?>
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1. Предметно–пространственная среда понятие, особенности построения 6 1.2. Понятие «интерес к чтению» 14 1.3. Особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 19 Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 25 2.1. Организация, методы и результаты исследования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2. Практическая работа по организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 35 Заключение 45 Список литературы 47

Организация пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
50 страниц
68% уникальность
2022 год
28 просмотров
Симолов А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 6 1.1. Предметно–пространственная среда понятие, особенности построения 6 1.2. Понятие «интерес к чтению» 14 1.3. Особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 19 Глава 2. Опытно–экспериментальная работа по организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 25 2.1. Организация, методы и результаты исследования интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 25 2.2. Практическая работа по организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста 35 Заключение 45 Список литературы 47
Читать дальше
Актуальность. Сегодня во всем мире актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и источнику знаний. Аудио– и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует вдумчивого чтения, напряжения мысли. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека – входя в жизнь в раннем детстве, литература постепенно создает круг его суждений и представлений. Художественная литература приоткрывает ребенку основы жизни общества и природы, мира человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.


Не откладывайте отчет по практике на заказ в Воронеже , дедлайны не ждут.


Важно, чтобы книга как можно раньше вошла в мир ребенка, обогатила его, сделала его интересней, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. В современном обществе внимание к проблеме развития интереса к детской художественной литературе объясняется тем, что в контексте дошкольного образования больше внимания уделяется приобщению детей к чтению. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г., идет модернизация дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях. Определяются новые цели, задачи и направления в работе дошкольных образовательных 4 учреждений, и одним из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе является интерес к чтению. Не только в школе, но и в дошкольных образовательных учреждениях одной из важнейших является задача пробудить у детей интерес к книге и чтению, развивать и поддерживать его. Общение с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, развивает мышление и речь. Проблема развития интереса к чтению освещалась в работах таких исследователей, как B. Г. Горецкий, O. B. Джежелей, M. И. Оморокова, H. H. Светловская, Л. C. Славина, О. В. Чиндилова и другие. Приобщение детей к книге, чтению художественной литературы в детском саду начинается с создания предметно–развивающей образовательной среды группы. На основе анализа современных исследований, выделяются ряд проблем в организации предметно–пространственной среды детского сада, а именно некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно–методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Все это обусловило выбор темы курсовой работы «Организация пространства дошкольной образовательной организации (далее ДОО) для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста». Для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы О.В. Артамоновой, Т.Н. Дороновой, Л.М. Клариной, В.И. Логиновой, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, В.А.Петровского, Л.А. Смывиноц, Л.П. Стрелковой. Цель исследования: изучить организацию пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: организация пространства ДОО. Предмет исследования: особенности организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: – рассмотреть понятие, особенности построения предметно–пространственной среды; – раскрыть понятие «интерес к чтению»; – обосновать особенности развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста; – провести опытно–экспериментальную работу по организации пространства ДОО для развития интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: – теоретические: анализ научно–методической и психолого–педагогической литературы конспектирование, обобщение. – эмпирические: анализ предметно–пространственной среды, беседа. Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный комплекс мероприятий, способствующий развитию интереса дошкольников к детской книге, может быть использован воспитателями и методистами ДОО в практике воспитания и обучения. База исследования: МБДОУ Детский сад «Росинка», Хутор Новоселовка. Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
Таким образом, предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она объективно, через свое содержание и свойства, создаёт условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу. Предметно-игровая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка младшего дошкольного возраста. Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка дошкольного возраста. Предметно-пространственная среда является частью развивающей предметной среды. В ДОУ создаются условия для игровой деятельности в групповой комнате, в компьютерно-игровом комплексе или других функциональных помещениях, предназначенных для игр детей (театральная студия, творческая мастерская, комната развивающих игр). Организация пространства должна предоставить возможность для многовариантных игр. Интерес к чтению, в педагогике рассматривается как приобретаемая (чаще всего с детства) эмоциональное влечение человека (ребенка) к получению интеллектуальных и духовных ценностей посредством процесса чтения. В данном аспекте важна научная оценка соотношения духовных потребностей личности младшего школьника с особенностями психологии читателя. Чаще всего, интерес к чтению у ребенка проявляется через выделение им из огромного мира литературы, именно таких произведений, которые приносят ему эмоциональное наслаждение. Поэтому интерес к чтению формируется у ребенка не только и не столько, как интерес к книгам вообще, а скорее, как интерес к конкретным темам, жизненным сценариям (сюжетам), с которыми он желает себя соотнести в данный период времени. Для развития интереса к детской книге у старших дошкольников необходимы следующие условия: создание разнообразной, доступной предметно развивающей среды дома и в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, ежедневное чтение в непринуждённой обстановке в свободной форме; организация бесед о книгах, викторин, литературных вечеров. Анализ предметно-пространственной среды старшей группы показал, что в группе недостаточное количество книг, в основном это сказки; в группе работа детей в центре книги организуется бессистемно, отсутствуют альбомы с предметными, сюжетными картинками, не ведется работа по ознакомлению с авторами книг и художниками-иллюстраторами. Вариативность оформления центров книги низкая: не прослеживается тематика недель, жанровое разнообразие, тематические выставки организованы единично. В группе учтена безопасность книжных уголков, но в некоторых группах следует обратить внимание на освещение в центрах, т.к. они находятся достаточно далеко от естественного освещения. По результатам анкетирования и диагностики было выявлено, что дети плохо ознакомлены с художественной литературой, героями детских произведений, дети не обращают внимания на автора произведения. Особо хочется отметить, что у детей возникают проблемы, связанные с выделением жанровых особенностей произведений. Разработанный нами проект направлен на развитие интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста и может быть рекомендован к использованию в дошкольных образовательных организациях, что в дальнейшем будет способствовать положительному результату освоения детьми школьной программы.
Читать дальше
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с. 2. Артамонова, О. В. Предметно–пространственная среда: её роль в воспитании личности / О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 2–57. 3. Алексеевская, А.Т. Формирование читательского интереса у дошкольников / А.Т. Алексеевская. – М.: Академия, 2018. – 118 с. 4. Афанасьева, Л.И. Формирование интереса к чтению у детей дошкольного возраста / Л.И. Афанасьева. // Дошкольное воспитание. – 2017. – №2. – С. 2-78. 5. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно–развивающая среда детского сада: учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.:Перспектива, 2015. – 189 с. 6. Венгер, Л.А. Развитие Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С.Варенцова. Москва, Издательство НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012. – 144 с. 7. Воюшина, М.П. Актуальные проблемы развития чтения / М.П. Воюшина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 6. – С. 8-22. 8. Выготский, Л.С. Психология личности / Л.С. Выготский. – М.: «Просвещение», 2008. – 202 с. 9. Горянин, В.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями / В.А. Горянин // Справочник старшего воспитателя – 2016. – №8. – С. 6–77. 10. Галактионова, Т.Г, Казакова, Е.И. Приобщение к чтению путем освоения текстов новой природы / Т. Г.Галактионова, Е. И.Казакова // От Года литературы – к веку чтения: коллективная монография / [науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова]. – Москва : Меж-рег. центр библ. сотрудничества, 2016. – 160 с. 11. Галактионова, Т.Г. Тексты «новой природы» и новая грамотность / Т.Г.Галактионова // В сборнике: Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «Педагогика текста». Под редакцией Т.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. 2016. – 140 с. 12. Дружинина, Н.М. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории / Н.М. Дружинина/ Пресса – читатель. – 2019. – № 6. – С. 12-87. 13. Здорнова, О.В. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? / О.В. Здорнова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – 129 с. 14. Киреева, Л. Г. Организация предметно–развивающей среды: из опыта работы / Л. Г. Киреева. – М.: Учитель. – 2016. –143 с. 15. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей / Н.С. Карпинская. – М.: «Просвещение», 2012. – 152 с. 16. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М.: «Просвещение», 2016. – 128 с. 17. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учеб. «Родная речь» 2 кл. / Л.Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2015. – 67 с. 18. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет: методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 140 с. 19. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2010. – 509 с. 20. Морозова, Н.Г. Воспитание познавательных интересов / Н.Г. Морозова. – М.: «Владос», 2018. – 345с. 21. Миронова, Н.М. Развитие интереса к чтению / Н.М. Миронова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 8. – С. 9-42. 22. Новикова, Л.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Л.И.Новикова // Дошкольная педагогика. – № 5. – 2015. – С.6–66. 23. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно–игровая среда / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2014. – С.30–66. 24. Нищева, Н.В. Предметно–пространственная развивающая среда в детском саду / Н.В. Нищева – Санкт–Петербург : ЭКСМО, 2017. – 292 с. 25. Нищева, Н.В. Организация развивающей предметно–пространственной среды в младшей логопедической группе / Н.В. Нищева // Дошкольная педагогика. – 2017. – №3. – С.4–46. 26. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. СПб.: Питер, 2017. – 121 с. 27. Петровский, В.А. Построение развивающей среды дошкольном учреждении / В.А. Петровский. – Москва: Наука, 2015. – 211 с. 28. Полякова, М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика – 2013. – №1. – С.4–46. 29. Прейс, Р. Создание предметно–развивающей среды в групповом помещении / Р. Прейс // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 5. – С.5–89. 30. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 1. С.4–33. 31. Полтавская, Н.В. Учимся читать художественную литературу / Н.В. Полтавская // Начальная школа плюс до и после. – 2017. – № 6. – С. 6- 33. 32. Первова, Г.М. Работа с книгой в детском саду / Г.М. Первова. – М .: «Владос», 2017. – 345 с. 33. Прудовская, С. Книжные затеи / С. Прудовская // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 3-46. 34. Поздеева, С. К проблеме обучения первоначальному чтению детей старшего дошкольного возраста / С.К. Поздеева // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 5. – С. 14-68. 35. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. (Из опыта работы) / Н.А. Рыжова – Москва: ЛИНКА–ПРЕСС, 2015. – 192 с. 36. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн, СПб.: Питер, 2010. – 448 с. 37. Решетникова, С. В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов / С. В. Решетникова // Начальная школа. – 2016. – №2. – С. 11-65. 38. Смирнова, Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник: методические рекомендации / Е.О. Смирнова. – Москва : МГППУ, 2016. – 140 с. 39. Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов// Педагогика. 2015. – №4. – С.4–44. 40. Смирнова, Е.О. Организация предметной игровой среды в детском саду / Е.О. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – №2. – С.2–44. 41. Сахарова, Э.С. Из опыта раздельного воспитания мальчиков и девочек / Э.С. Сахарова // Дошкольная педагогика. 2012 №8 – С.11–13. 42. Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская. – М.: «Просвещение», 2016. – 199 с. 43. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 6-78. 44. Сибгатова, В.Н. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению / В.Н. Сибгатова. – М. : Исходная школа, 2017. – 315 с. 45. Тихомирова, И.И. О творческом чтении или как воспитать талантливого читателя / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. 2018. № 8-9. С. 9-50. 46. Ушакова, О.А. Среда как средство социализации развития личности дошкольника / О.А. Ушакова, Е.М. Емельяненко, И.И. Конина // Старший воспитатель. – 2017. – №1. – С.6–90. 47. Умнов, Б.П. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории / Б.П. Умнов // Пресса – читатель. – 2019. – № 6. – С. 12-87. 48. Шоломова, Г.И. Развивающая предметно–пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО / Г.И.Шоломова. М.: Просвещение, 2017. – 190 с. 49. Чекмарева, С.А. Как я воспитываю интерес к книге / С.А. Чекмарева // Начальная школа плюс до и после. – 2017. – № 3. – С. 5-37. 50. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2017. – 365 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Формирование представлений у детей 5-6 лет о многообразии народов мира в рамках реализации проекта «Кругосветное путешествие
Количество страниц:
30
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Дошкольная педагогика
курсовая работа
Спрос и предложение сущность и взаимодействие. Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка
Количество страниц:
35
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Микроэкономика
курсовая работа
Анализ эффективности финансовых инвестиций
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image