ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты диагностики познавательных процессов и уровня их развития у учеников начальной школы 6 1.1 Сущность понятия: учебная деятельность 6 1.2 Влияние учебной деятельности на развитие познавательных процессов младших школьников 12 Выводы по первой главе 18 Глава 2. Исследование познавательных процессов в учебной деятельности учеников начальной школы 19 2.1 Организация экспериментального исследования 19 2.2 Результаты исследования и их психологический анализ 20 Выводы по второй главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 Список использованной литературы 30  

Особенности психических познавательных процессов в учебной деятельности младших школьников

курсовая работа
Психология
32 страниц
71% уникальность
2022 год
117 просмотров
Каплинская Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Теоретические аспекты диагностики познавательных процессов и уровня их развития у учеников начальной школы 6 1.1 Сущность понятия: учебная деятельность 6 1.2 Влияние учебной деятельности на развитие познавательных процессов младших школьников 12 Выводы по первой главе 18 Глава 2. Исследование познавательных процессов в учебной деятельности учеников начальной школы 19 2.1 Организация экспериментального исследования 19 2.2 Результаты исследования и их психологический анализ 20 Выводы по второй главе 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 Список использованной литературы 30  
Читать дальше
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развития каждого конкретного ребенка. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания школьников на протяжении всего периода обучения является выявления индивидуальных вариантов развития, своевременной коррекции в случае необходимости. Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего, необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов ее составляющих. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка. До прихода в школу ребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во время общения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития познавательных процессов. Проблема познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.


Студентам интересна цена курсовой работы по машиностроению. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


Проблемой развития познавательной активности занимались ученые: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.Л.И. Божович, Л.А. Вегнер, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблинская, Г.М. Чуткина и др. На основе изучения педагогического опыта, анализа научной литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между объективно существующей потребностью общества в интеллектуально развитой личности и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к диагностике, как основе формирования познавательных процессов младших школьников. В связи с актуальностью определена цель курсовой работы, которая заключается в следующем: изучить особенности и уровень развития познавательных процессов у школьников на начальных этапах обучения в школе. Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет - особенности познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: познавательные процессы на первоначальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недостаточно развитом объеме, устойчивости и концентрации внимания, недостаточно развитой слуховой памяти и навыков произвольного запоминания, а уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников различен, в частности, различен уровень интеллекта и развития свойств внимания и памяти. Задачи исследования: 1. Изучить теоретический аспект проблемы познавательных процессов и уровня их развития у школьников на начальном этапе обучения в школе. 2. Диагностировать уровень развития познавательных процессов у младших школьников. 3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования. Методы исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы; беседа, тестирование, математическая обработка результатов. База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе школы №33 г. Москва. В эксперименте приняли участие 21 ребенок - учащиеся 1-а класса. Практическая значимость исследования в том, что результаты исследования могут быть полезны психологам, работающим с детьми младшего школьного возраста, педагогам и родителям. Структура работы. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы (теоретическая и экспериментальная), заключение, список литературы и приложения.

Читать дальше
В ходе работы над курсовой работой были решены следующие задачи: 1. Проведен анализ психологической и педагогической литературы по проблемам диагностики познавательного процесса и уровню его развития в детях в начальной школе. В анализе литературы было показано, что процессы познавательного развития в данном возрасте неравномерно развиваются и обладают качественным разнообразием. Восприятие - это видение цели без выделения деталей. Наглядная и образная мысль слабо развита, доминируют наглядная и действительная мысль. Ведущий тип памяти остаётся непроизвольной. Но в этот возраст дети начинают формировать навыки контроля и памяти самостоятельно. В начале занятий у детей доминируют непроизвольные взгляды, однако устойчивость к концентрации внимания формируется в зависимости от интереса ребёнка. 2. Проведено экспериментальное исследование, позволившее выявить особенности развития познавательных процессов и уровень их сформированности. Результаты комплексной диагностики первоклассников показали, что их внимание не развито на достаточно высоком уровне, в частности, недостаточно сформированы устойчивость и концентрация внимания, а также недостаточен его объем. Из-за недостаточного развития внимания часто страдает память. При обследовании выявлен общий недостаточно развитый объем слуховой памяти и процессов памяти. В то же время интеллект первоклассников в целом характеризуется разным уровнем образованности. Среди первоклассников есть ученики с очень высоким и низким интеллектом. 3. По результатам пилотажного исследования разработаны практические рекомендации для учителей по развитию познавательных процессов первоклассников. Очевидно, что эти рекомендации носят очень общий характер, для разработки индивидуальных программ коррекции и развития познавательных процессов отсталых учащихся необходима дополнительная диагностика и выявление причин несформированных познавательных процессов. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задания выполнены, обе гипотезы подтверждены, ведь познавательные процессы на начальном этапе обучения имеют качественное своеобразие, которое выражается в недоразвитом объеме, устойчивости и концентрации внимания. внимание, недоразвитие слуховой памяти и навыков произвольного запоминания. Уровень сформированности познавательных процессов у первоклассников разный. По результатам проведенных диагностик были даны рекомендации родителям школьников для повышения познавательной активности младших школьников, а также рекомендации для детей со средним и высоким уровнями познавательной активности, которые выполняются при таких условиях, как: • Вести учебный процесс на оптимальном уровне развития младших школьников. • Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный настрой учебного процесса. • Благоприятное общение в учебном процессе. • Осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность младших школьников. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности ребёнка на уроке являются: • дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.); • наглядность; • творческие работы по разным предметам; • участие в предметных олимпиадах; • научно-исследовательская деятельность; • проектная деятельность учащихся; • внеклассные мероприятия по предметам; • индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов); • дифференциация (разноуровневые задания). Использование различных педагогических технологий: • игровые; • личностно-ориентированные; • развивающие; • проблемное обучение; • интегрированные уроки Таким образом, задачи нашей курсовой работы достигнуты. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробной разработке комплекса методических рекомендаций для учителей начальной школы, по развитию позновательной активности младшего школьника.  
Читать дальше
1)Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр ”Академия”, 1997. – 342 с. 2) Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников ив процессе личностно ориентированного взаимоотношения участников обучения: Автореферат. – Челябинск, 1998. – 20 с. 3) Баранова Э.А. Диагностика познавательного процесса у дошкольников и младших шокльников. - С-Пб.: Речь, 2005. - 128 с. 4) Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В. Басова. – Ростов- н/Д: “Феникс”, 2000. – 416с. 5) Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – М.: Вече; АСТ, 2000. – 592 с. 6) Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. 7) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с. 8) Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМIА, 1999. – 317 с. 9) Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М.: 10) Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с. 11) Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 13-26. 12) Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. - М.: Педагогика, 1982. - 215 с. 13) Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: АСАДЕМIА, 2000. – 421 с. 14) Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С-Пб.: Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»). 15) Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Изд. центр “Академия”,1995. – 352 с. 16) Ильясов, О. Е. Мальковская // Психология учебной деятельности школьников. - 17) Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. // Первое сентября. - №40, октябрь. – 2004. – 32 с. 18) Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с. 19) Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. – М., 2001. – 259 с. 20) Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников» /1-4/, М., Педагогическое общество России, 2000 21) Николаев В.А. Интеллектуальное развитие младших школьников. - М.: ОГУ, 2005. – 111 с. 22) Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 1996. – 161 с. 23) Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448с. 24) Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2000. – 197 с. 25) Опыт работы с учащимися 1-го класса по курсу «Интеллектика»: Методическое пособие. / А.З. Зак, О.Н. Гнездилова, М.Г. Губенко и др. – М.: Интеллект-Центр, 2006. – 104 с. 26) Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с. 27) Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с. 28) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с. 29) Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. – С-Пб: Питер, 2006. – 400 с. 30) Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с. 31) Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. -192 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Ритейл, торговые сети: торговый капитал и торговая прибыль
Количество страниц:
5
Оригинальность:
62%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Деформации правового сознания
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория государства и права
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image