ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РИТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ СТАНДАРТОВ 6
1.1. История риторической критики 6
1.2. Понятие риторической критики 8
1.3. Структура риторической критики 9
1.4. Составляющие риторической критики 12
1.5. Риторическая критика в ряду других дисциплин 14
Выводы по главе 1 15
ГЛАВА II. РИТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА В БЛОГОСФЕРЕ 16
2.1. Понятие блогосферы 16
2.2. Сетевая коммуникация 17
2.3. Ценностные доминанты в социальных сетях 19
2.4 Реконструкция ценностных стандартов в медиапространстве 21
Выводы по главе 2 24
ГЛАВА III. ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА КРИТИКИ В БЛОГОСФЕРЕ 25
3.1. Понятие лингвоаксиологического подхода 25
3.2 Социализация и творчество в медиасреде 29
3.3 Выяление лингвоаксиологических доминант в медиадискурсе (на примере блога Наталии Ефимовой) 30
Выводы по главе 3 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Читать дальше
На сегодняшний день ни одна структура не в силах противостоять стремительному потоку медиаинформации или компенсировать его негативное влияние: ни образование, ни учреждения культуры не в силах создать сегодня конкуренцию медийной действительности. Медийному поколению приходится задумываться над вопросом: какое место отведено в медиареальности человеку, который, собственно, сам ее и сконструировал?
Неслучайно интенсивное развитие и повсеместное распространение медийной продукции способствует постоянному расширению поля научного дискурса различных аспектов медиакультуры, порождая новые проблемы, связанные с осмыслением того, как происходит взаимодействие человека с миром массмедиа, в связи с чем актуальными становятся вопросы осмысления медийной культуры, включающий анализ идей, нашедших распространение в истории научной мысли.
В данной работе был проведен анализ лингвоаксиологического портрета блогера Наталии Ефимовой как субъекта риторической критики.
В процессе исследования мы решили следующие задачи:
- дали определение риторической критике и изложили ее ценностные стандарты (патриотизм, равенство, свобода, солидарность, демократия, сохранение культурного разнообразия);
- установили, каковы ценностные стандарты субъектов блогинга при оценке речевых событий, как они влияют на речевое воплощение критической рефлексии субъекта;
- проанализировали лингвоаксиологические доминанты конкретного блогера-критика (на примере блога Наталии Ефимовой) и выявили, что навязывания ценностей посредством оценочных формулировок в текстах блога не наблюдается.
Риторическая критика в блоге присутствует как в открытой форме, так и в закрытой. Автор обращается к первоисточникам и значимым авторитетным исследователям. Можно сделать вывод, что блог носит социальный характер. В каждой заметке блогера присутствует ценностный аспект, однако он является, скорее, информативным, чем
Все усложняющаяся структура функционирования медиакультуры оказывает значимое влияние на формирование экономического, социокультурного контента, сферу индивидуального и коллективного представления о мире. В этих условиях важной задачей становится сохранение культурной самобытности личности, социализация в культуре медиареальности, соотнесение реального Я с виртуальной личностью (образом), определения границ между самопрезентацией, симуляцией и самоактуализацией человека в медиамире и т.п.
Не только наблюдение, но и конструирование образов медиареальности существенно меняет представление человека о мире, в который вплетаются понятия виртуальных вещей, виртуального познания, виртуальных смыслов, виртуальных ценностей и т.д. Иллюзорные модели медиареальности, предлагаемые современным масскультом, не в состоянии воссоздать целостной картины мира, способствующей духовно-культурному росту людей, обогащению их эмоционального мира впечатлениями и переживаниями высшего порядка. Поэтому в современных условиях определяющее значение получает не столько владение знанием, информацией, сколько способами ее реализации и творческого освоения, актуализируется проблема духовных, нравственных детерминант личности.
Читать дальше
1. Андрюхина М. С. «Аксиологическая оценка» как один из базовых концептов лингвокультурологии и теории культуры. Мир науки, культуры, образования. 2010 (3). – С.54-58
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. — М.: Советская экнциклопедия, 1990. — С. 136-137.
3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. – 341 с.
4. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.
5. Зенкова Т.В. «Успешный человек» как ценностная доминанта американской лингвоак-сиологической картины мира // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2019. Т. 16. № 2. – С. 168-179
6. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.
7. Катышев П. А. Риторическая критика в гносеологическом и онтологическом измерениях // Русский язык за рубежом. 2018. N 2 (267) - С. 18-23
8. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика: Учебное пособие. М.: Академический проект; Культура, 2008. – 496 с.
9. Макаров М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе / М. Л. Макаров. — Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1998. — 200 с.
10. Макарова Е. В. Риторическая критика как метод анализа публичной речи: (к проблеме риторического анализа текстов) / Е. В. Макарова // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 6. — С. 43-46
11. Мамина Р.И., Елькина Е.Е. Сетевое общество и его реалии: цифровой этикет. Дискурс. 2019. 5(2). – С. 24-34
12. Медведева С. Ю. Риторика и риторическая критика в США // Неориторика: Генезис, проблемы, перспективы: сб. научно-аналитических обзоров / отв. ред. Н. А. Безменова. М.: ИНИОН, 1987. – С. 91-113
13. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: сб. ст. М.: МГУ, 1983. – С.39-53
14. Радченко В.Н. Американская наука об ораторском искусстве в XX веке: Дис.канд.филол.наук./ МГУ им.М.В.Ломоносова. Филол.фак. – М., 1986. – 249 с.
15. Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург, 2009
16. Смолененкова В.В. Понятие риторической критики // Современные вопросы общественно-речевой практики. — М.: Макс Пресс, 2005. – с.97-119.
17. Смолененкова В.В. Риторическая критика как филологический анализ публичной аргументации: Дис. … канд. Филол. Наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. 2005. – 248с.
18. Смолененкова В.В. Теория анализа оценки и речи // Виноград: правосл. журн. для родителей. — СПб: Слово, 2006 — № 3. — с. 42-46.
19. Темиргазина З.К. Лингвистическая аксиология сегодня: проблемы и перспективы. Лингвистическая аксиология: коллективная монография. Павлодар: Типография Сытина, 2014. – 458с.
20. Челышева И.В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек. М: МОО «Информация для всех». 2016. – 178 с.
21. Шелер М. Проблемы социологии знания / М. Шелер. – Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 306 с. – (Книга света). – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453752 (дата обращения: 21.04.2022)
22. Якоба И. А. Особенности интернет-коммуникации (социологический, лингвистический, гендерный аспекты) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 3 (62). – С. 365-371
23. Зорина О.А. Влияние социальных сетей на духовно-нравственное воспитание молодежи [Текст] / О.А. Зорина // Образование Ямала. Ежеквартальный информационно-методический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yamal-obr.ru/ articles/vliyanie-socialnykh-setejj-na-dukhovno-n/ (дата обращения: 29.03.2022)
24. Суровов С. Б., Коновалов И. Н. Сетевая коммуникация как политический мобилизационный ресурс (опыт анализа социальных сетей на региональном уровне) // Вестник СГЮА. 2017. №1 (114). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-kommunikatsiya-kak-politicheskiy-mobilizatsionnyy-resurs-opyt-analiza-sotsialnyh-setey-na-regionalnom-urovne (дата обращения: 29.03.2022)
25. Cathcart, Robert S. Post-communication critical analysis and evaluation.- California State College at Los Angeles, 1966. -115p.
26. Burke Kenneth. The philosophy of literary form: studies in symbolic action / Kenneth Burke. 3d ed. Berkeley: University of California Press, [1974] cl973. xxvi, 463 p.
Читать дальше