Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления рисками на предприятиях гостиничного бизнеса 5
1.1. Определение и классификация рисков в гостинице 5
1.2. Методика анализа рисков в гостинице 9
1.3. Подходы и методы управления рисками на предприятиях гостиничного бизнеса 14
Глава 2. Анализ управления рисками в ООО «Петрополис» 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика гостиничного предприятия 18
2.2. Анализ системы управления рисками в гостиничном предприятии 22
2.3. Оценка эффективности управления рисками в гостиничном предприятии 26
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления рисками в ООО «Петрополис» в современных условиях 33
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления рисками в гостиничном предприятии 33
3.2. Оценка эффективности разработанных мероприятий 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения 46
Приложение 1. Бухгалтерский баланс на 31.12.2020 г. 46
Приложение 2. Отчет о финансовых результатах за 2020 г. 47
Читать дальше
При исследовании теоретических основ управления рисками на предприятиях гостиничного бизнеса были сделаны следующие выводы.
Под риском гостиничного предприятия понимается вероятностное событие того, что в процессе предоставления компанией гостиничных услуг, она понесет убытки. Факторы риска разнообразны, поэтому и виды рисков достаточно обширны в зависимости от источника их возникновения. В современных условиях пандемии и кризиса, спада экономики гостиничное предприятие как никогда находится под влиянием политических, экономических, физических, финансовых и прочих рисков.
В рамках данной работы для проведения оценки рисков гостиничного предприятия была выбрана следующая методика:
SWOT-анализ, заключающийся в оценке сильных и слабых сторон гостиничного предприятия, а так же в идентификации его возможностей и угроз;
PEST-анализ, заключающийся в проведении анализа факторов внешней среды, которые оказывают либо прямое, либо косвенное влияние на деятельность гостиничного предприятия;
анализ внутреннего состояния гостиничного предприятия, который включает в себя оценку его финансового положения. Анализ финансового состояния дает возможность выявить финансовые риски гостиничного предприятия, которые в текущих условиях способны привести даже к его банкротству.
Так же были раскрыты следующие методы управления рисками в гостиничном предприятии: предупреждение риска, уход от риска, минимизации рисков, замещения рисков, возмещения потерь, диверсификации рисков.
При проведении анализа рисков гостиничного предприятия ООО «Петрополис» были сделаны следующие выводы. Данный отель располагается в г. Санкт-Петербург и функционирует уже 8 лет. В отеле применяется линейно-функциональная структура управления. Штат персонала небольшой и по состоянию на 2020 год составляет 8 человек, что является вполне оптимальным, учитывая небольшие масштабы деятельности организации.
Была рассмотрена система управления рисками в ООО «Петрополис», в которой основные задачи по идентификации и снижению рисков и угроз возложены на директора гостиничного предприятия. В процессе управления рисками он взаимодействует с администратором отеля и главным бухгалтером, которые владеют непосредственной информацией о деятельности гостиничного предприятия.
При оценке эффективности управления рисками в ООО «Петрополис» был сделан вывод о том, что гостиничное предприятие на текущий момент неплатежеспособно, и его финансовое состояние близко к кризисному. Так же низкие показатели рентабельности, не смотря на их увеличение в течение 2018-2020 гг., свидетельствуют о низком размере прибыли компании, который не позволяет пополнить собственный капитал и поднять уровень финансовой устойчивости. Так же на данный момент гостиничное предприятие находится под влиянием угроз со стороны внешней среды в связи с санкциями и коронавирусом, что способно привести к оттоку гостей и падению финансовых результатов.
Для развития системы управления рисками в ООО «Петрополис» была разработана система сбалансированных показателей, которая позволит гостиничному предприятию увязать цели, задачи и возможности своей деятельности и оперативно корректировать стратегию под влиянием факторов внешней среды. По экспертному мнению ожидается рост чистой прибыли компании, что в итоге обеспечит ей высокие показатели платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности.
Разработка системы сбалансированных показателей для ООО «Петрополис» составляет научную новизну исследования.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
2. Ассаф Б. Формирование стратегии антикризисного управления гостиничными предприятиями / Б. Ассаф // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 7. – С. 35-47.
3. Балакина Л. Х. Анализ и диагностика рисков в условиях экономической нестабильности / Л. Х. Балакина // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 4-1. – С. 5-11.
4. Бритина А. А. Особенности организации системы управления рисками на предприятии / А. А. Бритина, Е. А. Окомина // Global and Regional Research. – 2019. – Т. 1. – № 2. – С. 173-178.
5. Глазков В. Н. Методы научных исследований в сфере туризма и гостиничного дела: учеб. пособие / В. Н. Глазков. – М.: Юрайт, 2022. – 177 с.
6. Гордиенко А. В. Риски сферы услуг и их классификация / А. В. Гордиенко, О. Н. Руденко // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – С. 40-46.
7. Евдокимова О. М. Влияние угроз и рисков на перспективу развития гостинично-ресторанного бизнеса в регионе / О. М. Евдокимова, Е. С. Колесникова, И. А. Малиновская // Научный вестник Одесского национального экономического университета. – 2019. – № 2(265). – С. 63-80.
8. Комарова С. Н. Стратегические направления развития гостиничного бизнеса после коронакризиса / С. Н. Комарова, Т. Н. Прокопец // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 34(2). – С. 104-108.
9. Кондратьева О. В. Оценка предпринимательских рисков на предприятиях сферы услуг / О. В. Кондратьева, А. А. Бобровникова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 11. – С. 794-799.
10. Кондратьева, О. В. Особенности риск-менеджмента в сфере услуг / О. В. Кондратьева, Г. П. Самсонов // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. – № 10. – С. 600-606.
11. Максименко А. А. Управление рисками операционной деятельности предприятия сферы услуг / А. А. Максименко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 10-3(66). – С. 134-136.
12. Николенко П. Г. Организация гостиничного дела: учебник / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, Ю. С. Клюева. – М.: Юрайт, 2022. – 449 с.
13. Осипова Л. Б. Проблемы развития гостиничного бизнеса в современных условиях / Л. Б. Осипова, Т. В. Харасова // Электронный научный журнал. – 2020. – № 3(32). – С. 175-179.
14. Пикулина С. М. Как предотвратить риски гостиничного предприятия на старте / С. М. Пикулина // Энигма. – 2020. – № 26. – С. 12-29.
15. Скабеева Л. И. Безопасность и качество гостиничных услуг в современных условиях / Л. И. Скабеева // Сервис plus. – 2021. – Т. 15. – № 3. – С. 43-50.
16. Соловьева М. В. Некоторые подходы к оценке устойчивого развития предприятия / М. В. Соловьева, И. Л. Смирнова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – Т. 2. – № 1. – С. 219-226.
17. Сычева А. А. Совершенствование системы управления рисками, применяемых в гостиничных предприятиях / А. А. Сычева, А. К. Гусев // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2019. – № 38. – С. 84-89.
18. Тимохина Т. Л. Организация гостиничного дела: учебник / Т. Л. Тимохина. – М.: Юрайт, 2022. – 297 с.
19. Чудновский А. Д. Факторы риска в деятельности гостиничного предприятия / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. А. Жуков // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – С. 349-356.
20. Официальная бухгалтерская отчетность ООО «Петрополис» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7805655443_ooo-petropolis Дата обращения: 14.03.2022 г.
Читать дальше