Введение 3
Глава 1. Теоретические основы особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 5
1.1. Исследования учёных по проблеме речевого развития детей 5
1.2. Характеристика речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе 9
1.3. Психолого–педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 15
Глава 2. Эмпирическое исследование речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 19
2.1 Описание методик исследования 19
2.2 Анализ полученных результатов 24
Заключение 28
Библиографический список 30
Читать дальше
Таким образом, в настоящее время расстройство аутистического спектра не рассматривается как чисто клиническая проблема. Многолетний поиск первичного нарушения, страдающей психической функции, ответственной за дезадаптацию аутичного ребенка, не увенчался успехом, и в настоящее время детский аутизм признан первазивным, всепроникающим нарушением психического развития. Аутизм во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций... выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим.
Рассмотрев онтогенез речи, можно сказать, что познание ребенком речи, осуществляется на всем протяжении дошкольного возраста. Его зарождение происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок-взрослый, далее речь развивается и реализуется в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления речи могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей. Речь формируется постепенно в процессе общения с окружающими людьми и в игровой деятельности, вне обучения диалогические навыки развиваются неравномерно. В младшем и среднем возрасте происходит формирование отдельных диалогических умений, которые затем определяют уровень развития диалогической речи ребёнка в младшем школьном возрасте.
У детей с расстройствами аутистического спектра всегда присутствуют нарушения речи, проявляющиеся в различной степени. При всем их разнообразии можно выделяются следующие основные характерные особенности: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи
Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень эффективности развития речи младших школьников с РАС, так как, они направлены на изучение всех компонентов речевого развития, выделенных для данной возрастной категории, это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов
Результаты констатирующего эксперимента выявили, что большинство младших школьников с РАС демонстрируют недостаточное развитие речи. Самостоятельная речь этих детей находится на низком уровне, так как дети не смогли выполнить ни одного задания из предложенных: дети не могут удержать речевой ряд, запомнить несколько слов и повторить их через небольшой промежуток времени. В большинстве случаев дети не выполняли задания из-за поведенческих нарушений: дети не реагировали на инструкции экспериментатора, убегали, кричали и избегали контакта, не желая выполнять задания. Все это затрудняет определение уровня сформированности у них речевых навыков.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – Москва: Мозаика–Синтез, 2014. – 272 с.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - Москва: Наука, 2016. – 341 с.
3. Богдашина О. Б. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк : Лебедь, 2019. – 124 с.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – Санкт–Петербург : Питер, 2017. – 360 с.
5. Гуревич, Л.С. Коммуникативный акт в рамках теории речевой деятельности // Международный конгресс по когнитивной лингвистике. Отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 509 с.
6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. – М: Просвещение, 2017. – 254 с.
7. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2014.–№6. С.4–44.
8. Карчевски Р.И. Угроза в терминах типологии речевых актов // Форма, значения и функции единиц языка и речи // Мат-лы докл. междунар. науч. конф. - Минск, 16-17 мая 2012 г. Отв.ред. И.П. Баранова, Л.В. Зубов, З.А. Харитончик, Е.Г. Задворная и др. - Минск, МГЛУ, 2012. – 217 с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Наука, 2016. – 164 с.
10. Леонтьев A.H. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С.121–132.
11. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: нач. проявления. – М.: Просвещение, 2017. – 97 с.
12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –145 с.
13. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2016. – 288 с.
14. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2014. – 189 с.
15. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. – М., 2019. – С. 8 – 55.
16. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 870 с.
17. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2017. – 112 с.
18. Никольская О.C. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014. – 341 с.
19. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2009. – 192 с.
20. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2014. – 713 с.
21. Филиппова Н.В. Исследование коммуникативной активности у детей с РДА дошкольного и младшего школьного // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 6. – С. 6-65.
22. Холмогорова А.Б. Частная патопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 432 с.
23. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
Читать дальше