Введение ………………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы лексико-семантического поля в медиадискурсе …………………………………………..………………………5
1.1.Понятие лексико-семантическогополя в современной лингвистике …...5
1.2. Методы исследования лексико-семантическогополя……………….….8
1.3. Видеоблог как вид медиадискурса ………………………………….…..12
1.4 Дискурсивные и лексические особенности бьюти-видеоблогов………..…18
Выводы по первой главе………………………………………………………………………….…….22
Глава 2.Анализ лексико-семантического поля современного
Медиадискурса (на материале бьюти-блога Jeffree Star)………..…………..23
2.1. Специфика дискурсивного пространства бьюти-блога Jeffree Star……..23
2.2. Структурные особенности лексико-семантического поля «макияж» в дискурсивном пространстве бьюти-блога Jeffree Star……………..…………27
2.3 Особенности языкового выражения и семантизации
языковых единиц лексико-семантического поля «макияж»
в дискурсе бьюти-блога Jeffree Star…………………………………….…….30
Выводы по второй главе……………………………………………………….33
Заключение ……………………………………………………………………. 34
Библиография ………………………………………………………………….36
Читать дальше
Рассмотренные в настоящей работе материалы позволяют сформулировать следующие выводы относительно перспектив применения полевого анализа лексико-семантической структуры к современным дискурсам медиасферы.
Полевой анализ лексико-семантического поля на сегодняшний день активно применяется для изучения лексической структуры в контексте различных форм коммуникативной деятельности. Структура лексико-семантического поля включает в себя «ядро», центральную часть и «периферию», в рамках которых группируются компоненты семантического поля. Одним из эффективных методов, применяемых для выявления его структуры и систематизации лексических элементов, является компонентный анализ. Видеоблог, как жанр медиадискурса, не имеет аналогов в «досетевом» коммуникативном пространстве и характеризуется комбинацией черт индивидуальной и массовой коммуникации. Исследователи современной блогосферы выделяют в качестве его отличительных черт специфическую саморепрезентацию автора видеоблога, а также экспрессивный и стилистически маркированный способ языкового выражения. Другой важной особенностью является характерный визуальный ряд. Дискурсивное пространство бьюти-видеоблогов, представляющих собой одно из активно развивающихся направления современной блогосферы, отличается явлением фрагментарной телесности, ориентацией на сравнительно узкую целевую аудиторию, а также подвижностью лексико-семантической структуры языка.
Рассмотренный пример бьюти-видеоблога демонстрирует такие важные особенности дискурсивного пространства бьюти-блогинга, как ярко выраженный образ автора, наделенный чертами «виртуальной личности»; жанровое многообразие; языковое выражение, характеризуемое обилие разговорной, сленгированной и стилистически маркированной лексики. На основании полевого анализа нами была предложена модель для описания структуры лексико-семантического поля“makeup” в дискурсе рассмотренного видеоблога. Нами было выявлено четыре «микрополя», сгруппированные вокруг лексемы “makeup”, представляющей собой «ядро» семантического поля. Между компонентами лексико-семантического поля были выявлены параллельные и иерархические связи, соединяющие между собой отдельные языковые элементы и лексико-семантические группы. Была выявлена зависимость языкового выражения и направлений семантизации компонентов рассмотренного семантического поля от функциональной и жанровой специфики дискурсивного пространства бьюти-видеоблога.
Подводя итог, следует отметить, что проведенный анализ продемонстрировал эффективность и перспективность применения к дискурсам современной медиасферы метода полевого анализа лексико-семантической языковой структуры.
Читать дальше
1. Абдуллина Л.Р., Артамонова Е.В. Манипулятивный потенциал цветонаименований в креолизованных текстах рекламы декоративной косметики (на материале французского и русского языков) // Научный диалог. – 2019. – №2. – С. 9 – 21.
2. Абельмас Н.В. Универсальный справочник по Паблик Рилейшенз. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 237 с.
3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. – М., 1974. – 368 с.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 2008. – 576 с.
5. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. – Т. 5. – М., 1996. – 721 с.
6. Беркетова З.В. Мотивационные связи в лексике современного русского языка // Филологические науки. – 2000. – №1. – С. 69 – 77.
7. Бирих А. К диахроническому анализу фразесемантических полей // Вопросы языкознания. – 1995. – №4. – С. 14 – 24.
8. Бондарко А.В. К теории поля в грамматике – залог и залоговость (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. – 1971. – №3. – С. 20 – 35.
9. Вайнштейн О.Б. Повесть о кровавой кутикуле: каноны и конфликты в бьюти-блогах // Шаги / Steps. – 2015. – Вып. 1. – №2. – С. 226 – 234.
10. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. – М., 1993. – 232 с.
11. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. – М., 1990. –
12. Гулыга Е.В. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке. – М., 1969. – 184 с.
13. Демченков С.А., Заднепрянская А.С. Видеоблоги как разновидность новых медиа: проблемы типологии // Электронные средства массовой информации: вчера, сегодня, завтра: материалы 9 Всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2015. – С. 58 – 60.
14. Иванов Л. Ю. Язык Интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура устной речи. – М.: Азбуковник, 2000. – С. 131–147.
15. Козлова Н.Н. Цветовая картина мира в языке // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – Серия: Филология, история, востоковедение. – 2010. – №3. – С. 82 – 88.
16. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. – СПб., 1999. – 368 с.
17. Кудинова Е.А. Концепт и его соотнесение с лексикосемантическим полем // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2008. – № 1. Ч. 2. – С. 48 – 50.
18. Кузнецов А.М. Структурно-семантические параметры в лексике: на материале английского языка. – М., 1980. – 160 с.
19. Куренкова Т.Н. Лексико-семантическое поле и другие поля в современной лингвистике // Сибирский аэрокосмический журнал. – 2006. – №4 (11). – С. 173 – 178.
20. Лавкова И.В. Лексико-семантическое поле «Оказание материальной или вещественной помощи» // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2013. – №3 (13). – С. 30 – 36.
21. Литвинов В.А. К вопросу о полевой структуре имени существительного // Вопросы полевого описания языка: Сборник научных трудов. – Уфа. 2003. – С. 3 – 22.
22. Лущиков В.А., Терских М.В. Жанрово-тематические и языковые особенности видеоблогов // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Общественные науки. – 2018. – №14. – С. 57 – 75.
23. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. –157 с.
24. Маковский М.М. Вариативность лексико-семантических систем // Иностранные языки в школе. – 1971. – №4. – С. 11 – 21.
25. Мурзин Л. Н. Язык, текст и культура // Человек – текст – культура. – Екатеринбург, 1994. – С. 160–169.
26. Мурсекаева С.В. Некоторые особенности видеоблога как жанра риторического дискурса // Преподаватель ХХI век. – 2017. – № 4 – 2. – С. 342 – 347.
27. Печенникова Л. В. Цветообозначения в рекламном дискурсе (на материале англо-американской и российской рекламы предметов быта): автореф. дис. … канд. филол. наук / Л. В. Печенникова. —Саратов, 2006. — 20 с.
28. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. – М., 1997. – 824 с.
29. Усачева О. Ю. К определению понятия «Жанр Интернета» и построению модели жанра в среде Интернет // Мир русского слова. – 2010. – №1. – С. 51 – 57.
30. Шафиков С.Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц. – Уфа, 1999. – 88 с.
31. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. – Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. – Вып. 1. – С. 88–98.
32. Якунина М. Л. К вопросу о речевых жанрах интернет-коммуникации // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. – 2014. – №7. – С. 98 – 100.
33. Banet-Weiser S. «I’m Beautiful the Way I Am»: Empowerment, Beauty, and Aesthetic Labour // Elias A., Gill R., Scharff C. Aesthetic Labour. Dynamics of Virtual Work. – London: Palgrave Mcmillan, 2017. – P. 265—282.
34. Werner E.A. Rants, reactions, and other rhetorics: Genres of the YouTube vlog. – The University Of North Carolina at Chapel Hill, 2012. — 213 p.
Читать дальше