В работе были рассмотрены теоретические основы политики в сфере национальных отношений в России. Была проанализирована деятельность ОВМ ОМВД России по г. Воркуте в сфере национальных отношений. В рамках последней главы были предложены рекомендации по совершенствованию деятельности рассматриваемого органа власти.
Итак, по итогам рассмотрения темы можно сделать следующие выводы:
В современном мире миграционные процессы неизбежны. В них вовлекается все больше людей.
В силу их объективности они не могут оцениваться в категориях «хорошо» или «плохо». Каждый человек в поисках лучшей жизни вправе стремиться к переезду на новое место жительства в другую страну, главное сделать его легальным, не нарушая принятое законодательство двух стран.
Сегодня наблюдается тенденция не только притока мигрантов, но и оттока россиян из страны. Существующие аналитические прогнозы, основанные на статистических данных, говорят о том, что тенденция уменьшения иммиграции и увеличения эмиграции в России сохранится как минимум до 2050 года. Отток населения прогнозируется не только для России, но и для всех стран СНГ.
Уменьшение количества мигрантов свидетельствует о том, что наша страна перестает интересовать многих мигрантов как место работы. Это связано с кризисными проявлениями в отечественной экономике, а также защитными мерами, принимаемыми государствами в связи с пандемией covid-19, внесшей коррективы в миграционные процессы не только в России, но и других государствах. Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения между странами, введение карантинных мероприятий привело к тому, что одни мигранты не смогли приехать на заработки, тогда как другие не смогли вовремя вернуться на родину.
Сегодня многие отрасли и регионы России испытывают дефицит трудовых ресурсов. После 2010 г. баланс соотношения трудоспособного и нетрудоспособного населения России начинает резко смещаться в сторону последних. Из прогнозируемой ситуации может быть только два выхода: привлечение иностранных граждан для работы в России и (или) поиск внутренних резервов.
Российская Федерация, впрочем, как и любое другое государство, заинтересовано в притоке в свою экономику квалифицированной рабочей силы и в упорядочении процесса внешней трудовой миграции. А поэтому совершенно обоснованно в Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» говорится о необходимости оптимизации потоков трудовой миграции, исходя из потребностей национальной экономики (п. 12).
Останется ли Россия в ближайшем будущем, несмотря на довольно сложные социально-экономические условия, сложившиеся в стране, по-прежнему остается привлекательной для мигрантов? Какие-либо предсказания сегодня относительно миграции делать довольно трудно, в первую очередь, из-за внезапно охватившей мир пандемии нового коронавируса. Очевидно, что если ситуация в российской экономике станет лучше, число приезжих увеличится, - если ухудшится, то упадет. Обвального роста можно ожидать только в случае каких-либо политических или природных катаклизмов в государствах ближнего зарубежья.
Для России, в жизни которой миграции традиционно играют большую роль, готовность к вызовам, которые продуцирует миграция, становится важным элементом стратегии социально-экономических и политических преобразований. Миграционное законодательство Российской Федерации прошло через несколько этапов эволюции, затронувших как внешнюю, так и внутреннюю миграцию. С начала XXI века миграционная политика России претерпела неоднократную смену ориентиров: от рестрикционной нулевых годов, когда под флагом борьбы с незаконной миграцией стали бороться с миграцией как таковой, к либерализации середины первой декады века, миграционному откату периода кризиса 2008-2009 годов.
Требуется постоянное осмысление и переосмысление вызовов, целей и задач, стоящих перед страной и ролью миграции в решении этих проблем.
При этом реверсивность миграционной политики, постоянно вносимые изменения в законодательство, нестабильная практика реализации миграционной политики зачастую входят в противоречие как с концептуально обозначенными целями и задачами, так и с реальными потребностями российского государства и общества.
Для России проблемы миграции становятся все более актуальными, при этом готовность к вызовам, которые продуцирует миграция, становится важным элементом стратегии социально-экономических и политических преобразований.
В целях обеспечения сбалансированной миграционной политики в Российской Федерации необходимо реализовать комплекс государственно-правовых мер, направленных на установление оптимального миграционного режима, основанного на балансе как потребности защиты национальных интересов Российской Федерации, так и обеспечения прав мигрантов.
Все это требует разработки новых подходов в миграционном законодательстве, которые позволит значительно сократить нелегальную занятость мигрантов, оптимизировать политику их интеграции, не допустить миграционного перенасыщения страны, предотвратить антииммигрантские настроения в обществе.
Кроме того, продолжение реформы миграционного законодательства должно быть направлено на урегулирование долгосрочного пребывания иностранных граждан в России.
В целях повышения эффективности регистрационного режима целесообразно создание и внедрение системы автоматизированной регистрации граждан, прибывающих в населенные пункты, что позволит производить проверку в автоматическом режиме, создание единой базы данных о перемещениях. Накопление информации позволит проконтролировать в онлайн режиме миграцию граждан, получать любую информацию о гражданах, которые представляют интерес, либо угрозу для безопасности.
Процесс автоматизации должен затронуть все стадии подготовки регистрационных документов и обеспечить оперативное информационное взаимодействие между организациями, ответственными за регистрацию граждан.
Для автоматизации процесса деятельности органа, необходимо создание программы, которая будет установлена на персональные компьютеры сотрудников. Данная программа должна быть создана с привлечением специалистов в области компьютерных программ, а также при содействии администраторов органа. Данная программа должна включать следующие сведения: сведения о миграции населения; сведения о мигрантах (личные данные, дата прибытия, время пребывания, причина пребывания на территории города и области); сведения о возможности обращении в органы для постановки на миграционный учет; другие сведения.
Данная программа будет иметь несколько эффектов:
- социальный эффект (полезность программы для общества);
- трудовой эффект (программа облегчит деятельность сотрудников, что позволит снизить текучесть кадров).
Таким образом, поставленные задачи решены, а цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Выпускная квалификационной работа выполнена мной самостоятельно и все использованные в нем материалы организации, на примере которой она выполнена, достоверны.