Введение 3 Глава 1. Теоретические основы особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 5 1.1. Исследования учёных по проблеме речевого развития детей 5 1.2. Характеристика речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе 9 1.3. Психолого–педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 15 Глава 2. Эмпирическое исследование речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 19 2.1 Описание методик исследования 19 2.2 Анализ полученных результатов 24 Заключение 28 Библиографический список 30

Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра младший школьный возраст

курсовая работа
Педагогика
30 страниц
87% уникальность
2022 год
33 просмотров
Земцов К.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 5 1.1. Исследования учёных по проблеме речевого развития детей 5 1.2. Характеристика речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе 9 1.3. Психолого–педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 15 Глава 2. Эмпирическое исследование речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 19 2.1 Описание методик исследования 19 2.2 Анализ полученных результатов 24 Заключение 28 Библиографический список 30
Читать дальше
Актуальность. В последние десятилетия все чаще говорят о расстройствах аутистического спектра (РАС). Во многом это связано с тем, что частота встречаемости у детей таких расстройств значительно выросла. Одним из важнейших проявлений РАС у детей являются нарушения развития речи. В первую очередь расстройства речи захватывают ее коммуникативную функцию, т.


Не торопитесь заказать доклад в Воронеже , доверьтесь проверенным источникам.


е. ребенок не использует речь, как инструмент социального взаимодействия. В тех случаях, когда речь отсутствует, невербальные средства общения не используются, как средства компенсации. В арсенале коммуникативных средств детей с РАС нет указательных жестов, которые дети без отклонений в развитии используют, показывая другим объект своего интереса или новый для них предмет. Мимика детей с РАС маловыразительна, им характерен взгляд мимо или «сквозь» собеседника. В период раннего развития бывает трудно интерпретировать у детей характер плача. Сложности детей с РАС в освоении речевыми навыками тесно переплетено с нарушениями в эмоциональной сфере, как указывают В.В. Лебединская и О.С. Никольская. С самого начала на них воздействуют два фактора: трудности во взаимодействии с окружающей средой; гиперчувствительность к обычным повседневным раздражителям. Оба этих фактора мешаю нормальному развитию потребности в общении и развивают в ребенке необходимость разработки системы самозащиты. Таким образом, можно сказать, что некоторые специфические особенности людей с РДА являются результатом компенсаторных механизмов, которые возвращают стабильные способы общения с окружающим миром, пусть даже и не общепринятые, а наоборот, весьма специфичные. Особенности развития навыков восприятия, мышления или речи связаны ранее полученными серьезными эмоциональными расстройствами. Объект исследования: речевое развитие детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста. Предмет исследования: особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста. Цель исследования: изучить особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста. Задачи исследования: – раскрыть исследования учёных по проблеме речевого развития детей; – охарактеризовать речевое развитие в онтогенезе и дизонтогенезе; – рассмотреть психолого–педагогическую характеристику детей с расстройствами аутистического спектра. – провести эмпирическое исследование речевого развития детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра. Методы исследования: анализ психолого–педагогической, методической литературы по данной проблеме, тестирование. База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ужурская школа–интернат» Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы дефектологами, логопедами в практической деятельности.

Читать дальше
Таким образом, в настоящее время расстройство аутистического спектра не рассматривается как чисто клиническая проблема. Многолетний поиск первичного нарушения, страдающей психической функции, ответственной за дезадаптацию аутичного ребенка, не увенчался успехом, и в настоящее время детский аутизм признан первазивным, всепроникающим нарушением психического развития. Аутизм во-первых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; во-вторых, крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в-третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций... выраженное снижение порога аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние тревоги, страха перед окружающим. Рассмотрев онтогенез речи, можно сказать, что познание ребенком речи, осуществляется на всем протяжении дошкольного возраста. Его зарождение происходит еще в довербальный период и первоначально осуществляется в рамках диалогического взаимодействия ребенок-взрослый, далее речь развивается и реализуется в ходе свободного общения с ровесниками и взрослыми, а также в игровой деятельности. Нарушение протекания основных этапов становления речи могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей. Речь формируется постепенно в процессе общения с окружающими людьми и в игровой деятельности, вне обучения диалогические навыки развиваются неравномерно. В младшем и среднем возрасте происходит формирование отдельных диалогических умений, которые затем определяют уровень развития диалогической речи ребёнка в младшем школьном возрасте. У детей с расстройствами аутистического спектра всегда присутствуют нарушения речи, проявляющиеся в различной степени. При всем их разнообразии можно выделяются следующие основные характерные особенности: некоммуникативность речи; ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию; часто наличие своеобразной вербальной одаренности; мутизм или распад речи Подобранные методики в совокупности позволяют комплексно исследовать уровень эффективности развития речи младших школьников с РАС, так как, они направлены на изучение всех компонентов речевого развития, выделенных для данной возрастной категории, это, в свою очередь, способствует получению более объективных результатов Результаты констатирующего эксперимента выявили, что большинство младших школьников с РАС демонстрируют недостаточное развитие речи. Самостоятельная речь этих детей находится на низком уровне, так как дети не смогли выполнить ни одного задания из предложенных: дети не могут удержать речевой ряд, запомнить несколько слов и повторить их через небольшой промежуток времени. В большинстве случаев дети не выполняли задания из-за поведенческих нарушений: дети не реагировали на инструкции экспериментатора, убегали, кричали и избегали контакта, не желая выполнять задания. Все это затрудняет определение уровня сформированности у них речевых навыков. Таким образом, цель достигнута, задачи решены в полном объеме.
Читать дальше
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – Москва: Мозаика–Синтез, 2014. – 272 с. 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. - Москва: Наука, 2016. – 341 с. 3. Богдашина О. Б. Аутизм: определение и диагностика. – Донецк : Лебедь, 2019. – 124 с. 4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – Санкт–Петербург : Питер, 2017. – 360 с. 5. Гуревич, Л.С. Коммуникативный акт в рамках теории речевой деятельности // Международный конгресс по когнитивной лингвистике. Отв. ред. Н.Н. Болдырев. - Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. – 509 с. 6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: книга для учителя и родителей. – М: Просвещение, 2017. – 254 с. 7. Додзина О.Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом // Дефектология. – 2014.–№6. С.4–44. 8. Карчевски Р.И. Угроза в терминах типологии речевых актов // Форма, значения и функции единиц языка и речи // Мат-лы докл. междунар. науч. конф. - Минск, 16-17 мая 2012 г. Отв.ред. И.П. Баранова, Л.В. Зубов, З.А. Харитончик, Е.Г. Задворная и др. - Минск, МГЛУ, 2012. – 217 с. 9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Наука, 2016. – 164 с. 10. Леонтьев A.H. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 2011. – № 7. – С.121–132. 11. Лебединская К.С. Диагностика раннего детского аутизма: нач. проявления. – М.: Просвещение, 2017. – 97 с. 12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –145 с. 13. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – СПб.: Речь, 2016. – 288 с. 14. Мастюкова Е. М. Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. Лечебная педагогика. – М.: Владос, 2014. – 189 с. 15. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе. – М., 2019. – С. 8 – 55. 16. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 870 с. 17. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2017. – 112 с. 18. Никольская О.C. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2014. – 341 с. 19. Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2009. – 192 с. 20. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2014. – 713 с. 21. Филиппова Н.В. Исследование коммуникативной активности у детей с РДА дошкольного и младшего школьного // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2014. – № 6. – С. 6-65. 22. Холмогорова А.Б. Частная патопсихология. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 432 с. 23. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 384 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
48%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экологическое право
дипломная работа
Совершенствование государственных и муниципальных услуг в электронном виде в деятельности Многофункционального центра
Количество страниц:
60
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Универсальные и профессиональные ценности современного российского журналиста»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
41%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image