Художественное произведение - сложное единство, в котором ничто не случайно. Все элементы сложной системы прямо или косвенно выражают авторскую идею. К сожалению, читатель, следящий за сюжетом и опускающий детальные описания, может многое упустить из виду, воспринять книгу поверхностно.
Для того чтобы передать эмоции, у человека есть множество средств, которые называют экспрессивными или выразительными. Это мимика, пантомимика, выражение глаз, жесты, характер движений и поз. А наша речь наполнена нюансами интонаций, изменчивым ритмом, расцвечена средствами экстралингвистики – вздохами, фырканьем, хмыканьем, смехом, всхлипыванием и т. д.
А в тексте почти единственными выразительными средствами писателя являются слова. Ну, можно еще добавить стилистику и пунктуацию, которая в какой-то мере может имитировать интонацию. Но этого мало, очень мало! Ведь слов в языке намного меньше, чем оттенков чувств и настроений. Недаром поэты иногда завидуют художникам.
Владение навыками литературного творчества и богатый словарный запас лишь частично компенсируют скудость письменной речи. Но все же, что есть, то есть, поэтому для писателя очень важно овладеть искусством передачи эмоции. Тогда читатель ему поверит, тогда почувствует переживания героев, проникнется трагизмом или комизмом повествования.
Портрет героя – это не только описание внешности и предыстории. Также очень хорошо, если автор показывает персонаж через диалог. Добиться этого можно при помощи диалога с другим персонажем, который отличается по поведению и мировоззрению. Таким образом, в репликах можно ярко представить обоих.
Образ – это картина, не описанная, а показанная, то есть объёмная, динамичная, живая. Образ – это отражение реальности (даже фантастической), родившееся в мозгу писателя и переданное, раскрытое выразительными средствами литературы. То есть читатель в художественном тексте видит не рассказ автора, а саму реальность со всеми деталями, нюансами, оттенками, которые он вполне способен домыслить и представить.
Именно так обычно пишется очерк – даётся рассказ об основных событиях и оценка их автором. «Сначала произошло вот это, потом случилось то-то, потом прошло какое-то время, и ничего не случалось». А писатель, в отличие от журналиста, не описывает жизнь героя, а создаёт её. Из узких городских улочек и широких проспектов, из тесной квартирки и встреч с друзьями, из одиноких вечеров и радостей любви, из улыбки любимой женщины и оскала врага, из отчаяния и надежды. А потом показывает эту жизнь читателю.
В художественных текстах своих романов Э.М. Ремарку, в основном, удается достоверно подобрать средства создания экспрессивности, тогда как характерные для устной спонтанной речи заминки, обрывы фраз, размышления вслух и т.п. нередко элиминируются, если только необходимость их присутствия не обусловлена замыслом автора. Однако, если появляется необходимость создания речевого портрета персонажа или колорита каких-либо событий, а эти языковые средства являются важным строительным материалом при передаче экспрессивности, они полностью или частично сохраняются писателем.
Один из излюбленных приемов Ремарка – акцент на художественных деталях, имеющих в контексте произведения важное психологическое значение. Рассмотрим насыщенный яркими деталями отрывок из романа, представляющий собой поток сознания героя: «Тени и призраки умчались на вечернюю улицу сквозь светлый дверной проем. В зеркале напротив тускло-серое пятно тщетно пыталось приобрести серебристый блеск. Плюшевые кресла стали лиловыми, и на мгновение мне показалось, что на них запеклась кровь. Очень много крови».
В этом примере внешняя психологическая форма (описание плюшевых, ставших лиловыми кресел и серебристо-тусклого зеркала) соединяется с внутренней психологической формой (мыслями героя, которые преображают реальность, придавая ей черты инфернального – на креслах будто бы запеклась кровь).
В хорошем художественном произведении читатель испытывает эмоции от действий, поступков героев, а не потому, что о необходимости переживаний ему сообщает автор. Эмоции вызывают и картины природы, и обстоятельства жизни персонажей, а не слова автора сами по себе.
По нашему мнению, самым главным фактором художественного текста является эмоциональность. Художественный текст не только передает эмоции своего творца, но и вызывает их у читателя. Довольно часто различные описания в произведении используются для того, чтобы передать настроение автора.
В тексте выражается фантазия литератора, его умение подать ту или иную информацию, свои чувства и ощущения, чего нельзя увидеть в сухом нехудожественном тексте, например, в научной статье или в деловом документе, будь то заявление, расписка или автобиография.
Стоит отметить что, эмоциональное воздействие достигается с помощью языковых средств разных уровней. Для этого используется ритмическая организация текста, фоносемантика, грамматическая семантика и многие другие средства.