На сегодняшний день выделяют следующие ключевые особенности гостиничного бизнеса. Во-первых, ориентация на человека. Гостиница представляет собой комплекс услуг. Сегмент потребителей этих услуг и рыночную нишу определяет маркетинговое позиционирование. Во-вторых, гостиница имеет точное географическое местоположение, она предоставляет услуги только в границах определенного географического района и именно тем потребителям, которые целенаправленно прибыли в данное место. В отличие от прочих секторов экономики, которые позволяют перемещать произведенную продукцию, гостиничные услуги носят неперемещаемый характер. В-третьих, поскольку гостиничный сектор целиком и полностью ориентируется на потребителя, его состояние зависит от состояния туристической отрасли и деловой активности в стране. Гостиничный бизнес и туризм развиваются параллельно и постоянно взаимодействуют: развитие одного стимулирует развитие другого, и наоборот. Количество проживающих в гостинице непосредственно определяется объемами внутреннего и внешнего туризма. Одновременно туристические компании, развивая свою деятельность в какой-либо стране, ориентируются на развитие гостиничного сектора. В-четвертых, в этом бизнесе огромную роль играет человеческий фактор, что означает высокую степень зависимости финансовых показателей от имиджа, репутации отеля и общественного мнения. Если отель входит в гостиничную сеть, как «AZIMUT Отель Воронеж», то некачественное оказание услуг может ухудшить имидж всей сети, крупные сетевые операторы устанавливают жесткий контроль за соблюдением высоких стандартов качества.
Для решения проблемы репутационных рисков владельцы гостиниц прибегают к помощи крупных сетевых операторов, которые вместе с именем привносят высокие стандарты сервиса и обучения персонала. Франчайзинг дает ряд преимуществ, среди которых: качественное обучение персонала, формирование корпоративного стиля, квалифицированный менеджмент и развитие бизнеса по международным стандартам, а также клиентура, привлекаемая известным брендом. Особое значение в развитии гостиницы играет компетентность менеджеров высшего звена, поскольку их ошибочные действия могут привести к долгосрочным негативным последствиям.
Набор гостиничных услуг в сетевом отеле включает в себя своевременность предоставления необходимого сервиса, общую благоприятную атмосферу, легкость общения клиентов с персоналом, его реакцию и желание быстрого и качественного выполнения услуги. Иными словами, расширенное предоставление услуг определяет то, что предлагается потребителю, и то, каким образом это делается.
Совершенствование организации и управления деятельности гостиничного предприятия во многом зависит от того, входит отель в гостиничную сеть или является независимым. Согласно мнению ряда экспертов в области гостиничного бизнеса, гостиничная сеть (или цепь) представляет собой группу гостиничных предприятий, объединенных единой системой управления, одной торговой маркой (как правило, узнаваемой на рынке), едиными стандартами и уровнем предоставления услуг, а также схожими архитектурно-планировочными решениями.
Настоящий бизнес-план разработан в целях создания инвестиционного проекта по созданию новой туристской фирмы для организации внутреннего и въездного познавательного туризма в Воронежской области.
В целях реализации инвестиционного проекта требуются инвестиции в размере 730 тыс. рублей, определенные ориентировочной стоимостью проекта по укрупненным показателям и с учетом сложившихся цен на строительную продукцию в регионе.
В результате расчетов получены следующие результаты:
Общий срок инвестиционного планирования – 3 года.
Величина чистой прибыли за один год – 496 тыс. руб.
Величина уплаченных налогов всех уровней за один год – 126 тыс. руб.
Чистая текущая стоимость проекта – 596 тыс. руб.
Рентабельность полных инвестиционных затрат -203,8%.
Среднесписочная численность - 6 человек.
Также, реализация настоящего проекта позволит трудоустроить 6 чело¬век, решить социальные проблемы путем оказания новых услуг, а так же обеспечить здоровый досуг путем предоставления услуг катания на лыжах, снегоходах, сноубордах и других спортивно оздоровительных мероприятий.
Инвестиционный проект можно признать прибыльным, высокорентабельным, социально значимым и рекомендовать к внедрению.
На примере гостиницы «AZIMUT Отель Воронеж», входящей в международную гостиничную сеть, мы рассмотрели организацию гостиничного обслуживания и решили ряд задач:
- разработали технико-экономическое обоснование формируемого туристского продукта;
- разработали маркетинговый план проектируемого гостиничного предприятия;
- разработали организационный план;
- провели расчет основных экономических показателей проектируемого гостиничного предприятия;
- выполнили анализ рисков. Таким образом, задачи исследования решены, цель работы достигнута.