Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конфуций как философ…………………………………………………5
1.1 Главные моменты биографии Конфуция………………………………….5
1.2 Базовые установки конфуцианской философии…………………………...11
Глава 2. Отдельные аспекты учения о человеке по Конфуцию………………16
2.1 Человек как явление по представлениям Конфуция………………………18
2.2 Человек в обществе по представлениям Конфуция……………………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Читать дальше
Учение Конфуция, возникшее на концепциях древнекитайских религиозных и философских учений, тем не менее, чрезвычайно ощутимо различается от них, а по некоторым вопросам даже вступает в противоречие.
Одним из таких противоречий является убеждение о первостепенности социальных отношений в их приоритете перед природой. Если древнекитайские учения полагают совершенным заведенный в природе порядок и, как следствие, идеальным все, что создано не трудом человека, то Конфуций первым подверг это сомнению, тем самым доказал свои утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке.
Предметом первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество также конкретный живой человек. Одним из первых Конфуций дал свое объяснение силам, движущим человеком.
Давая это объяснение, он ввел ряд совершенно новых понятий, неизвестных ранее. Некоторые из них, такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь, на долгое время определили не только параметры развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации.
Впервые в истории культуры была создана реалистичная модель безупречного человека, оказавшая большое влияние на форму национального характера и духовной жизни китайской нации.
В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций высказал мысль о том, что главное в жизни, то есть то, к чему необходим стремиться человек, не замыкается на достижении личной гармонии с природой, а включает в себя прежде всего обретение гармонии с самим собой и соразмерности с обществом.
Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о том, что главное для человека - гармония с себе подобными. Высказав это предположение, он связал воедино совершенно разные до него области человеческой исследовательской деятельности - государство, общество и, наконец, самого человека.
Три его учения связаны едиными понятиями, переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении новые свойства. Одним из первых Конфуций создал реальную модель государственного устройства, способную воплотиться в жизнь при наличии определенного уровня духовного развития общества.
Таким образом, создав свое учение, Конфуций стал первым человеком, который высказал и подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества.
После ознакомления всевозможной литературы становится понятно, что для Конфуция совершенствование собственной добродетели, моральное самосовершенствовании, было основой достижения всеобщего мира. Умиротворение Поднебесной стало искомой целью конфуцианцев невзирая на то, что значительная часть истории Китая прошла в войнах.
Таким образом, актуальность выбранной темы была обоснована. Задачи выполнены, цели, поставленные вначале работы были достигнуты: рассмотрены базовые конфуцианские идеи и их историческая трансформация.
Читать дальше
1. Антология мировой философии: в 4 т. - М.: Мысль, 1969-1972.
2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. — М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
3. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.: Наука, Издательская фирма Восточная литература, 1993. - 440 с.
4. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. — 503 с.
5. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии: Пер. с китайского. — Спб.:«Евразия», 1998. — 376 с.
6. Го Мо-жо. Философы древнего Китая: (Десять критич. статей): Пер. с китайского. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961. - 738 с.
7. Древнекитайская философия: собрание текстов: в двух томах. – М.: Мысль, 1972-1973.
8. Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 356 с.
9. Китайская философия: энциклопедический словарь. - М., 1994. - 573 с.
10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2000-2001.
11. Человек: философско-энциклопедический словарь / Российская акад. наук, Ин-т человека; Сост.: В. Д. Жирнов и др. - М: Наука, 2000. - 514 с.
Читать дальше