Введение….………………………………………………………………….3
1. Теория вежливости П.Браун и С. Левинсона..……………..….…….5
2. Постулаты вежливости Дж. Лича………………………………………10
Заключение……..….……………………………………………….…….18
Список литературы……………………………………….………………..20
Читать дальше
На основании рассмотренного материала мы можем сформулировать следующие выводы. Прежде всего, стоит сказать, что явление речевой вежливости оценивается современными лингвистами как одно из перспективных и важных направлений в исследовании коммуникативной деятельности, на что указывает, в частности, возрастающий интерес к анализу данного феномена.
Одной из классических считается на данный момент теория речевой вежливости, разработанная исследователями П. Браун и С. Левинсона. В основе данной концепции лежат понятия «позитивного лица» и «негативного лица», в соответствии с которыми авторы предлагают разделять всю совокупность стратегий речевой деятельности на «позитивные» и «негативные». Позитивные стратегии подразумевают манипулирование компонентами положительного образа участников речевой ситуации. Негативные стратегии предполагают недопущение компонентов негативного образа при помощи соблюдения определенных речевых «табу» и ряда других приемов языкового выражения. Теоретическая модель П. Брауна и С. Левинсона вызывает немалые дискуссии среди исследователей. Одним из моментов, вызвавших критику, стало акцентирование внимание на негативных стратегиях речевой деятельности, в силу которого рассматриваемая концепция находит более широкое применение на материалах англо-американского речевого дискурса. Данное обстоятельство связано с преобладанием в данной языковой традиции негативных стратегий речевой вежливости. Теория П. Браун и С. Левинсона в дальнейшем была подхвачена и дополнена другими исследователями. На сегодняшний день, она является одним из продуктивных методов анализа явления речевой деятельности в различных национально-языковых дискурсах.
Вторая из рассмотренных нами теорий была разработана профессором Дж.Н. Личем, сочетавшим в рамках предложенного им подхода принцип сотрудничества (кооперации) и принцип вежливости. В то время как предшественники автора рассматриваемой теории делали акцент на моментах, связанных с реализацией принципа сотрудничества в контексте речевой деятельности, Дж.Н. Лич основное внимание уделил принципу вежливости, предложив оригинальную классификацию постулатов и максим, регулирующих стратегии речевой вежливости в различных языках и культурах. Прагматика речевой вежливости состоит в достижении актантами речевой деятельности коммуникативной цели. Роль постулатов и максим заключается в регулировании коммуникативного поведения собеседников, осуществляемом посредством взаимосвязанных рекомендаций или предписаний, строгость и интенсивность которых варьируется, в зависимости от речевой традиции. Предложенная Дж.Н. Личем концепция характеризуется детальной разработанностью, гибкостью и универсальностью, позволяющими применять ее к широкому спектру коммуникативных контекстов и национальных языковых культур.
Суммируя рассмотренный материал, можно заключить, что вопрос о выборе методологии для описания и анализа стратегий речевой деятельности продолжает в значительной степени оставаться предметом дискуссий. Каждая из рассмотренных концепций имеет свои преимущества, однако ни одна из них не может, на сегодняшний день, рассматриваться в качестве исчерпывающей модели, объясняющей функционирование и логику стратегий речевой вежливости.
Читать дальше
1. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. – М.: Прогресс, 1985. – С.217– 237.
2. Кастлер Л. Негативная и позитивная вежливость: различные стратегии речевого взаимодействия // Агрессия в языке и речи. – М., 2004. – С. 9 – 19.
3. Ратмайр Р. Прагматика извинения. – М.: Языки славянской культуры, 2003.
4. Brown P., Levinson S. Politeness: Some universal in language usage. Cambridge, 1987.
5. Goffman E. On Face-Work: An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction / E. Goffman, Interaction Ritual: Essays on Face-to Face Behavior. – New York: Pantheon Books, 1967. —270 p.
6. Leech G.N, Larina T. Politeness: West and East // Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика, 2014. – № 4. – С. 9–34.
7. Leech G.N. Principles of Pragmatics. London, NY: Longman, 1983. 250 p.
8. Levinson S. C. Activity types and language / Talk at work: Interaction in institutional settings // P. Drew, J. Heritage (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992. – P. 66–100.
9. Levinson S. C. Putting linguistics on a proper footing: Explorations in Goffman’s participation framework // Goffman: Exploring the interaction order / P. Drew, A. Wootton (eds.). Oxford: Polity Press, 1988. – P. 161– 227.
10. Yokoyama O.T Disbelief, lies, and manipulations in a Transaction Discourse Model // Argumentation. 1988. №2.
Читать дальше