?>
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению детей с ЗПР 1.1. Понятие ЗПР, классификация групп детей с ЗПР 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика мышления детей с ЗПР 10 1.3. Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы у детей с ЗПР Глава 2. Исследование развития познавательной деятельности младших школьников с ЗПР 2.1 Методики работы и приемы обследования детей с ЗПР 20 2.2 Коррекционно-развивающая программа для младших школьников с ЗПР 24 Заключение 44 Список литературы 47

Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с нарушением в развитии

курсовая работа
Психология
35 страниц
76% уникальность
2022 год
31 просмотров
Миронов А.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению детей с ЗПР 1.1. Понятие ЗПР, классификация групп детей с ЗПР 6 1.2. Психолого-педагогическая характеристика мышления детей с ЗПР 10 1.3. Психолого-педагогическая коррекция и развитие познавательной сферы у детей с ЗПР Глава 2. Исследование развития познавательной деятельности младших школьников с ЗПР 2.1 Методики работы и приемы обследования детей с ЗПР 20 2.2 Коррекционно-развивающая программа для младших школьников с ЗПР 24 Заключение 44 Список литературы 47
Читать дальше
В настоящие время число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сильно увеличивается, что является актуальным для темы нашего исследования. Поэтому, нужно проводить своевременную диагностику, выявлять нарушения в развитие данной категории детей и оказывать коррекционно-развивающую помощь, которая может привести к положительной динамике развития мышления. В современной педагогике выделяют группу детей, чьи неудачи и в школьном обучении определяются запозданием в развитии от нормально развивающихся сверстников.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации в Хабаровске ? Work5 поможет освободить время.


К этой категории относят и детей с задержкой психического развития (ЗПР). При ЗПР наблюдаются различные нарушения не только психического характера, но и моторного развития, речевого развития, эмоциональной сферы. Задержка психического развития - это недоразвитие психических функций. Это нарушение больше всего встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как основа умственного развития ребенка складывается именно в этом возрасте. Поэтому главное место в детской психологии является выявление средств, приемов, методик, условий для развития детей с ЗПР. Именно в этом возрасте. Все началось с изучения проблемы детей с ЗПР в 50-е годы, исследования осуществляла Г.Е. Сухарева и другие психологи и психиатры. Термин «ЗПР» был введен дефектологами Т.А. Власовой и М.С. Певзнер примерно 60-70-х годах. В их исследованиях этот термин звучал как «временная задержка психического развития», они рассчитывали что возможна полная компенсация задержки развития: через небольшой период времени к ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в обычное русло. Работали над данной проблемой психологи, педагоги, дефектологи и физиологи. К их числу относят: Г.Н. Васильева, Г.Н. Ефремова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многие другие. Дети с ЗПР разительно отличаются от своих сверстников, они находятся на предыдущем этапе развития, вместо учебной деятельности, приоритет остается в кругу дошкольных интересов (игр). Целью нашего исследования является выявление особенностей мышления у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, разработка программы для работы с детьми с задержкой психического развития. Проблема исследования состоит в отсутствие комплекса мероприятий, направленных на развитие мышления детей с ЗПР; имеются пробелы в изучении психолого-педагогической характеристики мышления. Объект исследования - познавательные процессы детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предмет исследования - особенности коррекции мышления детей с ЗПР в младшем школьном возрасте. Гипотеза исследования: своевременное проведение коррекционных работ с ребенком младшего школьного возраста с задержкой психического развития, может благоприятно повлиять на динамику развития его мышления. К задачам исследования относятся:  Изучить и проанализировать научную литературу по развитию мышления у детей с задержкой психического развития.  Раскрыть особенностей психолого-педагогической работы с детьми с ЗПР.  Разработать программу для детей с задержкой психического развития, направленную на развитие их познавательных процессов. Научная новизна исследования заключается в применении психолого - педагогической коррекционной программы, способствующей развитию мышления детей с ЗПР. Методы и методики исследования:  теоретический анализ литературы по проблеме развития мышления детей с ЗПР и психологических исследований по данной теме;  метод тестирования (Тесты интеллекта «Завершение предложений», «Исключение слов», «Соотношение слов», «Общий смысл», «Арифметические задания», «Продолжение ряда», «Двумерные фигуры», «Трехмерные фигуры», «Запоминание слов»);  методика «Последовательность событий», методика «Исключи лишнее». Практическая значимость исследования заключается в:  познакомить участников педагогического процесса с часто встречающимися ошибками, что позволит улучшить уровень преподавания.  результаты исследования можно использовать в дальнейшем при изучении детей с ЗПР.  применение коррекционной программы. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Читать дальше
Под задержкой психического развития понимается отставание в психическом развитии, которое характеризуется задержкой в речи, физическом развитии, мышлении, плохой успеваемостью в учебе и прочее. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, мышление - это результат аналитической и синтетической работы мозга. Благодаря ему человек познает предметы и явления. Мышление тесно связано с чувствительным познанием. Оно является высшим познавательным процессом. Психологические и педагогические исследования помогли выявить основные причины основного затруднения у детей с задержкой психического развития. Основными являются: задержка в эмоциональном развитии, психическая неустойчивость, отставание в речевом развитии. Причинами ЗПР могут быть различные. Например, осложнения при родах; болезни во время беременности; употребление алкоголя и никотина во время беременности и многие другие. Дети с задержкой психического развития имеют нарушения в наглядно-действительном, наглядно-образном и словесно-логичном мышлении; отстают и в физическом развитии. Мы рассмотрели организацию психолого-педагогического процесса и подобрали комплекс методик. Итак, перед тем как организовать педагогический процесс дети должны пройти диагностику. Дети с ЗПР должны обучаться в коррекционно-развивающихся классах. Методики работы детей с задержкой психического развития направлены на развитие мышления, внимания, логики. В ходе написания курсовой работы все поставленные цели и задачи были выполнили, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Читать дальше
1. Азина Е. Г. Логопедическое сопровождение младших школьников с ЗПР на основе использования фольклорного материала: учебное пособие / Е. Г. Азина; под. ред. С. Н. Шаховской. - М.: Владос, 2015. - 88 с. 2. Актуальные проблемы логопедической практики: Метод, материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвящённой 100-летию Н. Н. Трауготт / Под. ред. М. Г. Храковской. - СПб.: Акционер и К, 2004. - 356 с. 3. Алмазова Б. Н. Психология проблемного детства / Б. Н. Алмазова. - М.: Дата Сквер, 2009. - 248 с. 4. Антипова И. Н. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития, применяемые на занятиях дополнительного обучения: сообщение / И. Н. Антипова. - Самарская область: Прометей, 2016. - 5 с. 5. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога / Н. В. Бабкина. - М.: Школьная пресса, 2006. - с. 80 6. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с. 7. Дети с задержкой психического раз¬вития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. C. 19-35. 8. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии [Текст] / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1973. - 150 с. 9. Ефремова Г.И. Формирование саморегуляции поведения у старших школьников с задержкой психического развития : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07, 19.00.10 / Нижегородский пед. ун-т. - Нижний Новгород, 1997. - 23 с. 10. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е переработанное / Т. И. Бабаева и др. - СПб.: Детство - Пресс, 2004. -87 с. 11. Дети с временными задержками развития : [Сборник статей] / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1971. - 207 с. 12. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-17. 13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо¬логическое исследование с элементами математической стати¬стики. - 640 с. 14. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития / М.С. Певзнер // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2001. - C. 159 - 165. 15. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зин-ченко В.П., Зинченко П.И., Зинченко Т.П., Ительсон Л.Б., Лейтес Н.С., Мухина В.С., Пирогова Е.Б., Середа Г.С., Ярошевский М.Г. Общая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с. 16. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении) / Г.Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1965. - 337 с. 17. Цыпина Н. А. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе : Пособие для учителя / [Р. Д. Тригер и др.]; Ред.-сост. В. Ф. Мачихина, Н. А. Цыпина. - М. : Просвещение, 1987. - 142 с. 18. Шевченко С.Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении / С.Г. Шевченко // Дефектология. - 2001. -№ 4. - С. 21 - 30. 19. Леонидова И. В. Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития [Текст] / И. В. Леонидова, И. А. Колесникова, В. В. Чередниченко // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. Науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №1 (6). - С. 154-158. 20. Митрофанов, К. Я. Психофизиологические особенности младших школьников с нарушением речи / К.Я Митрофанов, С. В. Чебарыкова, А. А. Будницкий, Е. А. Левкова // Научные труды SWorld. - 2014. - Т. 14. - № 3. - С. 94-97. 21. Назарова О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 551-555. 22. Немов П. С. Психология [Текст] / Р. С. Немов. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 720 с. 23. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст] / В. Б. Никишина. - М.: Владос, 2003. - 200 с. 24. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - С.15. 25. Овчарова О. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / О. В. Овчарова. - М.: Сфера, 2001. - 240 с. 26. Основы дефектологии [Текст] / Под. ред. А. А. Выготского. - СПб.: Лань, 2003. - 656 с. 27. Петровский В. А. Общая психология / В. А. Петровский. - М.: Просвещение, 1986. - 164 с. 28. Рыбалкина Е. В. Формы и методы коррекционно-развивающего обучения для формирования связной речи учащихся ЗПР VII вида: доклад / Е. В. Рыбалкина. - г. о. Тольятти. - 2014. - 10 с. 29. Сиволапов С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К. Сиволапов // Дефектология. - 1988. - №2. - С. 3-9. 30. Советский энциклопедический словарь / Под. ред. А. М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1993. - 1632 с. 31. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р. Д. Тригер. - Спб.: Питер, 2008. - 190 с. 32. Урунтаева Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2014. - 336 с. 33. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Г. В. Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 68 с. 34. Цыганкова Т. В. Сборник упражнений по развитию и коррекции навыка чтения: методическое пособие / Т. В. Цыганкова. - с. Палецкое, 2019. - 39 с. 35. 36. Халилова Л.Б. Актуальные аспекты исследования речевых расстройств в контексте психолингвистики // В сборнике: Особые дети в обществе Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под редакцией О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. 2015. С. 239-244. 37. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения : Нарушение и восстановление : Учеб. пособие / Л. С. Цветкова. - М. : Юристъ, 1997. - 255 с. 38. Чиркина Г.В. «Основы с детьми: пособие для логопедов, детских садов, начальных классов, педагогических училищ» // М.: АРКТИ. - 2013. - 240 с. 39. Чебарыкова, С. В. Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Чебарыкова, К. В. Степанов // Молодой ученый. - 2015. - № 5 (85). - С. 551-554 40. Шевченко С. Г., Тригер Р. Д., Волкова И. Н. и др. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С. Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - М.: Школьная пресса. - 2005. - №13. - 112 с. 41. Якубинский Л.П. «О речи»/Язык и его функционирование.// М.: Наука. 2011. - 58 с. 42. Бузынина А. Н. Программа по коррекции и развитию внимания у учащихся с задержкой психического развития. https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/08/02/programma-po-korrektsii-i-razvitiyu-vnimaniya-u (дата обращения 25. 03. 2022 г) 43. Красота и медицина: задержка психического развития (ЗПР) http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/mental-retardation (дата обращения 25. 03. 2022 г) 44. Про ребенка: Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР): симптомы, прогнозы и лечение с помощью коррекционного обучения https://vseprorebenka.ru/razvitie/narusheniya/zaderzhka-psihicheskogo-razv itiya.html#i-8 (дата обращения 25. 03. 2022 г.) 45. Развитие мышления у детей с ЗПР http://www.kidsunity.org/book/240636_28C66_boryakova_n_yu_razvitie_myshleniya_u_detey_s_zpr_didaktiches.pdf (дата обращения 25. 03. 2022 г.)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Фирменный стиль курортной гостиницы
Количество страниц:
40
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Гостиничное дело
курсовая работа
Цензурная реформа 1865 года и Главное управление по делам печати
Количество страниц:
29
Оригинальность:
88%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
курсовая работа
Особенности порядка принятия федеральный конституционных законов Российской Федерации»
Количество страниц:
29
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Конституционное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image