Для компаний малого и среднего бизнеса пережить кризис, вызванный коронавирусом, означает пережить изменение потребительского спроса, который из-за карантина резко меняется. Покупатели откладывают свои роскошные покупки, запасаясь самыми необходимыми товарами, такими как продукты, моющие средства, дезинфицирующие средства и пресловутая туалетная бумага. Некоторые из них были уволены или отстранены от работы и вынуждены сократить свои расходы.
Из-за воздействия COVID-19 электронная коммерция находится на подъеме: магазины и торговые центры закрыты. Следовательно, владельцы магазинов одежды и аксессуаров сосредотачиваются на онлайн-торговле. Даже при новом подходе спрос остается низким, и покупатели с меньшей вероятностью будут тратить деньги на одежду, а также на последние коллекции и предметы уличной одежды, чем раньше.
По общему признанию, ресторанный бизнес пострадал в наибольшей степени. Питание вне дома невозможно во время вспышки COVID-19, поэтому рестораны перешли на прием заказов, чтобы удовлетворить спрос населения, дистанцирующегося от общества.
В отличие от ресторанов, которые могут перестроиться и предложить еду на вынос, тренажерные залы и салоны красоты закрыты, и некоторые из них не переживут COVID-19. Хотя многие тренеры предлагают онлайн-уроки, некоторые услуги требуют человеческого взаимодействия, и им придется подождать до лучших времен.
И наоборот, в то время как некоторые предприятия борются за выживание, другие получают доходы: помимо электронной коммерции, во время пандемии наблюдается рост услуг доставки и электронного обучения. Поскольку контакт между людьми может представлять опасность как для врачей, так и для пациентов, можно обязательно увидеть появление телемедицины и дистанционных оздоровительных услуг.
Кроме того, онлайн-сервисы потокового видео переживают бум, и на рынке наверняка появится множество приложений для потокового видео, подобных Netflix, в то время как провайдеры широкополосного Интернета и общедоступных облачных сервисов делают все возможное, чтобы масштабироваться в соответствии с возросшими рабочими нагрузками.
Тем не менее, согласно опросу Исследовательского центра NFIB, 76% малых предприятий сообщили о негативном воздействии коронавируса, и только 5% пострадали положительно. Хорошей новостью является то, что государственное вмешательство в большинстве развитых стран уже помогает малому бизнесу оставаться на плаву. В Соединенных Штатах, например, Администрация малого бизнеса (SBA) предлагает финансовую помощь и расширяет свои традиционные кредитные программы, чтобы помочь предпринимателям пережить кризис в области здравоохранения.
Помимо обращения за государственной помощью, вот пошаговое руководство по выживанию, которое поможет вам перестроиться и защитить свой бизнес после пандемии.
Однако большинство иностранных граждан работают или ищут работу. Основными видами экономической деятельности для респондентов за пределами московского метрополитена являются строительство, гостиницы и рестораны, торговля, бытовые услуги и производство.
Структура занятости несколько иная в Московской агломерации, где доля людей, занятых в строительстве и торговле, ниже, но все больше людей занято в гостиничном и ресторанном бизнесе, домашнем и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также оказывающих личные услуги.
В отличие от предыдущих экономических кризисов, количество трудовых мигрантов менялось в зависимости от экономической ситуации в России, во время пандемии коронавируса сложилась совсем иная ситуация, в которой факторы, подталкивающие потенциальных мигрантов на российские рынки труда, стали более значимыми.
Трудовым мигрантам, которые остаются в России, не хочется уезжать, а те, кто хочет переждать трудности дома до своего возвращения, в настоящее время из-за отсутствия транспортного сообщения все реже и реже покидают Россию.
Напротив, число "избыточных" потенциальных трудовых мигрантов в странах происхождения постоянно растет. О его масштабах можно судить по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации Министерства внутренних дел Министерства внутренних дел, которые, по данным России, в июне 2020 года почти на 1,3 миллиона иностранцев было зарегистрировано в миграции с целью "работы" меньше, чем в 2019 году.
По данным Пограничной службы ФСБ, в течение трех месяцев этого года только 1900 иностранцев пересекли границу с намерением работать против 1,2 миллиона за аналогичный период годом ранее. В июле-сентябре ограничения (с некоторым ослаблением) на международные транспортные сообщения со странами, которые являются основными поставщиками трудовых мигрантов, в целом сохранялись.
Учитывая, что ситуация на рынке труда в 2020 году не должна была сильно отличаться от предыдущего года, с апреля по сентябрь из-за снижения заболеваемости коронавирусом в Россию въехало более 2,2 миллиона работников. С учетом мониторинга транспортных ограничений до конца года эта оценка увеличится и превысит 3 миллиона человек.
Миграция имеет первостепенное значение для направляющих стран.
Во-первых, трудовая миграция снимает давление на рынок труда в странах с быстро растущим молодым населением (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан) или в странах с «сокращающимся» рынком труда (Армения, Молдова, Украина). В 2019 году 47% работников в Таджикистане участвовали в трудовой миграции, при этом в Кыргызстане по меньшей мере 17,5% в Кыргызстане, 16% в Армении и 14% в Узбекистане. Несмотря на то, что Россия является частью потоков мигрантов из Украины и Москвы в Европу, она остается одним из основных направлений миграции в этих странах.
Во-вторых, страны происхождения мигрантов несут значительные потери от сокращения потока денежных переводов от трудящихся-мигрантов.
По нашим оценкам, основанным на данных статистики Банка России и Всемирного банка, в случае введения ограничений на въезд в Российскую Федерацию объем денежных переводов иммигрантов в 2020 году по сравнению с 2019 годом количество стран СНГ может сократиться на 30%, что серьезно скажется на благосостоянии из этих стран путем снижения стабильности.
Однако в регионах и отраслях с высокой концентрацией мигрантов, в отраслях с сильной сезонной составляющей (сельское хозяйство, индивидуальное строительство) нехватка дешевой рабочей силы может осложнить процесс восстановления.