Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.
С точки зрения всеобщей истории государства и права, объяснение его возникновения не может базироваться на одной теории.
Так, без сомнения, на раннем этапе происходило разложение патриархальной семьи, разросшейся до таких размеров, при которых потребовалось определенное единоначалие, представлявшееся отцу этой семьи, власть которого распространялась на семьи его выросших детей. Постепенно безусловный авторитет отца трансформируется в авторитет на основе признания лидерских качеств определенного субъекта. Так устанавливается легитимная власть, от которой требуется соблюдения «духа семейственности». Тут с очевидностью прослеживается патриархальная теория.
Власть зиждется на авторитете, признанном членами общества, и люди добровольно ей подчиняются, так как стремятся часть обязанностей по решению проблем собственного жизнеобеспечения возложить на кого-то в обмен на подчинение, что представляет собой проявление психологической теории.
Так как общество увеличивается количественно, возникают и дискуссии о том, кто обладает большими лидерскими качествами и, следовательно, станет главой будущего государства. Это обусловливает предпосылки общественного договора о взаимных правах и обязанностях управляющего и управляемого народа, о границах распространения власти, исходящей уже не от общества, а от конкретного лица, об условиях легитимности этой власти, пределах ее распространения и т.д. Это может быть проанализировано с точки зрения договорной теории.
Дальнейшее количественное увеличение общества, с одной стороны, способствует возникновению разных мнений о власти, росту числа претендентов на руководство, с другой, все в меньшей мере обеспечивает обсуждение каждого вопроса, подлежащего общенародному решению. Носитель властных полномочий не только хочет, но и объективно вынужден в целях повышения эффективности власти, ее стабильности и работоспособности, во-первых, распространять свои полномочия на ранее принадлежащие народу, тем самым экономичнее принимать управленческие решения; во-вторых, пресекать попытки реформировать власть, нарушать общественную стабильность.
Таким образом, становление государства и права на различных этапах следует объяснять всей совокупностью проанализированных теорий в их взаимосвязи и взаимодействии.
Право как социальная ценность, безусловно, формируется задолго до становления конкретного государства, поскольку на первоначальном этапе представляет собой набор бытовых правил поведения. Однако право в его позитивной форме следует рассматривать как один из признаков государства. В этом случае право существует в форме законодательство и подкреплено силой государственного принуждения.
Становление государственности в каждом конкретном случае происходит особым путём. На это процесс влияют территориальные, социологические, культурологические и иные факторы. В результате проведённого анализа в курсовой работе выделены особенности западного и восточного пути генезиса государства. Проанализирован опыт формирования государственности в Российской империи.
В заключение отметим, что на сегодняшний день процесс генезиса государств нельзя считать завершённым в силу того, что происходит слияние определённых государств, а также их выделение и провозглашение суверенитета. Думается, что текущая внешнеполитическая ситуация обусловлена, с одной стороны, генезисом государственности новых территорий, а с другой – укреплением внешнего и внутреннего суверенитета существующих государств. Хочется надеяться, что этот естественный процесс будет протекать в мирных условиях и общество сможет избежать ненужных вооружённых конфликтов. Процесс формирования государственности на сегодняшний день должен происходить с соблюдением основных прав и свобод человека, с соблюдением основных принципов и норм международного права.