ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты проблемы нарушений зрения у детей младшего школьного возраста и их профилактики…..………………………….5
1.1. Строение органов зрения…………………………..………….……….…6
1.2. Возрастные особенности зрения у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...…10
РАЗДЕЛ 2. Профилактика нарушений зрения у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………...12
2.1. Виды нарушения зрения у детей начальной школы…………………..12
2.2. Гигиенические основы профилактики нарушений зрения у детей…..15
2.3. Работа учителя по профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста…………………………………………..………….........………19
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………….28
Читать дальше
Жизнь человека - постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств, важнейшим из которых является зрение. Подсчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем благодаря зрению.
Большинство проблем со здоровьем у взрослого человека закладывается именно в раннем детстве. В первую очередь это относится к органу зрения. Формирование правильных зрительных поведенческих навыков и привычек у детей — залог хорошего зрения на всю жизнь. Необходимо создать устойчивые стереотипы здорового образа жизни, позволяющие сохранить природное зрение ребенка, привить культуру зрительной работы. Эти вопросы следует решать безотлагательно и сообща, что возможно только при условии объединения усилий родителей, педагогов и медицинских работников. Высокая распространенность функциональных нарушений и начальных форм заболеваний органов зрения у учащихся общеобразовательных учреждений, социальная значимость этих состояний, отсутствие эффективных технологий, направленных на предупреждение возникновения и прогрессирования указанных нарушений у детей школьного возраста, являются предпосылкой для разработки медико-организационных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию, прежде всего функциональных нарушений и начальных форм заболеваний органов зрения и придаточного аппарата глаза. Наиболее перспективным направлением улучшения здоровья детей и подростков является профилактика его нарушений непосредственно на базе общеобразовательных учреждений. Школа - оптимальное место для осуществления профилактических и оздоровительных мероприятий. Не отрицая роли амбулаторнополиклинической службы, следует признать, что профилактическую работу целесообразно выполнять непосредственно по месту обучения детей, так как лучшая эффективность этой работы достигается путем взаимодействия медицинского и педагогического персонала, родителей при активном участии самих учащихся. Преимуществом такой формы работы является неразрывность учебного и оздоровительного процесса, непосредственное участие педагогов в охране здоровья школьников.
При достижении цели работы были сделаны следующие выводы:
• Зрительный анализатор имеет очень сложное анатомическое строение, и сложноорганизованное физиологическое функционирование;
• органов зрения у детей младшего школьного возраста находятся в стадии окончательного формирования и в этот период начинаются первые учебные нагрузки, что может привести, при неправильном режиме, к неблагоприятным последствиям;
• проанализировав виды нарушения зрения у детей младшего школьного возраста, сделан вывод о часто встречаемых нарушениях, и как следствие, необходимость заострять внимание при проявлении первых признаков этих нарушений;
• гигиенические основы профилактики нарушений зрения у детей младшего школьного возраста необходимо внедрять повсеместно, как в школьной жизни, так и в домашних условиях;
• роль учителя в профилактике нарушений работы органов зрения у детей младшего школьного возраста является главенствующей, так как основная масса нагрузок на зрительный анализатор приходится во время пребывания ребенка в школе.
Читать дальше
1. Здравоохранение в России. 2019. Статистический сборник / Росстат. - М. 2019. -170 с.
2. Кучма В.Р., Седова А.С., Степанова М.И. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции Covid19. / В.Р. Кучма, А.С. Седова, М.И. Степанова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. - № 2. –С. 4-19.
3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Шубочкина Е.И., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Е.И. Шубочкина, Н.А. Скоблина, О.Ю. Милушкина // Гигиена и санитария. - 2017.- Т. 96.- №12.-С.990-995.
4. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Формирование здорового образа жизни как необходимое условие профилактики нарушений и заболеваний органа зрения младших школьников. / Н.Б. Мирская, А.Д. Синякина, А.Н. Коломенская // Гигиена и санитария. – 2017. - № 95. - Т.5. – С. 466-470.
5. Паштаев Н. П., Андреев А. Н. Клиническая анатомия и физиология органа зрения / Н. П. Паштаев, А. Н. Андреев. - Москва: Офтальмология, 2018. - 295 с.
6. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Рапопорт И.К.К вопросу о систематизации школьно-обусловленной патологии. / Г.Ю. Порецкова, Д.В. Печкуров, И.К. Рапопорт // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. - № 5 (302). – С. 30-34.
7. Рапопорт И.К., Сухарева Л.М. Одиннадцатилетнее лонгитудинальное наблюдение: распространенность и течение функциональных отклонений и хронических болезней у московских школьников. / И.К. Рапопорт, Л.М. Сухарева // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2019. - № 1. – С. 19-27.
8. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Особенности формирования нервнопсихических расстройств и нарушений зрения у московских учащихся в процессе обучения в школе. / И.К. Рапопорт, А.П. Цамерян // Здоровье населения и среда обитания. - 2019. - № 5 (314). – С - 20-27.
9. Руководство по профилактике болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в образовательных организациях // Утверждено президиумом Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ). Год утверждения 2021. - 26 с.
10. Тарутта Е.П., Иомдина Е.Н.. Комплексный подход к профилактике и лечению прогрессирующей миопии у школьников. / Е.П. Тарутта, Е.Н. Иомдина// Клиническая офтальмология. – 2018. - № 2. - С.70-74.
11. Чупров А.Д., Воронина А.Е., Петросян Э.А. Профилактика снижения зрения школьников младшего возраста / А.Д. Чупров, А.Е. Воронина, Э.А. Петросян // Вестник оренбургского государственного университета. – 2018. - № 4 (216). – С. 95-100.
Читать дальше