В заключение хотелось бы подвести итоги. Культура – это коллективный продукт человечества, потому мировой культурный процесс развивается глобально. При этом есть локальные культурные процессы, которые касаются более узкого или замкнутого сообщества - носителей собственной культуры, обладающей набором специфических особенностей. Таким образом, внутри общностей, которые проживают на территории государства, есть внутренне культурное пространство, которое называют национальной культурой. Между собой национальные культуры взаимодействуют, в некоторых – конфликтуют.
Для сохранения традиций национальной культуры важно приобщение ребенка к истокам. К этому относится, например, знакомство с детскими сказками, герои которых имеют национальный колорит, имя, описание, характер. С помощью историй о волшебных героях формируется представление об отношениях в обществе, социальной иерархии, архетипах, устойчивый моделях поведения и т.д. По мере взросления ребенок будет открывать для себя культуры других народов, сравнивать с тем, что ему было известно с детства, анализировать и тем самым обогащать и свой внутренний мир, и вливаться в культурный процесс, не чувствуя себя в нем чужаком. С другой стороны, продукты национальной культуры другого народа представляют большой интерес у ребенка, если он в возрасте вдохновения сказками, они знакомят его с обычаями и нравами неизвестных людей, которые близки ему по другим основаниям, по общечеловеческим.
В настоящее время есть проблема сохранения культурных традиций, это говорится даже в отношении крупных этнических групп. Тем более важно это, когда идет речь о народах, стоящих на грани исчезновения, вместе со своим языком и культурой. В ходе различный исторических событий, включая войны, малочисленный народ – вепсы, заметно сократились, частично ассимилировались с другими народностями. Но проблема исчезновения их, их культуры и языка привлекла к себе внимание даже на государственном уровне.
Таких, как ненцы, вепсы, уйгуры много на территории России. Их национальная культура и язык важны, их нужно сохранить, помочь не исчезнуть навсегда. В современном мире на повестке дня другие вопросы, но нельзя думать только о материальных ценностях, когда рядом – культура целого уникального народа.
В тот момент, когда общество развивается, вместе с ним вырабатывается набор духовных ценностей. Внутри группы людей, которые принадлежат одному этносу, национальные ценности являются «социально и нормативно-культурными аксиомами поведения». Иногда несколько этнических групп, которые проживают на одной территории, вступают в конфликты, не столько физические, сколько ментальные. Тогда системы их национальных ценностей начинают бороться за доминирование, в итоге противостояние перерастает в межнациональные противоречия.
Среди главных национальных ценностей нужно назвать уважительное отношение к традиционным российским религиям. Оно должно быть основано на общих принципах веры, понимании духовности, внутренней жизни человека, терпимости к иным вероисповеданиям, стремлению к постоянному диалогу между представителями разных конфессий.
Среди национальных русских ценностей, мне кажется, нужно выделить склонность и стремление к милосердию. Именно к милосердию, которое на чаше весов перевешивает справедливость. Формирование милосердия как черты характера возможно с помощью собственного примера, чтения дидактической литературы, воспитания дома и в образовательных учреждениях, посещений музеев и мемориалов памяти жертв войн или репрессий и т.п.
В формировании общечеловеческих ценностей важно не забыть о таких вещах, как семья, верность, любовь к детям, уважение к родителям. Также необходимо воспитывать бережное отношение к природе, которая в каком-то роде тоже является матерью для человечества. Забота о экологии, сохранение озонового слоя, забота о животных – все это важнейшие задачи. В этом случае очень нужны и полезны различные экологические станции, площадки для исследования, строительство приютов и кормушек для животных.
Большое значение для воспитания имеет чтение. Самые маленькие знакомятся с произведениями устного народного творчества: колыбельными, песенками, потешками, а значит, и с родным языком. Для малыша, которые только учиться ориентироваться в мире, важно знать о «красных» маячках, можно-нельзя, в таких коротких песенках сообщается о том, как нужно делать, чтобы быть в безопасности (не ложиться с краю, чтобы не упасть). Еще одной функцией произведений русского фольклора является эмоциональный контакт со взрослым, включение ребенка в домашнюю среду, на основе чего разовьется любовь к своей семье. Проще всего делать это, используя игровые пеструшки.
Жанр сказки особенно любим детьми разных возрастов. Сама по себе народная сказочная история – важнейшая часть народной культуры, она отражает основные национальные ценности, содержит в себе представления о правилах поведения, кодах, морали, верованиях, которые характерны для определенного этноса. Так как у сказки всегда четкий сюжет, система персонажей, выразительная образная символика, то она может заинтересовывать и оказывать влияние на ребенка. Сказка показывает ребенку мир в его многообразии, мир, близкий к природе и ее силам, тесную взаимосвязь человека с ней. В русской сказке сочетаются поэтичность, выразительность, остроумие, юмор, честность, душевность. При этом сказка сохраняет доступность и живость языка, чтобы быть понятной и интересной маленьким читателям.
Кроме сказок, нужно назвать в списке народных произведений русские былины, которая открывает ребенку мир сложных взаимоотношений, где поступками и словами героя руководят скрытые мотивы, где трудно сразу провести границу свой-чужой. Но совершенно нетрудно понять, что настоящим героем-богатырем можно стать, если любить Родину, не бояться защищать ее от врагов, слушать князя (старших), заботиться о слабых и обиженных, чаще заступаться за них.
Литературная сказка, которую также называют авторской или писательской сказкой – особый литературный жанр, который опирается на традицию фольклорной сказки. Интерес к написанию сказок не обошел стороной самых высокопоставленных писателей, например, Екатерина Вторая известная своей любовью к сочинительству, была автором поучительной «Сказки о Царевиче Хлоре». Российская императрица следует по традиции народных сказок: она поучает, показывает на примере, что нужно сделать, чтобы заслужить награду. она использует аллегорические образы главных добродетелей, которые уже знакомы нам по фольклору. Литературные сказки были в творчестве П. Бажова, Ф. Сологуба, Ф. Одоевского, М.И. Цветаевой. В каждом доме, вероятнее всего, есть сказки С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Э.Н. Успенского и др. Литературная сказка сохранила в себе описание чудесного, наличие волшебных предметов или помощников, а также дидактическую функцию. Задача литературной сказки не только развлечь, насмешить или напугать, главное – рассказать, как нужно и не нужно поступать. Например, нельзя разрушать жизнь, выдавая чужую тайну («Черная курица, или Подземные жители»), нельзя быть жадным («Сказ о Попе и работнике его Балде»), нельзя быть жестоким («Конек-горбунок П. Ершова).
Таким образом, литературная сказка как жанр тесно связана с народной сказкой, но при этом имеет ряд отличительных черт. Литературная сказка также имеет воспитательную и образовательную задачи, которые она успешно решает, воспитываю лучшее в человеке.