Введение 3
Глава 1. Теоретические основы таможенных услуг 5
1.1.Понятие, структура и классификация таможенных услуг 5
1.2 Участники рынка таможенных услуг 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование деятельности участников таможенных услуг 26
Глава 2. Особенности функционирования рынка таможенных услуг 31
2.1 Анализ участников рынка таможенных услуг на таможенной территории ЕАЭС 31
2.2 Оценка качества таможенных услуг, оказываемых таможенными органами 36
Глава 3. Проблемы участников рынка таможенных услуг в ЕАЭС и пути их решения 41
3.1Проблемы участников рынка таможенных услуг в ЕАЭС 41
3.2 Перспективы развития участников рынка таможенных услуг в ЕАЭС 48
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложения 62
Читать дальше
Таможенная услуга является определенным видом деятельности, предоставляемым сотрудников таможни. Предоставление услуг в области таможенного дела непосредственно связано с целями и задачами деятельности таможенных органов. При взаимодействии с участниками ВЭД, во время оказания таможенных услуг, происходит влияние таможни на процессы импорта и экспорта.
Таможенные услуги можно классифицировать по таким признакам как адресность, обязательность, вид поставщика услуг, возмездность. Здесь стоит обратить особое внимание на коммерческие услуги. Коммерческие услуги предоставляют разные организации. Некоторые из них могут впоследствии действовать в роли представителя участника ВЭД. Отдельно здесь стоит выделить услуги по сертификации и таможенной экспертизе. Данными услугами могут пользоваться не только участники ВЭД, но и сотрудники таможни. Кроме того таможенные услуги при классификации подразделяются на государственные услуги. Государственные таможенные услуги имеют свои особенности и в настоящее время могут предоставляться в электронной форме. Так основные виды электронных государственных услуг связаны с ведением различных реестров. Такие списки содержат информацию о участниках ВЭД которые действую в роли посредников во внешнеэкономической деятельности. Однако только включение в реестры дает им право заниматься определенным видом деятельности.
Существуют следующие участники, оказывающие таможенные услуги: таможенные органы, владельцы МБТ, СВХ и ТС, таможенные перевозчики и представили. Все указанные лица действуют согласно нормам таможенного права. При этом владельцы МБТ, СВХ и ТС, таможенные перевозчики и представили. Оказывают платные услуги согласно оформленному договору и для начала своей деятельности должны иметь лицензию и быть включенными в Реестр.
Наблюдается стабильный прирост количества субъектов РТУ, за исключением владельцев СВХ, что свидетельствует о положительной динамике развития данного рынка. Большинство таможенных перевозчиков (93,8 %) осуществляют перевозки автомобильным транспортом, поскольку использование данного вида является наиболее рациональным по соотношению скорости доставки грузов и затрат на их перемещение. Произошло снижение количества СВХ за последние пять лет, что обусловлено их качественным развитием, а не количественным приростом. На территории РФ действует 112 предприятий, предоставляющих услуги таможенного склада, при этом за последние шесть лет их число возросло незначительно (10,89 %). Произошло незначительное изменение количества МБТ, что обусловлено стабильностью в данном сегменте рынка. Увеличилось количество свидетельств о включении в Реестр таможенных представителей с 2004 г. почти в 2 раза, что составило 493 единицы.
В процессе предоставления таможенных услуг могут формировать некоторые проблемные вопросы. Как правило, такие сложности связаны с несовершенством законодательства, слабым руководством, отсутствием эффективной системы оценки качества предоставляемых услуг, низким уровнем взаимодействия с различными правоохранительными органами, а также в целом не соответствующей профессиональной квалификацией сотрудников таможни. Решать такие проблемы нужно не только на отдельных постах, а разрабатывать полноценную систему для оценки качества таможенных услуг и выявлению проблем их предоставления. Использование информационных технологий и систем для предоставления таможенных услуг будет способствовать росту показателей эффективности деятельности.
Читать дальше
1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30 октября 1947г.// Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 - 2991.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 22.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»(ред. от 02.07.2021) //СПС «Консультант Плюс»
5. Федеральный закон от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021)//СПС «Консультант Плюс»
6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 30.04.2021) //СПС «Консультант Плюс».
7. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(ред. от 02.07.2021) // СПС «Консультант Плюс».
8. Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р (ред. от 13.05.2021)) «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года»)» // СПС «КонсультантПлюс».
9. ГОСТ Р 52113-2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества». Введен:06.11.2014. – М.:Стандартинформ,2015.
10. Приказ ФТС России от 08.02.2019 № 225«Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография / Ю.Е. Гупанова. – М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. – 152 с.
12. Макрусев В.В. Управление таможенным делом: учебное пособие/ В.В. Макрусев, В.А. Черных, В.Т. Тимофеев. – М.: Издательство Троицкий мост, 2016.– 463с.
13. Маркс К. Сочинения. – М.1960. – Т.26,ч.1. – 477с.
14. Покровская В.В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата/ В.В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Издательство Юрайт, 2017. – 298 с
15. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата / под ред. А.В. Зубач. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 479 с.
16. Таможенная служба в 2020 году: ежегодный сборник. – М., ФТС РФ, 2021. – 114c.
17. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. – 556с.
18. Ахмедзянов Р.Р. Система таможенных услуг в Российской Федерации: сущность и ее развитие // Международный журнал гуманитарных и естественных наук..– 2019. – № 12-3 (39). – С. 10-13.
19. Бойкова М.В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография / М.В. Бойкова; под общ. ред. В.В. Макрусева. –М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. – 130 с.
20. Виниченко А.А. Особенности оценки качества таможенных услуг в условиях развития информационных технологий // Российский экономический интернет-журнал. – 2019. – № 2. –С. 21.
21. Гомон И.В. Оценка управления качеством предоставления таможенных услуг// International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2021. – № 5-2 (56). –С.115-120.
22. Гречкина О.В., Агамагомедова С.А. Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. –2017. –№ 3(39). – С. 17–30.
23. Гупанова Ю.Е. Развитие организационного обеспечения управления качеством таможенных услуг // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 3. – С.249-252.
24. Давыдова М.В. Владельцы магазинов беспошлинной торговли, как участники деятельности в сфере таможенного дела // Вестник Брянского государственного университета. – 2020. – (4). – С.127-134.
25. Ермилов И.С. Экономическая природ резерва качеств таможенных услуг // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. – 2021. –Т.4.№4. – С. 196-203.
26. Жданова С.С. Теоретические аспекты формирования понятия таможенная услуга, государственная таможенная услуга // Russian Journal of Management. – 2021. –Т. 7. № 3. – С. 26-30.
27. Жуков Д.Б. Направления развития технологий совершения таможенных операций в центрах электронного декларирования // Вестник российской таможенной академии. – 2020. – № 1. –С.20-28.
28. Завгородний А.Ф. Анализ направлений развития системы таможенных услуг и выявление проблем в системе электронного декларирования участников ВЭД // Международный научный журнал «Синергия наук». – 2020. – №50. – С.123-133.
29. Коптева Л.А. Проблемы системы организации коммерческих таможенных услуг // Сборник «Конкурентоспособность субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения». – 2019. – С. 173-178.
30. Левинская Е.В., Сафонова А.М., Трегубов А.Н. Цифровые технологии взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Таможенное дело. – 2021. – N 1. – С. 22 - 24.
31. Лоткова М. Государственные услуги в таможенном деле // NovaUm.Ru. – 2020. – №18. – С. 152 –153.
32. Макрусев В.В. Развитие теории и практики таможенного администрирования на основе интегративной концепции: мировой и отечественный опыт // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – №3. – С. 242-247.
33. Матвеева О.П. Развитие таможенного декларирования в контексте автоматизации таможенных операций сферы государственных таможенных услуг //Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2020. – №5. – С.112-125.
34. Назарова А.С. Особенности осуществления таможенного контроля при ввозе товаров на территорию ЕАЭС таможенным перевозчиком //Вестник МГЭИ (on line). –2021. – № 2. – С. 77-85.
35. Пирогова М.Г. Склад временного хранения: проблемы организации // Аллея науки. —2021. —Т. 3. № 6 (33). — С. 87-90.
36. Сеничев В.А. К вопросу внедрения перспективных информационных технологий в пунктах пропуска / В.А. Сеничев // Таможенные чтения – 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики: сборник материалов Международной научно-практической конференции: в 4 т. Т. I / под общ. ред. проф. С.Н. Гамидуллаева. – СПб.: РИО Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, 2019. – С. 222-229.
37. Сурова К.И. Направление повышения качества таможенных услуг //Международный журнал прикладных наук и технологий Integral. – 2019. – № 4-2. – С. 25-27.
38. Федоренко К.П. Дальнейшее внедрение информационно-коммуникационных технологий – основное направление развития таможенной службы России // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2019. – № 4 (72). – С. 29-33.
39. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс] //ФТС РФ. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 31.03.2022)
40. ФТС итоги работы [Электронный ресурс] //ФТС РФ. – Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=27418:-i-2019-&catid=653:2019-&Itemid=2784. (дата обращения: 31.03.2022)
Читать дальше