Многие авторы понятие «рентабельность» отождествляют с понятиями «прибыльность» или «доходность». Однако имеются и другие точки зрения. Но все они во многом схожи и говорят о том, что рентабельность – показатель, комплексно характеризующий эффективность использования ресурсов предприятия, позволяющий оценить, какую прибыль оно имеет с каждого вложенного рубля средств. На рентабельность оказывают влияние внешние и внутренние факторы: состояние экономики страны/региона, себестоимость, качество товаров, инновационная активность, сезонность продукции, инфляция и т.д.
Для анализа эффективности деятельности предприятия используется система показателей рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют доходность разных направлений деятельности хозяйствующего субъекта (предпринимательской, производственной, инвестиционной). В зависимости от того, какой производственный показатель взят для расчета, коэффициент рентабельности характеризует ту или иную область деятельности предприятия. Виды рентабельности: общая рентабельность, рентабельность продукции; рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность собственного и заемного капитала и т.д.
Компания ООО «Спортмастер» является одной их ведущих компаний спортивных магазинов. В компании реализуется линейно-функциональная структура управления, которая на сегодняшний день отвечает масштабам и специфике деятельности торгового предприятия.
За 2019-2021 гг. отмечается повышение эффективности деятельности предприятия, что отражается в росте прибыли, выручки, общей рентабельности. В частности общая рентабельность ООО «Спортмастер» за три года поднялась с 7,52 % до 10,60 %.
При проведении анализа структуры финансовых результатов ООО «Спортмастер» было выявлено, что расходы в структуре выручки растут. Это касается себестоимости, коммерческих расходов, процентов к уплате и прочих расходов.
Факторный анализ прибыли до налогообложения показал, что ключевым фактором, благоприятно влияющим на ее повышение, является увеличение прибыли от продаж и сокращение прочих расходов. Рост прибыли от продаж, в свою очередь, находится в прямой зависимости от себестоимости. В результате того, что в 2020 году себестоимость снижалась менее существенно, чем выручка, у компании прибыль от продаж сократилась почти на 20 %.
По показателям рентабельности отмечается динамика снижения рентабельности продукции и продаж в результате того, что выручка растет медленнее, чем себестоимость. При этом рентабельность имущества и капитала ООО «Спортмастер» ежегодно увеличивается. В целом за три года:
общая рентабельность выросла с 7,52 % до 10,60 %;
рентабельность продукции снизилась с 27,65 % до 20,51 %;
рентабельность продаж упала с 13,65 % до 10,41 %;
рентабельность собственного капитала увеличилась с 17,68 % до 24,71 %, а рентабельность заемного капитала поднялась с 60,83 % до 69,14 %;
рентабельность внеоборотных активов выросла со 112,66 % до 159,66 %, а рентабельность оборотных активов увеличилась с 15,60 % до 20,55 %;
рентабельность активов выросла с 13,70 % до 18,21 %.
Факторный анализ рентабельности продукции показал, что ключевым фактором, сдерживающим более эффективное ведение деятельности, является рост себестоимости, которая приводит к падению рентабельности продаж и продукции.
В целях повышения эффективности деятельности ООО «Спортмастер» рекомендуется акцентировать внимание на внедрении системы сбалансированных показателей для компании, которая позволит снизить себестоимость компании на 0,42 % и одновременно повысить объем продаж на 0,72 %. После ее внедрения ожидается рост показателей рентабельности, что свидетельствует об эффективности разработанных мероприятий.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.