Введение 3
Глава 1. История становления и развития казанской психологии 4
1.1. Предпосылки создания казанской психологии 4
1.2. «Бехтеревский» период 4
1.3. Развитие психологических знаний в Казани в советские годы 6
Глава 2. Казанская школа психологии на современном этапе развития 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Читать дальше
Подводя итог, следует сделать следующие выводы.
Становление и дальнейшее развитие казанской психологии является прорывом в научной сфере.
Исследования в области истории отечественной психологии показали, что психология как наука стала развиваться в России ещё в XIX веке.
Преобразование психологии в самостоятельную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментально-психологических лабораторий в России, образовании национальных психологических обществ.
Возникновению экспериментальной психологии способствовали успехи, которые были достигнуты в естествознании, а именно в физиологии органов чувств и психофизики. Ее зарождение отражало также потребности общественной практики, в первую очередь быстро развивающейся в то время медицины, особенно ее новой отрасли — психиатрии, стремившейся к созданию базирующихся на результатах экспериментальных психологических исследований методов диагноза, анализа психопатологических явлений и определения эффективности терапии. По это причине первые экспериментальные психологические лаборатории, возникнув в России в конце XIX века в психиатрических клиниках, имели цель решение практических задач.
Существенной характеристикой казанской психологии еще со времен Бехтерева является приоритет практической направленности в исследованиях психологов, а также стремление к получению данных о внутреннем мире человека с привлечением аппаратуры.
Казанская школа психологии позволила ученым сделать достаточно много научных открытий, чтобы сыграть решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки.
Читать дальше
Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления. Учебник. – М.: МПСИ, 2018. – 326 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков / Б.Г. Ананьев. — СПб.: СПбГУ, 2012. — 412 с.
3. Вилькеев, Д.В. Основные направления научных исследований Кафедры психологии в Казанском педагогическом и Казанском Федеральном университетах. / Д.В. Вилькеев, И.С. Ведерников // Образование и саморазвитие. – 2019. - № 5(33) – с. 180-185.
4. Ждан, А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для вузов. – 8-е изд. – М.: Академический Проект, 2018. – 576 с.
5. Маликов, Р. Ш. Казанская психологическая школа: истоки и развитие / Р. Ш. Маликов, Г. Г. Валиуллина. // Педагогика и психология. — 2010. — № 4. — С. 59-62.
6. Маликов, Р. Ш. Периодизация этапов развития психологического образования в Татарстане / Р. Ш. Маликов, Г. Г. Валиуллина. // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. 2. — С. 111-114.
7. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.Д. Марцинковская. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 544 с.
8. Прохоров, А.О. Казанская школа психологии состояний: от В.М. Бехтерева до наших дней [Электронный ресурс] / А.О. Прохоров // Психологическая газета. – 2018. – Режим доступа: https://psy.su// (дата обращения: 03.04.2022).
9. Созинов, А.С. Казанский период деятельности В. М. Бехтерева (к 160-летию со дня рождения Великого ученого)/ А.С. Созинов, Д.М. Менделевич, И.А. Митрофанов // Практическая медицина. – 2017. – № 1 (102) - с. 7-11.
10. В КФУ рассказали, как развивалась казанская школа психологии состояний [Электронный ресурс] – 2021. –
Читать дальше