Введение……………………………………………………..…………3 Глава 1. Самобытность и универсальность национальной культуры в аспекте морально-нравственного воспитания личности……………………..……………………………………..………….6 1.1. Традиции в современном мире: проблемы сохранения и приобщения……………………………………………………………….……6 1.2 . Особенности формирования общенациональных ценностей………………………………………………………………………11 Глава 2. Роль культурного наследия в современном обществе………………………………………………………………………..16 2.1. Произведения устного народного творчества как истоки педагогического мастерства………………………………………………….16 2.2. Литературная сказка: путь к совершенству личности………..…22 Заключение……………………………………………………………...32 Список литературы……………………………………………………..35

Проблемы воспитания и образования на основе традиций народной художественной культуры

курсовая работа
Культура
35 страниц
97% уникальность
2022 год
38 просмотров
Забаев В.
Эксперт по предмету «Мировая Художественная Культура»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………..…………3 Глава 1. Самобытность и универсальность национальной культуры в аспекте морально-нравственного воспитания личности……………………..……………………………………..………….6 1.1. Традиции в современном мире: проблемы сохранения и приобщения……………………………………………………………….……6 1.2 . Особенности формирования общенациональных ценностей………………………………………………………………………11 Глава 2. Роль культурного наследия в современном обществе………………………………………………………………………..16 2.1. Произведения устного народного творчества как истоки педагогического мастерства………………………………………………….16 2.2. Литературная сказка: путь к совершенству личности………..…22 Заключение……………………………………………………………...32 Список литературы……………………………………………………..35
Читать дальше
Перед каждым обществом стоит вопрос воспитания будущих поколений, с целью передачи им представлений о традициях национальной культуры. В современном мире человек воспринимает все, что связано с историей национальной культуры, и связывает это с возможностью сохранить связь времен, восстановить и не утратить ценностные ориентиры, морально-нравственные основы. Во всем многообразии мировых достижений в области гуманитарного права, при всей свободе самоидентификации, существует вопрос традиций в культуре, а следовательно, проблема применения этих традиций в воспитании и образовании. Как писал Э.С. Маркарян, «культурные системы как системы надбиологических средств, осуществляют свое воспроизводство через культурные традиции (или традиционную культуру) сегодня». [1] Именно они сейчас могут выступать связующим звеном между новыми веяниями и устойчивыми обрядами, традициями, в результате чего может быть достигнут баланс между прошлым и настоящим. У нашей страны в течение многих столетий отмечался свой особенный путь развития. На территории Российской империи всегда было население неоднородное по составу, вероисповеданию, языку, обычаям. Разные народы жили на одной территории, общались, заключали браки, итогом чего стало появление уникального культурного сплава.


Спешите заказать курсовую в москве недорого , качество гарантируем.


В основе традиционной культуры у разных народов лежали уважение, вера, любовь, добро. Эти ценности передавались одним поколением другому. Проблема сохранения этих ценностей остро стоит перед нашей страной. Воспитание ребенка в духе национальной культуры, передача информации, правил поведения, при том, что необходимо быть современным в мире, успевать за ходом событий и соответствовать им – это непростые вопросы. Д.С. Лихачев писал: «…культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». [4] Поэтому так важно понимать, что люди, которые населяют какое-либо пространство, не просто соседствуют и взаимодействуют на бытовом уровне. У них должна быть сформирована некая культурная платформа, основа, в которое традиции прошлого тесно переплетаются. И в этом переплетении можно обнаружить святыни, ценности, верования. Нельзя относить их только к материальному миру, потому что в первую очередь это духовные ценности. Ни в коем случае нельзя о них забывать или отрекаться: «Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим. Подобно тому как мы не имеем морального права расхищать природные богатства, не учитывая прав собственности, жизненных интересов наших детей и внуков, точно так же мы не вправе распоряжаться культурными ценностями, которые должны служить будущим поколениям». [5] Проблемой сохранения национальной культуры занимались такие исследователи, как Е.Л. Антонова , В.И. Байтуганов [5], Д.С. Лихачев [4], Ф. И. Волков и др. Значительное количество источников говорит о том, что для изучения этой проблемы есть перспективы, есть необходимость собрать фактологическую базу и аналитическую литературу для изучения этого вопроса в дальнейшем, что говорит об актуальности выбранной темы. Проблема работы: рассмотреть возможности воспитания и образования в аспекте приобщения к народной культуре. Цель работы: проследить способы использования разных жанров народной культуры, исследовать функции произведений народной художественной культуры, обозначить ряд особенностей народной культуры. Задачи работы: дать определение понятиям «национальная культура», «национальные ценности», «устное народное творчество», «литературная сказка», обозначить их признаки, рассмотреть их связь мировой культурой. Предмет исследования – произведения устного народного творчества и русской литературы. Объект исследования – характеристики героев, система персонажей, композиционные элементы, художественный образ и символика произведения. Методы исследования – в работе применялся метод сравнительно-исторического анализа, хронологический метод, метод литературного анализа. В данной работе были использованы такие источники, как словари, справочные пособия, учебные пособия, монографии, сборники статей, художественные произведения разных лет. Данная работа состоит из Введения, Основной части из двух глав с параграфами, Заключения и Списка литературы.

Читать дальше
В заключение хотелось бы подвести итоги. Культура – это коллективный продукт человечества, потому мировой культурный процесс развивается глобально. При этом есть локальные культурные процессы, которые касаются более узкого или замкнутого сообщества - носителей собственной культуры, обладающей набором специфических особенностей. Таким образом, внутри общностей, которые проживают на территории государства, есть внутренне культурное пространство, которое называют национальной культурой. Между собой национальные культуры взаимодействуют, в некоторых – конфликтуют. Для сохранения традиций национальной культуры важно приобщение ребенка к истокам. К этому относится, например, знакомство с детскими сказками, герои которых имеют национальный колорит, имя, описание, характер. С помощью историй о волшебных героях формируется представление об отношениях в обществе, социальной иерархии, архетипах, устойчивый моделях поведения и т.д. По мере взросления ребенок будет открывать для себя культуры других народов, сравнивать с тем, что ему было известно с детства, анализировать и тем самым обогащать и свой внутренний мир, и вливаться в культурный процесс, не чувствуя себя в нем чужаком. С другой стороны, продукты национальной культуры другого народа представляют большой интерес у ребенка, если он в возрасте вдохновения сказками, они знакомят его с обычаями и нравами неизвестных людей, которые близки ему по другим основаниям, по общечеловеческим. В настоящее время есть проблема сохранения культурных традиций, это говорится даже в отношении крупных этнических групп. Тем более важно это, когда идет речь о народах, стоящих на грани исчезновения, вместе со своим языком и культурой. В ходе различный исторических событий, включая войны, малочисленный народ – вепсы, заметно сократились, частично ассимилировались с другими народностями. Но проблема исчезновения их, их культуры и языка привлекла к себе внимание даже на государственном уровне. Таких, как ненцы, вепсы, уйгуры много на территории России. Их национальная культура и язык важны, их нужно сохранить, помочь не исчезнуть навсегда. В современном мире на повестке дня другие вопросы, но нельзя думать только о материальных ценностях, когда рядом – культура целого уникального народа. В тот момент, когда общество развивается, вместе с ним вырабатывается набор духовных ценностей. Внутри группы людей, которые принадлежат одному этносу, национальные ценности являются «социально и нормативно-культурными аксиомами поведения». Иногда несколько этнических групп, которые проживают на одной территории, вступают в конфликты, не столько физические, сколько ментальные. Тогда системы их национальных ценностей начинают бороться за доминирование, в итоге противостояние перерастает в межнациональные противоречия. Среди главных национальных ценностей нужно назвать уважительное отношение к традиционным российским религиям. Оно должно быть основано на общих принципах веры, понимании духовности, внутренней жизни человека, терпимости к иным вероисповеданиям, стремлению к постоянному диалогу между представителями разных конфессий. Среди национальных русских ценностей, мне кажется, нужно выделить склонность и стремление к милосердию. Именно к милосердию, которое на чаше весов перевешивает справедливость. Формирование милосердия как черты характера возможно с помощью собственного примера, чтения дидактической литературы, воспитания дома и в образовательных учреждениях, посещений музеев и мемориалов памяти жертв войн или репрессий и т.п. В формировании общечеловеческих ценностей важно не забыть о таких вещах, как семья, верность, любовь к детям, уважение к родителям. Также необходимо воспитывать бережное отношение к природе, которая в каком-то роде тоже является матерью для человечества. Забота о экологии, сохранение озонового слоя, забота о животных – все это важнейшие задачи. В этом случае очень нужны и полезны различные экологические станции, площадки для исследования, строительство приютов и кормушек для животных. Большое значение для воспитания имеет чтение. Самые маленькие знакомятся с произведениями устного народного творчества: колыбельными, песенками, потешками, а значит, и с родным языком. Для малыша, которые только учиться ориентироваться в мире, важно знать о «красных» маячках, можно-нельзя, в таких коротких песенках сообщается о том, как нужно делать, чтобы быть в безопасности (не ложиться с краю, чтобы не упасть). Еще одной функцией произведений русского фольклора является эмоциональный контакт со взрослым, включение ребенка в домашнюю среду, на основе чего разовьется любовь к своей семье. Проще всего делать это, используя игровые пеструшки. Жанр сказки особенно любим детьми разных возрастов. Сама по себе народная сказочная история – важнейшая часть народной культуры, она отражает основные национальные ценности, содержит в себе представления о правилах поведения, кодах, морали, верованиях, которые характерны для определенного этноса. Так как у сказки всегда четкий сюжет, система персонажей, выразительная образная символика, то она может заинтересовывать и оказывать влияние на ребенка. Сказка показывает ребенку мир в его многообразии, мир, близкий к природе и ее силам, тесную взаимосвязь человека с ней. В русской сказке сочетаются поэтичность, выразительность, остроумие, юмор, честность, душевность. При этом сказка сохраняет доступность и живость языка, чтобы быть понятной и интересной маленьким читателям. Кроме сказок, нужно назвать в списке народных произведений русские былины, которая открывает ребенку мир сложных взаимоотношений, где поступками и словами героя руководят скрытые мотивы, где трудно сразу провести границу свой-чужой. Но совершенно нетрудно понять, что настоящим героем-богатырем можно стать, если любить Родину, не бояться защищать ее от врагов, слушать князя (старших), заботиться о слабых и обиженных, чаще заступаться за них. Литературная сказка, которую также называют авторской или писательской сказкой – особый литературный жанр, который опирается на традицию фольклорной сказки. Интерес к написанию сказок не обошел стороной самых высокопоставленных писателей, например, Екатерина Вторая известная своей любовью к сочинительству, была автором поучительной «Сказки о Царевиче Хлоре». Российская императрица следует по традиции народных сказок: она поучает, показывает на примере, что нужно сделать, чтобы заслужить награду. она использует аллегорические образы главных добродетелей, которые уже знакомы нам по фольклору. Литературные сказки были в творчестве П. Бажова, Ф. Сологуба, Ф. Одоевского, М.И. Цветаевой. В каждом доме, вероятнее всего, есть сказки С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, Э.Н. Успенского и др. Литературная сказка сохранила в себе описание чудесного, наличие волшебных предметов или помощников, а также дидактическую функцию. Задача литературной сказки не только развлечь, насмешить или напугать, главное – рассказать, как нужно и не нужно поступать. Например, нельзя разрушать жизнь, выдавая чужую тайну («Черная курица, или Подземные жители»), нельзя быть жадным («Сказ о Попе и работнике его Балде»), нельзя быть жестоким («Конек-горбунок П. Ершова). Таким образом, литературная сказка как жанр тесно связана с народной сказкой, но при этом имеет ряд отличительных черт. Литературная сказка также имеет воспитательную и образовательную задачи, которые она успешно решает, воспитываю лучшее в человеке.
Читать дальше
1. Антонова Е.Л. Народная художественная культура: Учебное пособие. - Белгород: Смена, 2006. - 324 с. 2. Афанасьев А.Н. Предисловие. // Афанасьев А.Н. Народные русские сказки в 3 тт. – М.: Наука, 1984. – Т.1. – 320 с. 3. Бабушкина А. П История русской детской литературы. / Бабушкина А.П. – М.: Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1948. – 220 с. 4. Байтуганов В.И. Народная художественная культура. Теория. История. Современность. / Байтуганов В.И. - Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2018 – 150 с. 5. Волков Ф. И. Литература как вид художественного творчества / Волков Ф.И. - М.: Просвещение, 2017. - 192 c. 6. Горький М.А. Об искусстве. // Горький М.А. – М., Л.: Искусство, 1940 – 286 с. 7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы./ Достоевский Ф.М. –М.: Художественная литература, 1990. – 400 с. 8. Есенин С.А. Возвращение на родину. // Есенин С.А. Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1986. – 320с 9. Колыбельная // Русская поэзия для детей. -Л.: Советский писатель, 1989. – 130 с. 10. Кукушка // Сказки народов Севера. - Смоленск: Смоленский полиграфический комбинат, 1992. – 200 с. 11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А.Н. – М.: Интелвак, 2001. – 460 с. 12. Лихачев Д.С О культуре. / Лихачев Д.С. - М.: Искусство, 2000. – 440 с. 13. Лихачев Д.С. Культура и совесть // Лихачев Д. С. О культуре. – М.: Искусство, 2000. – 150 с. 14. Мамедов, А. К. Сохранение традиций и национальных культур народов России в рамках школьного проекта: «Мы великая и сильная Россия!» // Юный ученый. — 2016. — № 5 (8). — 280 с. 15. Мандельштам О. Веер герцогини. / Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. — Тула, 1994. — Т. 2. — 460 с. 16. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. – 1981 – № 2 – 278 с. 17. Пастушки // Русская поэзия для детей. -Л.: Советский писатель, 1989. – 234 с. 18. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители / Погорельский А. – М.: Детская литература, 1989. – 198 с. 19. Путилов Б.Н. Русский былинный эпос. // Былины. - Л.: Советский писатель. 1957. – 190 с. 20. Сказки народов Севера. // Винокурова В. В., Сем Ю. А. – Смоленск: Смоленский полиграфический комбинат, 1992. – 450 с. 21. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка XX века: история, классификация, поэтика / Овчинникова Л. В. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 311. 22. Тархова Н.А. Второе рождение сказки // Литературная сказка пушкинского времени. – М.: Правда, 1988. – 320 с. 23. Чуковская Л. Рецензия на книгу: Олеша Ю. Три толстяка / / Детская литература. - М.- № 8. Интернет-источники 1. Былина [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Былина — это... Что такое Былина? (academic.ru) (дата обращение: 15.04.2022) 2. Вепсы [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Вепсы. Народ вепсы, традиции, внешность, религия, фото, обычаи, архитектура народа (svastour.ru)Вепсы. Народ вепсы, традиции, внешность, религия, фото, обычаи, архитектура народа (svastour.ru) (дата обращения: 11.04.2022). 3. Екатерина II Великая. Сказка о царевиче Хлоре [Электронный ресурс] // Режим доступа: Екатерина II Великая: Сказка о царевиче Хлоре (niv.ru) (дата обращения: 15.04.2022). 4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Конституция Российской Федерации (constitution.ru) (дата обращения: 12.04.2022). 5. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — это... [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это... Что такое Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации? (academic.ru) (дата обращения: 11.04.2022) 6. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - это... Что такое Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации? (academic.ru) (дата обращения: 11.04.2022). 7. Культурология [Электронный ресурс]. // Режим доступа: КУЛЬТУРОЛОГИЯ (tsput.ru) (дата обращения: 10.04.2022). 8. Лихачев Д.С. Письма о добром [Электронная версия] // Режим доступа: Письмо сорок шестое. О религии. «Письма о добром» | Лихачев Дмитрий Сергеевич (litresp.ru) (дата обращения: 15.04.2022). 9. Набоков В.В. Расстрел [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Расстрел — Набоков. Полный текст стихотворения — Расстрел (culture.ru) (дата обращения: 12.04.2022) 10. Население Земли: численность, плотность, динамика, инфо [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Население Земли: численность, плотность, динамика, инфо (rosinfostat.ru) (дата обращения: 10.04.2022). 11. Национальный состав России [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Национальный состав России: этногруппы и статистика (rosinfostat.ru) (дата обращения: 10.04.2022). 12. Сколько существует языков в мире? [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Сколько существует языков в мире? (languageplus.info) (дата обращения: 10.04.2022). 13. Фольклор [Электронный ресурс]// Режим доступа: Фольклор - это... Что такое Фольклор? (academic.ru) (дата обращения: 15.04.2022). 14. Ценность [Электронный ресурс]. // Режим доступа: Ценность - это... Что такое Ценность? (academic.ru) (дата обращения: 12.04.2022).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра младший школьный возраст
Количество страниц:
30
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Логопедия
реферат
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экологическое право
дипломная работа
Совершенствование государственных и муниципальных услуг в электронном виде в деятельности Многофункционального центра
Количество страниц:
60
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image