В 2020 г. рынок общественного питания России столкнулся с рядом сложностей: локдауны и ограничения в работе, падение рубля на фоне экономической нестабильности как внутри страны, так и за ее пределами, сокращение доходов и расходов населения. По данным Росстата, оборот в сфере общественного питания за 11 мес. 2020 г. составлял 1,21 трлн руб., что на 21% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. По мнению ряда экспертов проседание было куда больше. В зависимости от сегмента, падение могло составлять от 20% для фаст-фуда, до 40% для демократичного сегмента.
Самое большое падение спроса на услуги ресторанов и кафе наблюдалось в конце марта-начале апреля, когда была объявлена первая нерабочая семидневка. По итогу, меньше людей делали заказы, но покупали больше, что привело к снижению количества чеков на 76% и роста размера среднего чека до 620-640 руб. (для сравнения, размер докризисного чека составлял 500 руб.).
Среди других тенденций, которые наблюдались в 2020 г.:
Ещё больше фаст-фуда
Данный сегмент и ранее был популярен, но пандемия короновируса сделала его более востребованным. А всё дело в цене и обслуживании. Ценовая политика таких заведений общественного питания значительно ниже, по сравнению с теми же ресторанами и кафе, что и имело свой вес на фоне снижения доходов населения. К тому же, карантин и ситуация с распространением COVID-19 привели к изменению потребительского поведения — посетители стали чувствовать себя менее комфортно в местах с большим количеством людей, а значит больше избегать их. Поэтому, возможность купить гамбургер за несколько минут — стало весомым преимуществом жизни в новых реалиях.
По разным оценкам, за год доля фастфуда на рынке выросла до 55% (+5 п.п.), тогда как ресторанов полного облуживания снизилась до 9% (-3 п.п.), а кофеен — до 4% (-1%).
Изменения в предпочтениях потребителей не ограничились лишь избеганием общественных мест. Ранее одной из целей посещения ресторанов и кафе было желание побаловать себя вкусной едой. С началом карантина оно частично трансформировалось — вкусную еду начали заказывать через доставку, в частности те блюда, которые сложно или вовсе невозможно приготовить самому. Расширилась аудитория и за счет новых пользователей. Таким образом, количество заказов на протяжении 2020 г. выросло на 90%.
Плата за подключение к Пакету услуг «Первый шаг» — 0 руб. Открытие и обслуживание первого счета в рублях РФ — 0 руб. Внутрибанковские переводы на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. 3 (Три) платежа в другие банки на счета юридических лиц и ИП — 0 руб. К Пакету услуг «Первый шаг» могут быть подключены только новые клиенты, не имеющие открытых расчетных счетов в Банке «Открытие». Обязательными условиями подключения и обслуживания в рамках Пакета услуг являются выпуск корпоративной карты и подключение к системе ДБО Банка. Обслуживание корпоративных карт «Бизнес карта»: первые 6 мес. — бесплатно, с момента совершения первой транзакции по карте, далее 149 руб. — ежемесячно. Категория карт может быть изменена. Услуги, не включенные в Пакет услуг, предоставляются в соответствии с условиями Сборника тарифов. Полные условия обслуживания, оформления и использования карт указаны в сборнике тарифов.
За 9 мес. 2020 г. Россию посетило 5,1 млн иностранцев, что на 79,7% меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. Во втором квартале 2020 г. в туристических целях Россию не посетил ни один человек, а общее количество иностранных граждан, которые въехали в страну составляло 66,5 тыс. чел., против 6,5 млн чел в 2019 г. Из-за карантинных ограничений внутренний туризм также просел — на 35-40%.
Москва — один из туристических центров, и много заведений общественного питания здесь являются частью туристической инфраструктуры. Поэтому снижение данной активности привело к убыткам и закрытию части заведений. В перечень популярных туристических городов Центрального федерального округа попадают также Ярославль, как город Золотого кольца России, Владимир и Тула.
Если анализировать деятельность рынка в разрезе областей Центрального округа, то можно весь общепит разделить на две категории — заведения, которые работали на новый год, и те, которые нет. Так, например, в Москве действовал запрет на деятельность ресторанов и кафе после 23:00, из-за чего не состоялось 80% новогодних корпоративов – ведь люди не готовы были заканчивать праздник так рано. В то же время, в Белгороде заведениям в декабре разрешили работать до 00:00 по пятницам и субботам, а также продавать еду на вынос или на доставку даже ночью. Стоит добавить, что новогодние корпоративы занимают весомую долю в декабрьской выручке заведений.
Во время первых карантинных ограничений и закрытия общепита, много сотрудников либо было уволено, либо они сами ушли, не имея возможности и дальше проживать в больших и дорогих городах, таких как Москва. С ослаблением ограничений, отрасль начала восстанавливаться, но работники так и не вернулись. В результате возник дефицит кадров, и для того, чтобы все же найти сотрудника, заведениям пришлось повышать зарплаты.
Помимо роста фонда оплаты труда, заведения имели проблемы с накопившимися долгами по аренде, кредитам и налогам.