ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................…...……….3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.............................................................................6 1.1 Сущность психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе ………………………………………………..6 1.2 Условия организации психолого-педагогического сопровождения в период подготовки детей старших классов к экзамену…………………...13 1.3 Психологические проблемы и трудности старшеклассников в период подготовки к экзамену……………………………………………………....19 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….26 ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ...........................................................................28 2.1 Диагностика психоэмоционального состояния старшеклассников в период подготовки к экзамену ......................................................................28 2.2 Разработка и апробирование комплекса психолого-педагогических занятий для детей старших классов в период подготовки к экзамену.......33 2.3 Результаты экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в период подготовки к экзамену…...41 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….53

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки старшекласников к экзамену

курсовая работа
Психология
40 страниц
95% уникальность
2022 год
15 просмотров
Василий К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................…...……….3 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.............................................................................6 1.1 Сущность психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе ………………………………………………..6 1.2 Условия организации психолого-педагогического сопровождения в период подготовки детей старших классов к экзамену…………………...13 1.3 Психологические проблемы и трудности старшеклассников в период подготовки к экзамену……………………………………………………....19 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….26 ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ...........................................................................28 2.1 Диагностика психоэмоционального состояния старшеклассников в период подготовки к экзамену ......................................................................28 2.2 Разработка и апробирование комплекса психолого-педагогических занятий для детей старших классов в период подготовки к экзамену.......33 2.3 Результаты экспериментальной работы по психолого-педагогическому сопровождению старшеклассников в период подготовки к экзамену…...41 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………….44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………45 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….53
Читать дальше
ФГОС нового поколения и связанные с ним новшества в системе школьного образования, определяют важное место психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса на каждой ступени среднего образования. Одним из направлений работы школьного педагога-психолога является психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к экзаменам, прохождение которого является обязательным для каждого выпускника [1,32-108]. Для будущего выпускника школы подготовка к выпускным экзаменам является сложным периодом в школьном обучении, который связан с напряжённой работой, с умственными и психологическими нагрузками, что может стать причиной замешательства, беспокойства, психоэмоционального напряжения и тревожности. Описанные состояния могут стать помехой на пути старшеклассника к положительным результатам итоговой оценки успеваемости. Между тем, каждый школьник понимает, что от итоговых результатов аттестации зависит его будущее, возможность реализовать профессиональные планы и занять желаемое место в социальной среде [2, 53-66]. Таким образом, исследование психолого-педагогического сопровождения старшеклассников и его влияние на результат подготовки к экзамену является актуальным, так как в этот период учащиеся выпускных классов сталкиваются с проблемами, которые связанны как с возрастными изменениями, так и с недостаточной организацией психолого-педагогической поддержки, посвященной регуляции психоэмоционального состояния выпускников. Цель курсовой работы состоит в: изучении способов психолого-педагогической поддержки школьников при подготовке к экзамену, повышения их уверенности в себе, в своих силах. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях подготовки к экзамену. Предмет исследования: особенности оказания психолого-педагогической поддержки старшеклассникам.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в спб . Воспользуйтесь сервисом Work5.


. Исходя из цели, объекта и предмета исследования нами была определена гипотеза: если реализовать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий со старшеклассниками, направленный на снижение тревожности, развитие навыков саморегуляции и развитие самооценки, то подготовка выпускников к экзамену станет более эффективной. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить такие задачи исследования: 1. Изучить литературу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся общеобразовательного учреждения; 2. Рассмотреть условия организации психолого-педагогического сопровождения в период подготовки детей старших классов к экзамену; 3. Проанализировать психологические проблемы и трудности старшеклассников в период подготовки к экзамену 4. Изучить психоэмоциональное состояние старшеклассников в период подготовки к экзамену; 5. Разработать и апробировать комплекс коррекционно-развивающих занятий для старшеклассников в период подготовки к экзамену; 6. Обработать результаты реализованного комплекса коррекционно-развивающих занятий для старшеклассников в период подготовки к экзамену. В ходе исследования для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования; - эмпирические: тестирование, эксперимент, математические методы статистической обработки и интерпретации результатов эксперимента. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации психолого-педагогических методов, приёмов и подходов, направленных на снижение тревожности, развитие навыков саморегуляции и развитие самооценки старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации школьным педагогом-психологом. Реализованный комплекс психолого-педагогических мероприятий доказал свою эффективность, полученные в результате проведенного исследования данные и материалы могут быть использованы педагогами и психологами системы образования в рамках диагностической, коррекционно-развивающей и профилактической работы. Цель, задачи, объект и предмет исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Читать дальше
Выполненное исследование подтверждает актуальность реализации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к итоговой аттестации. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что результаты итоговой аттестации зависят, как от интеллектуальной, так и психологической подготовки старшеклассников к экзаменационным испытаниям. Для экспериментального исследования были выбраны учащиеся 11 класса общеобразовательной школы, в количестве 19 человек. Экспериментальная часть исследования включала в себя два этапа: констатирующий и формирующий. В ходе работы были решены все поставленные задачи. 1. Изучив литературу по психолого-педагогическому сопровождению учащихся школ можно прийти к выводу, что сутью и содержанием психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении является система сотрудничества педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса (учениками, педагогами и родителями, законными представителями), целью которого является помощь в преодолении трудностей различного характера, касающихся как в образовательных, так и в жизненных ситуаций. Конечно, самым важным условием психолого-педагогического сопровождения является учет интересов и психологических особенностей старшеклассников, а конечным итогом - личностное развитие, самоопределение и самоактуализация всех участников образовательного процесса. 2. Условием успешной подготовки учеников старших классов к экзамену является целенаправленная, хорошо продуманная и организованная система скоординированной работы всех участников образовательного процесса, педагогов, родителей, законных представителей, непосредственно старшеклассников, важную роль, в которой играет педагог-психолог, обеспечивающий психолого-педагогическое сопровождение. 3. Подготовка к экзамену, является для будущего старшеклассника трудным периодом в жизни, от результатов которого зависит возможность воплощения жизненных планов, профессиональное самоопределение и самореализация в будущем. Для воплощения своих целей будущему выпускнику необходимо обладать психологической устойчивостью, уверенностью в себе, адекватной самооценкой, умениями и навыками произвольного управления своим психическим состоянием и поведением. 4. На основании результатов мониторинга, проведённого на констатирующем этапе эксперимента, были выявлены учащиеся, которые показали высокий или умеренный уровень тревожности, низкий уровень саморегуляции, низкий уровень самооценки и низкий уровень психологической готовности к итоговой аттестации. Данные результаты стали обоснованием формирующего этапа эксперимента по разработке и реализации комплекса коррекционно-развивающих занятий для старшеклассников в период подготовки к экзаменам. 5. Наблюдения позволили убедиться, что в итоге проведения коррекционно-развивающих занятий у будущих выпускников повышается уверенность в своих силах и возможностях, что в свою очередь, влияет на эффективность подготовки к итоговой аттестации. 6. После проведения диагностических исследований на формирующем этапе эксперимента нами был сделан вывод об эффективности комплекса коррекционно-развивающих занятий для старшеклассников в период подготовки к экзамену. После проведенного исследования нам удалось доказать, что заявленная гипотеза подтвердилась, а именно: если реализовать комплекс коррекционно-развивающих мероприятий со старшеклассниками, направленный на снижение тревожности, развитие навыков саморегуляции и развитие самооценки, то подготовка выпускников к экзамену станет более эффективной. Поставленные задачи исследования решены. Опытным путем была исследована эффективность комплекса коррекционно-развивающих занятий со старшеклассниками в период подготовки к экзамену.
Читать дальше
Правовые акты 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Текст] // Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации. – 2012. – № 42. – С. 32-108 2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. [Текст] // Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. – 2003. - №18. – С. 53-66 Литература, периодические издания 3. Александровская, Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В.Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие. [Текст] /Э.М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: Академия, 2002. – 208 с. 4. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. [Текст]/ Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова. СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 86 с. 5. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. [Текст]/ М. Р. Битянова. М.: Совершенство, 2008.- 164с. 6. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]/ М.Р. Битянова. М.: Совершенство, 1997. – 298 с. 7. Козырева Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей. [Текст] / Е. А. Козырева. М.: Магистр, 1997. - 46 с. 8. Кон И.С. Психология ранней юности. [Текст] / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.– 320 с. 9. Крулехт М.В. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум.: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. [Текст] / М. В. Крулехт. М.: Юрайт, 2019. – 195 с. 10. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2011. - 80 с. 11. Неделина С.В. Психологическая подготовка выпускников к Единому государственному экзамену (для методической и психологической службы школы, учителей, учащихся, родителей): методические рекомендации по работе с выпускниками. [Текст] / С. В. Неделина. Воронеж: ВОИПК и ПРО, 2011. - 145 с. 12. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие. [Текст] / Н. Г. Осухова. М.: Академия, 2007. - 288 с. 13. Практическая психология образования. [Текст]: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: НПО Модэк. - 2000. – 527 с. 14. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. [Текст] / А.М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с. 15. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. [Текст] / Под ред. Л. М. Шипицыной. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 528 с. 16. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО. Воспитание и развитие личности. [Текст]: материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. В. А. Горяниной. - М.: ИРЛРАО, 1997. – 238с. 17. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст] / Л. Г. Субботина. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2008. – 213 c. 18. Халикова Л.Р. Шаффигулина Р.Р. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Л. Р. Халикова, Р. Р. Шаффигулина. Уфа: ИРО РБ, 2012. – 204-215 с. 19. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. [Текст] / О.В. Хухлаева. М.: Академия, 2008.–187 с. 20. Чибисова М. В. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. [Текст] / М. В. Чибисова. М.: Генезис, 2009. – 184 с. 21. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. [Текст] / Ю. В. Щербатых. СПб.: Питер, 2007. – 256 с. 22. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребёнка: от концепции к практике. [Текст] / Казакова Е. И. // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1998.– C. 45–48. 23. Козырева Е.А. Психологическое сопровождение школьников, их учителей и родителей. [Текст] / Е. А. Козырева // Журнал практического психолога. – 2012. – № 4. – С. 71– 75. 24. Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности. [Текст] / В.И. Моросанова. // Вопросы психологии. – 1991. - №1. – С. 121–127. 25. Мураткина Д.Е. Характеристика категории «дети группы риска» в психолого-педагогической науке. [Текст] / Д.Е. Мураткина // Весник КГУ им. Некрасова. – 2014. – Т. 2. – С. 169- 172. 26. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности. [Текст] / А. М. Прихожан. // Психологическая наука и образование – 1998. - № 2. – С.11-17. 27. Серегина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену. [Текст] / Е.А. Серегина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 10.– С. 170- 174. 28. Серёгина Е.А., Кувшинова И.А. Педагогические условия здоровьесбережения старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ. [Текст] / Е. А. Серёгина, И. А. Кувшинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. -№9. – С. 94- 98. 29. Стебенева Н., Королева Н. Путь к успеху. Программа психологопедагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. [Текст] / Н. Стебенева, Н. Королева // Школьный психолог – 2003. - №29. – С. 28. Интернет источники 30. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности. [Текст] / Л. Г. Дикая. - URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologiya-samoregulyatsiifunktsionalnogo-sostoyaniya-subekta-v-ekstremalnykh- usloviyakh- (дата обращения 6. 02. 2022) 31. Долгова В.И., Крыжановская Н. В., Непомнящая Н.А. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности. [Текст] / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская, Н. А. Непомнящая. - URL: https://ekoncept.ru/2016/46370.htm (дата обращения 6. 02. 2022) 32. Жигомонт С. Н. Особенности организации психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. [Текст] / С.Н. Жигомонт. - URL: https://e-koncept.ru/2016/46370.htm (дата обращения 12. 01. 2022) 33. Литовченко О.С. Содержание психолого-педагогического сопровождения профессионального здоровья педагога. [Текст]/ О.С. Литовченко. - URL: https://moluch.ru/archive/63/9899/ (дата обращения 18. 02. 2022) 34. Романова А.Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. [Текст] / А. Н. Романова. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskoe-soprovozhdeniestarsheklassnikov-v-period-podgotovki-k-ege (дата обращения 5. 03. 2022) 35. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. [Текст] / Слюсарев Ю.В. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01008037218(дата обращения 25. 03. 2022) 36. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика. [Текст]/ С.Л. Соловьева. – URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php (дата обращения 21. 03. 2022) 37. Шевченко Л.Р. Влияние уровня тревожности на самооценку старших подростков. [Текст] / Л. Р. Шевченко. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95054.htm (дата обращения 15. 01. 2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Общая характеристика посягательств на государственные секреты
Количество страниц:
30
Оригинальность:
64%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
Интеллектуальные интернет технологии. Описание и принципы работы.
Количество страниц:
40
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Информатика
дипломная работа
Договорные отношения государственного заказчика и контрагента в контрактной системе в сфере закупок
Количество страниц:
60
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image