Введение…………………………………………………….……………………..3
Глава 1. Развитие лидерских качеств у детей начальных классов как социально-педагогическая проблема……………………………………….........5
1.1. Лидерство – понятие и сущность…………………………………………….5
1.2. Особенности развития лидерского потенциала детей начальных классов…………………………………………………………………………......6
1.3. Формы внеклассных занятий как средство развития лидерского потенциала…………………………………………………………………….....11
ГЛАВА 2. Проявление и развитие лидерских качеств у детей младшего школьного возраста ..............................................................................................17
2.1. Проявление лидерских качеств у младших школьников.............................17
2.2. Программа развития позитивных лидерских качеств у младших школьников............................................................................................................20
Заключение…………………………………………………..…….……………..27
Список использованной литературы и источников………………………........29
Читать дальше
Как правило становление лидером происходит при стечении некоторых удачных обстоятельств, когда человек проявляет свои умения именно таким образом и в то время, когда ситуация к этому наиболее располагает. И большое значение, конечно же, имеет не столько объективный результат, сколько оценка группы последователей, ситуацию наблюдавших. Я.Л. Коломинский в своих исследованиях отобразил интересный факт: чтобы завоевать расположение сверстников и педагогов, ребенку нужно обладать множеством положительных качеств, однако, чтобы оказаться в числе изолированных детей, зачастую достаточно допустить лишь одну оплошность или иметь в наличии одну-две отрицательных черты, невзирая на присутствие многообразия положительных.
В последние года довольно популярными стали тренинги под лозунгами «Лидерами не рождаются!». В данном случае лидерство воспринимается как совокупность приобретенных навыков и способностей, продвигающих к достижению цели, как в профессиональной, так и в личной жизни.
Подводя итоги исследования, стоит отметить, что существуют особые программы, которые помогают развивать лидерский и организаторский потенциал детей начальных классов.
Мы исследовали психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования организаторских и лидерских качеств личности и выяснили, что лидерство определяется как разноплановость в развитии навыков ребенка при взаимодействии в группе и проявлении индивидуальных особенностей.
Мы рассмотрели формы внеурочной деятельности и определили их влияние на формирование лидерских качеств ребенка и определили, что лидер выбирается группой на основе его личностных качеств и способностей организовать группу в единое целое, а также его умению расположить к себе остальных в ходе доверительного отношения.
Мы обосновали выбор диагностического инструментария и заключили, что для педагога наиболее эффективным методом воспитания лидера является работа с детьми в период внеурочной деятельности, включая внеклассные беседы, проведение культурной и трудовой деятельности, игровые постановки и театрализованно-игровые мероприятия. Таким образом каждый ученик может проявить себя и как исполнитель и как организатор. Развиваются способности, формируется творчество и инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для развития дружеского коллектива и развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста.
А также мы разработали методику развития и формирования изучаемых качеств у детей начальных классов.
Таким образом, проведенное теоретическое и практическое исследование позволило выявить ряд направлений, позволяющих развивать лидерские способности ребенка. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у младших школьников являются внеклассные мероприятия.
Они позволяют в свободной, неформальной обстановке определить наиболее склонных к активному поведению детей. Самим детям такие уроки помогают приспособиться к социальной жизни, заручиться поддержкой сверстников, раскрепоститься и раскрыть собственный потенциал.
Проведенные анализы и полученные в ходе исследования материалы могут помочь в будущем составить методическое пособие по эффективному воспитанию лидера, начиная с возраста младших школьников.
Читать дальше
1. Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников. М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 208 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. – М.: Книга по требованию, 2012. – 198 с.
3. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. – 2014. – №1. – 34 с.
4. Величко Н. И. Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования». – 2017. – № 6. – 49 с.
5. Вялкова Н. Г. Персонифицированная система воспитания младшего школьника / Н. Г. Вялкова, О. Ю. Ненастьева. – 2018. – № 1. – 64 с.
6. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина, 2012. – 301 с.
7. Дубровина И.В. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: ПИТЕР, 2012. – 138 с.
8. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. – М.: Юрайт, 2018. – 230 с.
9. Иванова Г. П. Взаимосвязь самооценки и учебной мотивации младших подростков в процессе школьной адаптации / Г. П. Иванова, М. А. Слухаева // Акмеология. – 2018. – № 4. – 24 с.
10. Карабанова О.А. Игры психологической коррекции. М.: Владос. – 2013. – 185 с.
11. Косова В. В. О формировании лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности / В. В. Косова, Я. В. Макарчук. – Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2019. – № 4 (104). – 189 с.
12. Литвиненко Н. Адаптация школьников к образовательной среде / Наталья Литвиненко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. – 340 c.
13. Лучина Т. И. Современные методы реализации индивидуальных воспитательных маршрутов в начальной школе / Т. И. Лучина, Е. В. Чердынцева. – 2021. – № 7. – 15 с.
14. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей в детском общественном объединении. М.: Изд. Просвещение, 2014. – 142 с.
15. Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков / И. А. Панкратова // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 5. – 57 с.
16. Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы VIII Международной научной конференции, 26 апреля 2021 г. / ответственные редакторы: В. М. Янгирова, Е. В. Гурова, А. С. Кобыскан. – Уфа: Издательство БГПУ, 2021. – 294 с.
17. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л.В. Строганова. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 791 c.
18. Тетерский С.В. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной инициативности и лидерских качеств. – М.: АРКТИ, 2014. – 96 с.
19. Тришкина А. Педагогический опыт «Я – лидер». // Дополнительное образование и воспитание. 2014. – № 4(78). – 46 с.
20. Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Академия, 2013. – 210 с.
Читать дальше