Введение 3
1 Теоретические основы государственно-частного партнерства 4
1.1 Понятие, возникновение и структура государственно-частного партнерства 4
1.2 Основные модели и формы партнерства 6
1.3. Особенности организации ГЧП в соответствии с российским законодательством 9
2. Анализ развития государственно-частного партнерства в мировой и российской экономике и перспективы его развития 15
2.1. Анализ зарубежного опыта взаимодействия государства и частного бизнеса 15
2.2 Анализ практики внедрения государственно-частного партнерства в России 17
2.3. Проблемы и направления развития ГЧП в России 23
Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 33
Читать дальше
На сегодняшний день ГЧП является одним из наиболее эффективных способов создания и эксплуатации объектов, с использованием всех преимуществ частного и государственного сектора: гибкости в управлении, внедрении современных технологических решений - с одной стороны, стабильности и масштабов реализации - с другой. Применение государственно-частного партнерства значительно снижает нагрузку на государственный бюджет и делит проектные риски между участниками ГЧП проекта. Иными словами, ГЧП представляет собой взаимовыгодное сотрудничество частного инвестора и публичного образования в целях выполнения социально-значимых работ или услуг на условиях разделения компетенций, рисков и ответственности. Базовые особенности государственно-частного партнерства:
—ГЧП является одним из способов снизить объем прямого бюджетного финансирования при реализации поставленных целей;
— при применении механизма ГЧП возможно привлечение частных инвесторов для повышения эффективности и качества выполнения задач публичного сектора;
— участие государства в управлении рисками.
Одной из приоритетных задач ГЧП является обеспечение эффективного взаимодействия интересов государства и частного сектора для достижения взаимовыгодных целей. Данная задача государственно-частного партнерства должна решаться в процессе организации и функционирования технико-внедренческих зон. Сочетание интересов государства, бизнеса и общества в рамках единого проекта можно считать основным признаком, объединяющим особые экономические зоны и ГЧП.
В современных условиях и в рамках действующего законодательства технико-внедренческие зоны представляют собой не механизм государственно-частного партнерства, а среду для его реализации. Задачи ГЧП, направленные на взаимовыгодную кооперацию государства и частного капитала, решаются в процессе организации и функционирования экономических зон.
Государственно-частное партнерство может оказывать положительное влияние на развитие особых экономических зон технико-внедренческого типа на разных этапах: от создания необходимой инфраструктуры до реализации проектов резидентами. В соответствии с действующим законодательством управляющая компания особой экономической зоны привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны.
Одним из механизмов реализации инфраструктурных проектов при этом является ГЧП. Так, партнерство государства и бизнеса способствует развитию технико-внедренческих зон в части инфраструктурного оснащения. Особенно это распространено при создании условий для комфортного транспортного сообщения. Механизм реализуется либо при заключении концессий и соглашений о ГЧП, либо путем компенсации резидентам средств, потраченных на строительство дорог, газа, электричества, очистных сооружений и железнодорожных путей.
Читать дальше
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 224-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – №31. – Ст. 3823.
2. План мероприятий (дорожная карта) по развитию инструментария государственно-частного партнерства утв. Правительством Российской Федерации 5 марта 2018 г. № 1775п-П9 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – №31. – Ст. 3823
3. Закон о Внесении изменений в статьи 7 и 33 Федерального Закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 165-ФЗ : Принят Государственной Думой 5 июня 2018 года : одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – №31. – Ст. 3823
4. Указ Президента Российской Федерации. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – №31. – Ст. 3823
5. Проект национального доклада «О привлечении частных инвестиций в развитие инфраструктуры и применении механизма государственно-частного партнерства в Российской Федерации» + Рейтинг регионов по уровню развития государственно-частного партнёрства 2017–2018 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. – №31. – Ст. 3823
II. Специальная литература:
6. Бизнес и власть в России: регуляторная среда и правоприменительная практика / А. Н. Шохин, М. Ф. Баширов, С. Р. Борисов; под редакцией профессора А. Н. Шохина; Высшая школа экономики – национальный исследовательский университет. – Москва: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2017. – 380 с.
7. Дашков, Л. П. Теоретические основы организации предпринимательской деятельности в форме государственно-частного партнерства / Л. П. Дашков, О. А. Репушевская. – Текст: непосредственный // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2019. – № 6. – С. 114–119.
8. Ибятов, Ф. М. Теория и методология развития инфраструктуры социальной сферы российских регионов с использованием механизма государственно-частного партнерства: монография / Фаиль Мужипович Ибятов; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Государственный университет управления». – Москва: Издательский дом ГУУ, 2019. – 207 с.:
9. Киселева, А. М. Государственно-частное партнерство как инструмент развития региональной кластерной политики: монография / А. М. Киселева, А. Г. Бреусова, К. А. Самодинский; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет». – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. – 323 с.
10. Лапыгин, Ю. Н. Стратегические приоритеты развития региона: монография / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин, Д. В. Тулинова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал. – Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2020. – 199 с.
11. Мукаддасзода, Ф. М. Развитие государственно-частного партнёрства в сфере рыночных услуг : теоретические и прикладные аспекты : монография / Ф. М. Мукаддасзода ; под редакцией Л. Х. Саидмуродова ; Таджикский государственный университет коммерции. – Душанбе : «Ирфон», 2018. – 285 с.
12. Особенности взаимодействия бизнеса и власти : учебное пособие / под ред. И. Ю. Беляевой, О. В. Даниловой ; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва : Тверь : Тверской государственный университет, 2018. – 233 с.
13. Резер, Т. М. Перспективы развития государственно-частного партнерства в социальном предпринимательстве на муниципальном уровне / Т. М. Резер, Е. В. Зайцева. // Развитие методологии современной экономической науки и менеджмента: материалы I Междисциплинарной Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 04-05 мая 2017 г. / научное редактирование: Т. А. Кокодей; Севастопольский государственный университет. – Севастополь: Изд-во Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет», 2017. – С. 21–24.
14. Управление социально-экономическим развитием территорий: факторы, институты, механизмы: [монография] / А. В.Суворова, К. С. Гончарова, Е. П. Ерошенко [и др.]; ответственный редактор: Ю. Г. Лаврикова ; Российская академия наук Уральское отделение, Институт экономики УрО РАН. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2018. – 274 с.
15. Якишин, Ю. В. Управление структурой экономики региона: теоретические положения и практические рекомендации / Ю. В. Якишин ; под научной редакцией С. В. Кузнецова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки ; Институт проблем региональной экономики Российской академии наук. – Санкт-Петербург: Лигр, 2019. – 456 с.
III. Интернет-ресурсы:
16. Государственно-частное (дата обращения: 17.04.2022) партнерство https://www.economy.gov.ru/material/departments/d22/gosudarstvenno_chastnoe_partnerstvo/
17. Государственно-частное партнерство https://gosim-no.ru/public/uploads/mediastore/информация_подготовлена_Волго-Вятским_ГУ_Банка_России.pdf (дата обращения: 17.04.2022)
18. Государственно-частное партнерство http://tpp74.ru/storage/kratkoe_rukovodstvo.pdf (дата обращения: 17.04.2022)
19. Государственно-частное партнерство https://tass.ru/info/4069221?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 17.04.2022)
20. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства. Лучшие практики http://www.fa.ru/org/chair/gchp/Documents/biblio/Методические+рекомендации+_+ГЧП.pdf (дата обращения: 17.04.2022)
Читать дальше