разработка лишь дело профессионала, то ее применение это результат одобрения обществом, которое должно понимать и оценивать не только ее положительные качества и степень эффективности результата, который она принесет, но и рассчитывать всевозможные риски и отрицательные моменты ее влияния на окружающую действительность. Мир великих открытий и изобретений - нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий, которые должны служить на благо человечеству. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее. Но каждому из нас нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше: вреда или пользы, как разумно использовать результаты научной мысли, не нанося вреда человеку, природе. Обратим внимание на то, что главная цель науки изначально – соответствовать удовлетворению потребностей человека и необходимо для реализации его целей. Однако же следует учитывать тот факт, что наука может принести определенные отрицательные результаты, таким образом, не осуществив истинной цели, принесет вред окружающей действительности. Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей, но и к любому неправильному бесконтрольному применению всех возможностей, которые дает нам современная наука. Особенное внимание при определении стратегических вопросов выбранной сферы исследования должно уделяться формированию определенной деятельности, которая бы контролировала всевозможные последствия отрицательного воздействия научных достижений на окружающую действительность. Такая контрольная деятельность должна исключить использование новых достижений науки и новые технологии в антигуманных целях. В этих целях должны проводиться экологические и социально-гуманитарные экспертизы научно-технических проектов. В связи с этим возрастает ответственность ученых перед обществом за достоверность своих экспертиз и результаты деятельности в науке в целом. Необходимость осуществления тщательного контроля за использованием и применением новых научных и технических достижений, а также всяческим повышением степени эффективности такого контроля особенно актуальна во времена активного развития научно-технического прогресса. Проблеме исследования гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях, а также вопросам необходимости повышения эфефективности такого контроля занимались многие выдающиеся исследователи, среди которых: С.В. Полатайко, С.А. Лебедев, А.П. Липкин, М.А. Кузнецов, В.П. Кохановский, В.В. Миронов, Г.И. Бабко, В.С. Степин, М.М. Батин. Основной целью данной работы является исследование основных проблемных вопросов гуманитарного контроля науки и высоких технологий. В соответствии с заданной целью определим ряд задач: 1. Изучить понятие и содержание гуманитарного контроля. 2. Рассмотреть объекты гуманитарного контроля. 3. Изучить проблемные аспекты гуманитарного контроля 4. Выявить и оценить значение гуманитарного контроля в современном мире. Объектом данной работы является осуществляемый гуманитарный контроль в науке и высоких технологиях. Предметом данной работы является обеспечение эффективности осуществления гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. В данной работе были использованы следующие методы научного исследования: описание, правовой метод, анализ, исторический метод. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
Один из главных векторов, которыми можно охарактеризовать направленность развития науки (да и техники) в эпоху глобализации, – это ее неуклонное приближение к человеку, к его потребностям, устремлениям, чаяниям. В результате происходит, если можно так выразиться, все более плотное «обволакивание» человека наукой, его погружение в мир, проектируемый и обустраиваемый для него наукой и техникой. Конечно, дело при этом вовсе не ограничивается одним лишь «обслуживанием» человека. Наука и техника приближаются к нему не только извне, но и как бы изнутри, в известном смысле делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его же самого. В самом буквальном смысле это делается в некоторых современных генетических, эмбриологических и т. п. биомедицинских исследованиях. Симптомы этого изменения вектора развития науки вполне ощутимы не только внутри исследовательских лабораторий, но и на уровне ожиданий и предпочтений общества. Можно констатировать, что спектр ожиданий, предъявляемых науке со стороны общества, серьезно трансформировался. Параллельно с этим меняются и ориентиры государственной научной политики. Отныне от научных исследований все больше начинают требовать того, чтобы их результаты позволяли удовлетворять запросы общества и потребности человека. Научные достижения и открытия стали прочно связаны с понятием прогресса, движущим механизмом развития планеты. Они преобразовывали и преобразовывают окружающий нас мир и образ жизни человека: открытие Х-лучей Вильгельмом Рентгеном, полет человека в космос, множество открытий в медицине, которые позволили перевести ряд болезней из разряда неизлечимых, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии... Значимость научных открытий не может вызывать сомнения: как в глобальных масштабах, так и в локальных изменениях образа жизни человека. Благодаря достижениям цивилизации наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее, в чем-то - безопаснее. Прогресс дает возможности выбора: например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Но достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны: изобретения переходят и в разряд рукотворных катастроф, вспомнить только примеры аварий на АЭС и их последствий, влияние технических новинок на развитие современного человека... Двойственное значение открытий подводит к главному вопросу: действительно ли они опасны и вредны для человечества, или это всего лишь излишняя и надуманная угроза? Может ли быть минимизирован вред при их разумном использовании? Происходит переориентация финансовых потоков, направляемых на поддержку науки, при этом все больше средств выделяется на биомедицинские исследования. Так, в конце 60-х – начале 70-х гг. прошлого столетия в США перед исследователями стали ставить такие амбициозные цели, как победа к заранее заданному сроку над онкологическими или сердечно-сосудистыми заболеваниями. И хотя полного триумфа в борьбе с ними добиться не удалось, успехи, достигнутые в этих направлениях, особенно в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, оказались в высшей мере впечатляющими. А по мере того, как люди на собственном житейском опыте ощущали те эффекты, которые порождены этими научными достижениями, все более разнообразными и настойчивыми становились и их запросы и вожделения, адресованные науке. Ее растущая практическая эффективность в тех областях, которые ближе всего к повседневным нуждам и интересам рядового человека, таким образом, начинает действовать в роли стимула, ориентирующего и ускоряющего ее собственное развитие. Однако же известны и случаи применения научных разработок и достижений вопреки их истинной цели, а именно той цели, ради которой это новшество создавалось. Именно поэтому все большую актуальность и необходимость приобретают вопросы повышения степени эффективности и усиления в соответствующих направлениям контроля. Именно контрольная деятельность за наукой и высокими технологиями позволяет выявить то, с каким риском для испытуемых может быть связано их участие в исследовании и оправдан ли этот риск значимостью тех новых научных знаний, ради которых предпринимается исследование. Характерным примером в этом смысле является история компьютеризации, ее человеческих и социальных последствий. В этой истории можно уже выделять целые этапы, характерные сменой фокуса гуманитарного анализа, в котором последовательно оказывались то опасности порабощения человека машиной, то связанная с компьютеризацией угроза безработицы, то изменения человеческого интеллекта в процессах взаимодействия человека с компьютером Итак, гуманитарный контроль можно представить в качестве социальной практики, сутью которой является защита человека в той мере и в тех ситуациях, когда он подвергается воздействию (или, иначе говоря, когда ему приходится взаимодействовать) многочисленных новых технологий. Таким образом, гуманитарный контроль за наукой и высокими технологиями, а также гуманитарная экспертиза, анализ которой также был затронут в рамках данного исследования – это феномен, имеющий множество неопределенностей. Именно это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении связи степени развития научно-технического прогресса и необходимостью усиления контроля его влияния на современные реалии. Иными словами, чем быстрее происходит развитие науки, чем стремительнее появляются все более новые технологии, тем более эффективно должна осуществляться контрольная деятельность. В конечном счете, любой анализ, направленный на оценку всех тех воздействий, которые оказывает на человека новая технология, можно воспринимать именно в таком качестве. Сомнений в том, что эта деятельность становится и будет становиться все более социально значимой, однозначно, нет. Более того, осуществляемый в тех или иных формах гуманитарный контроль, вместе с применением необходимых мер, разграничением уровней проблем, связанных с осуществлением контроля, ввиду многообразия сфер развития, представляется мне необходимой составляющей нашего человеческого бытия. Все эти вопросы связаны, прежде всего с усилением процесса глобализации, ростом человеческих потребностей, которые приобретают со временем все большие масштабы, требующие соответствующих средств. Современный этап трансформации науки в массовую производительную силу представляет собой развёртывание принципов, заложенных ещё в XVII веке, и характеризуется расширением процесса «онаучивания» общества. Наряду с этим, наука начинает всё активнее проникать в различные сферы управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. При соединении с властью наука стала превращаться в общественную силу, внедряясь в различные сферы социальной жизни, регулируя различные виды человеческой деятельности, и в итоге воздействуя на выбор тех или иных путей общественного развития. Расширение круга общественных функций науки и соответственно её институционализацию нельзя считать законченным процессом, что, в свою очередь, сказывается и на формах организации науки, и на их дальнейшем развитии. Подводя итог, хочется сказать, что теперь наша жизнь невозможна без компьютерных технологий Но так же не исключены и негативные воздействия интернета на человека. Самое распространённое из них - интернет зависимость. Поэтому следует аккуратно обращаться с компьютерами и пользоваться ими только в полезных целях. Все зависит от личности. Если человек может сохранить духовные и семейные ценности, то он имеет право говорить о положительном влиянии современных технологий Рассмотренные в данной работе открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но обратная сторона медали присутствует в виде вреда - реального и потенциального. Сами по себе достижения цивилизации, на мой взгляд, не могут быть ни вредными, ни полезными и по результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при разумном, осознанном использовании.
Читать дальше
1.Багдасарьян, Н. Г. История, философия и методология науки и техники. Учебник / Н.Г. Багдасарьян, В.Г. Горохов, А.П. Назаретян. - М.: Юрайт, 2020. - 384 c. 2.Боровкова, Ольга Выявление топоса - метод исследования в социально-гуманитарной сфере / Ольга Боровкова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 104 c. 3.Бучило, Н.Ф.История и философия науки. Учебное пособие / Бучило Нина Федоровна. - М.: Проспект, 2019. - 429 c. 4.Кабанов, А.Т. Гуманитарные и социально-экономические исследования. Выпуск №1 / А.Т. Кабанов. - Москва: Машиностроение, 2019. - 619 c. 5.Методологические проблемы социально-гуманитарных наук / Коллектив авторов. - М.: Научная библиотека, 2020. - 686 c. 6.Пилецкий, С.Г. Каиново наследство, или опыт изучения человеческой агресивности. Анализ этологических, социобиологических и современных социально-гуманитарных концепций / С.Г. Пилецкий. - Москва: Машиностроение, 2019. - 384 c. 7.Полатайко, С. В. Основная проблема гуманитарных наук в России. / С. В. Полатайко // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2019. – Т. 13. – № 3. – С. 115-121. 8.Проблемы социального и гуманитарного знания. Выпуск I. - М.: Дмитрий Буланин, 2019. - 544 c.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Развитие речевого дыхания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дыхательной гимнастики
Количество страниц:
25
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Понятие и виды административно - правового принуждения
Количество страниц:
28
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Право
курсовая работа
Древнерусское феодальное право
Количество страниц:
22
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image