Введение.....................................................................................................................3 Глава 1. Иконостас православного храма как символ соединения земного и небесного.....................................................................................................................5 1.1. Храмы первых веков христианства. Алтарная преграда и возникновение иконостаса..................................................................................................................5 1.2.История возникновения и развития иконостаса.................................................7 Глава 2. Символика и смысл высокого иконостаса...............................................15 2.1. Иконографический состав высокого иконостаса.............................................15 2.2. Символика православного иконостаса............................................................19 2.3. Богословский смысл иконостаса.......................................................................21 Заключение...............................................................................................................25 Библиографический список.....................................................................................27

Высокий иконостас – история возникновения и богословский смысл

курсовая работа
Культура
25 страниц
51% уникальность
2022 год
257 просмотров
Петрусенко О.
Эксперт по предмету «Религиоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.....................................................................................................................3 Глава 1. Иконостас православного храма как символ соединения земного и небесного.....................................................................................................................5 1.1. Храмы первых веков христианства. Алтарная преграда и возникновение иконостаса..................................................................................................................5 1.2.История возникновения и развития иконостаса.................................................7 Глава 2. Символика и смысл высокого иконостаса...............................................15 2.1. Иконографический состав высокого иконостаса.............................................15 2.2. Символика православного иконостаса............................................................19 2.3. Богословский смысл иконостаса.......................................................................21 Заключение...............................................................................................................25 Библиографический список.....................................................................................27
Читать дальше
Актуальность. Иконостас отделяет сердце православного храма – алтарь (в Ветхом Завете Святое Святых) от верующих. Находясь в храме, верующие не просто отгорожены от алтаря, а стоят перед историей спасения человечества и перед духовным миром, заглянуть и войти в который каждый человек может благодаря множеству окон, роль которых выполняют иконы, образы иконостаса.


Большинство студентов не знают где заказать написание дипломной работы по туризму. А мы вам подскажем! Заказывайте диплом в Work5!


Знакомство с основами православного вероучения невозможно без изучения иконостаса православного храма. В иконостасе представлена вся история Христианской Церкви в художественных образах, носящих определенное символическое значение. Человек так устроен, что ему легче воспринимать через зрительные образы, особенно во время молитвы, взирая на иконы легче обрести молитвенный настрой. Актуальность темы исследования заключается в том, что через изучение истории и символики православного иконостаса активизируется интерес к духовной культуре нашего Отечества, а это чрезвычайно важно для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, от которого зависит будущее нашей страны. Ценность изучения иконостаса православного храма в том, что обучающиеся знакомятся с богатством духовной культурой и одновременно художественной культурой великого русского народа. Цель – изучить высокий иконостас – история возникновения и богословский смысл. Задачи: – рассмотреть храмы первых веков христианства, алтарную преграду и возникновение иконостаса; – изучить историю возникновения и развития иконостаса; – проанализировать иконографический состав высокого иконостаса; – изучить символику православного иконостаса; – проанализировать богословский смысл иконостаса. Объект – православный храм как центр жизни православного человека. Предмет – высокий иконостас. Гипотеза. Иконостас необходим для того, чтобы являть человеку высшую реальность бытия языком символов. Исследовательский вопрос Хронологические рамки – с кон. XIV — нач. XV вв. до XXI в. Географические рамки - весь мир, все страны, где есть православные храмы. Методология. В исследовании были использованы следующие методы: сравнительный метод; изучение нормативно-правовой базы; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод; наблюдение. Анализ источников и литературы по проблеме. Назначению и форме иконостаса посвящены труды Н. Сперовского, А. Грабара, В. Лазарева, Л. Успенского. Исследования Н.И. Троицкого основаны на святоотеческих описаниях иконостаса, Е.Е. Голубинского - на историко-церковных фактах, о. Павла Флоренского - на богословской догматике. В последние десятилетия вопросом истории и символики иконостаса занимались В.М. Сорокатый, A.A. Шамаро, Ю.Ф. Панасенко. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
Иконостас возник в Византии, но сплошной высокой стеной с иконами, расположенными в определенном порядке он стал только в России. Русский иконостас превратился в национальный символ, перекочевав из России в православные храмы других стран. Сегодня он играет не просто большую - огромную - роль, являясь ключевой скрепой православного богослужения и православного богословия. Отказ от него неизбежно повлечет за собой изменение сознания как прихожан, так и священников. Поэтому так болезненно воспринимается священнослужителями критика в адрес иконостаса и стремления его устранить. Звучит она давно, во время революций 1917 г. и 1991 года, она звучала особенно сильно. Оживление церковной жизни всегда сопровождалось попытками отказа от иконостаса или хотя бы уменьшением его высоты, как это случилось в начале прошлого века. Низкие иконостасы появились во Владимирском соборе Киева, в Марфо-Мариинской обители, в храме Воскресения Христова в Сокольниках и других храмах. Сегодня – в восстанавливаемых и вновь строящихся храмах появляются чудные низкие воздушные иконостасы. В православном богослужении нет ничего лишнего. Все его части объяснены исторически как жизнь Иисуса Христа, начиная от рождения, до Вознесения, и символически, как действия, разворачиваемые в Царстве Небесном. Алтарь, храм, притвор, действия священнослужителей – все имеет смысл, не только телесный, физический, но и символический. Иконостас, как неотъемлемая часть православного храма, тоже имеет богослужебное назначение, а значит, явные и скрытые смыслы, заложенные в него по умолчанию. По словам о. Павла Флоренского, иконостас разъединяет два литургических пространства - мир видимый и невидимый. Горний – алтарь, в котором обитают небесные силы, святые, Иисус Христос и Богородица, и дольний - среднюю часть храма (нёф), где стоит народ. Но одновременно иконостас соединяет эти миры, являя видимому миру мир невидимый. Невидимый мир является через образы, изображенные на иконостасе, через его ритм, упорядоченность, содержание. Это - огромная икона, в которой сплетено несколько смыслов, не таких простых, как кажется, и не так легко прочитываемых, как на единичной иконе. Иконостас - образ того мира, который нам, стоящим в храме, может являться только приближенно, как сквозь мутное стекло. Иконостас есть воплощенное единство церкви живых и мертвых, тех, кто видимо участвует в богослужении, и тех, кто невидимо сослужит в алтаре. Образы иконостаса, по выражению Павла Флоренского, окна, сквозь которые можно видеть святых и небожителей. Иконостас – проповедь Царства Небесного, по нему можно прочитать всю церковную историю от праотцов до сегодняшнего дня.
Читать дальше
1. Андрей Критский, преп. Великий канон (с параллельным русским переводом). М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – 240 с. 2. Бадяева Т. А. Ткани и лицевое шитье в убранстве русских храмов XV века // Проблемы истории СССР. М., 1974. – 160 с. 3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2000. – 450 с. 4. Вагнер Г. К. Византийский храм как образ мира // ВВ. 1986. Т. 47. – С. 34-145 5. Герман Константинопольский, св. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств / Пер. и предисл. Е. М. Ломизе. М., 1995. – 240 с. 6. Ефрем Сирин, преп. Творения. М., 1995. Т. 7. – 280 с. 7. Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика. / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс — Традиция, 2000. – 250 с. 8. Ильин М. А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIV– XV вв. // Культура Древней Руси. М., 1966. – 320 с. 9. Иоанна Дамаскина, св. Творения. СПб., 1913. Т. 1. – 320 с. 10. Кошеленко Г. А. Развитие христианской эстетической теории в конце II — III вв. н. э. // ВДИ. 1970. № 3. – С. 4-9. 11. Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки и пр. с примечаниями. Казань, 1885.– 220 с. 12. Максим Исповедник, преп. Мистагоги // Творения: В 2 т. М.: Мартис, 1993. Т. I. – 420 с. 13. Олесницкий А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб., 1889. – 300 с. 14. Платон (Игумнов), архим, проф. Почитание Креста, икон и мощей // О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М.: Изд. Московской патриархии, 1991. – 290 с. 15. Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас. Происхождение — Развитие — Символика / Ред.-сост. А. М. Лидов. М.: Прогресс — Традиция, 2000.–С. 34-196.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Организация интегрированных маркетинговых коммуникаций и оценка их влияния на результативность коммерческой деятельности ООО «Фкус»
Количество страниц:
20
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Маркетинг
курсовая работа
Воспитание ловкости у сноубордистов старшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Количество страниц:
30
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Физкультура
реферат
В.Г Распутин. Тема человеческого одиночества в повести «Уроки французского»
Количество страниц:
13
Оригинальность:
96%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image