ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Понятие «познавательный интерес» младших школьников в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Учебная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников 11 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30 2.1 Выявление уровня познавательного интереса младших школьников 30 2.2 Содержание работы активации учебной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников 41 2.3 Динамика развития познавательного интереса у младших школьников 48 Выводы по второй главе 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Активизация учебной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
67% уникальность
2022 год
30 просмотров
Зайцев Д.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6 1.1 Понятие «познавательный интерес» младших школьников в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Учебная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников 11 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АКТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 30 2.1 Выявление уровня познавательного интереса младших школьников 30 2.2 Содержание работы активации учебной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников 41 2.3 Динамика развития познавательного интереса у младших школьников 48 Выводы по второй главе 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61 ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Читать дальше
Стремительные перемены в современном мире бросают вызов в образовании. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) ведущая цель образования заключается не просто в передаче знаний обучающимся, а в формировании активной личности, которая может самостоятельно стравить и решать учебные задачи [19]. Исходя из этого современный учитель ставит перед собой задачу формирование у обучающихся личностных качеств, которые лежат в основе стремления к познавательному интересу для того, чтобы они были готовы в жизни статься активными участниками научных, технических и социальных процессов. Современному педагогу необходимо наполнять учебную деятельность увлекательным по содержанию, которая является не только неисчерпаемым источником для воздействия на познавательный интерес у младшего школьника, но давал все необходимые знания, умения и навыки. Познавательный процесс возникает у детей младшего школьного возраста в процессе системно-деятельностного подхода. Вместе с тем, познавательные процесс – это личностное образование, не сводимое к определённым свойства и проявлениям [12]. Интерес тесно взаимодействует с эмоциональной сферой человека. Довольно сложно удовлетворить интерес, который вызывает отрицательные эмоции. Но если человек выполняет деятельность, которая вызывает у него интерес, то проявляются и положительные эмоции. В психолого-педагогической литературе отмечены общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся.


Чтобы заказать написание дипломной работы по философии нужно всего лишь заполнить форму заказа. Переходите по ссылке, заполняйте форму и мы поможем вам с написанием диплома!


Установлено, что интерес может проявляться как к содержанию учебного материала, так и к организации учебной деятельности. Психологи говорят о том, что активная учебная деятельность способствует развитию познавательного интереса. Имеются различные точки зрения при рассмотрении сущности познавательного интереса педагогами и психологами. Одни ученые под познавательным интересом понимают стремление человека обращать внимание на что-нибудь, познавать различные предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин). Познавательный интерес, как избирательное отношение личности к окружающему миру рассматривает Г.И. Щукина. Исследованием психологической природы интереса занимались: М.Ф. Беляев, Л.А. Гордон, И.М. Цветков. Познавательный интерес, как мотив изучали: А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, а другие как отношение личности В.Н. Мясищев и И.А. Букреева. Как важное средство обучение познавательного интереса исследовали: Г.И. Щукина и И.Г. Бабанский. ФГОС НОО под познавательным интересом определяют избирательную направленность личность на предметы и явления окружающей действительности. В психолого-педагогической литературе за основу развития познавательного интереса в учебной деятельности младших школьников определяют дидактические и интеллектуальные игры, так как по средствам их происходит процесс психического и интеллектуального развития. Цель исследования – выявить и проверить эффективность педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников в процессе активизации учебной деятельности. Объект исследования – познавательный интерес младших школьников. Предмет исследования – процесс активизации учебной деятельности по развитию познавательных процессов младших школьников. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что активация учебной деятельность по развитию познавательного интереса младших школьников будет более успешнее, если использовать в учебном процесс проектно-исследовательскую работу. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме активизации учебной деятельности по развитию познавательного интереса младших школьников; 2. Выявить критерии и показатели развития познавательного интереса младших школьников; 3. Разработать комплекс проектно-исследовательской работы для активации учебной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников; 4. Обобщить результаты исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: 1. Анализ психолого-педагогической литературы. 2. Психодиагностические методы. 3. Качественный и количественный анализ полученных данных. 4. Методы математической статистики. Психологический инструментарий: таблицы, графики. База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение (ГБОУ) города Москвы «Школа № 1788». 4 «В» класс. Практическая значимость: данные исследования могут быть использованы для работы педагогами начальной школьной в реализации учебной деятельности.  

Читать дальше
Актуальность вопроса воспитания познавательного интереса у младших школьников объясняется тем, что в этом возрасте закладываются основы познавательной деятельности и от того, насколько успешно будет организован процесс воспитания познавательного интереса во многом зависит дальнейшее обучение детей. В начале исследования нами была сформулирована его цель: выявление, обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования дидактических игр для воспитания познавательного интереса у младших школьников. Для достижения цели поставлены задачи. В ходе исследования был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования дидактических игр для воспитания познавательного интереса у младших школьников. В результате анализа были сделаны следующие выводы. На значимость воспитания познавательного интереса у младших школьников указывают исследования психологов, педагогов, а также требования ФГОС НОО, в котором в качестве одного из основных результатов начального образования предусматривается любознательности, активности и заинтересованности в познании окружающего мира. Воспитание познавательного интереса зависит от качественной организации образовательного процесса. При этом должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, к которым относятся их высокая эмоциональность, стремление получить новые знания, активность на уроках. В то же время произвольность волевых и мыслительных процессов, навыки рефлексии, умение планировать учебную деятельность у младших школьников сформированы еще не достаточно. Познавательный интерес рассматривается учеными психологами, педагогами как синтез сложных личностных процессов, связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. В структуре познавательного интереса младших школьников выделяются эмоциональный (положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности), волевой (сосредоточенность на учебном процессе) и когнитивный (направленность на познание) компоненты. В младшем школьном возрасте познавательный интерес проявляется в познавательной активности, то есть стремлении младших школьников принимать и осваивать новые знания и умения. Для воспитания познавательного интереса в начальной школе применяются разнообразные методы и педагогические приемы. К приемам, стимулирующим эмоциональную направленность на познание, относятся создание ситуации переживания, удивления, занимательности. Все эти характеристики соответствуют дидактической игре. Дидактические игры способствуют воспитанию познавательной активности, интереса к изучаемому предмету, помогают сформировать детский коллектив. Дидактические игры могут быть включены в разные этапы урока, полностью занимать весь урок, использоваться во внеурочной деятельности. Современные игровые технологии предусматривают новые виды игр, в том числе квесты. Для того, чтобы дидактическая игра стала действенным условием воспитания познавательного интереса педагогу важно при разработке таких игр соблюдать их структуру. В качестве необходимых компонентов дидактической игры выступают дидактическая задача, учебная задача, правила игры, ход игры, подведение результатов. Практическая часть исследования включала три этапа: на начальном этапе был подобран диагностический материал и проведено исследование познавательного интереса младших школьников, на следующем этапе – подобраны дидактические игры для включения в уроки математики, разработан урок на основе игры-поручения, разработана игра-квест для проведения во внеурочное время, на контрольном этапе исследования было проведено повторное анкетирование учащихся с целью выявления динамики развития познавательного интереса. В практической части исследования было проведено анкетирование младших школьников, позволяющее определить уровень познавательного интереса, отношения к школе. В результате анализа заполненных учащимися анкет мы пришли к выводу, что большинство детей в классе положительно относится к учебной деятельности, но в то же время важно для повышения познавательной активности включить в учебный процесс игровые технологии. С этой целью были разработаны методические рекомендации по проведению дидактических игр на этапе проведения устного счета (математическая эстафета, тишина, кроссворды), урок в форме игры-поручения, игра-квест «В поисках утраченного времени». Во время проведения игр было отмечено, что они повышают интерес детей к учебной деятельности, способствуют тому, что ученики быстрее включаются в ученый процесс, сохраняют интерес к познавательной деятельности на протяжении длительного времени, стремятся к самостоятельному поиску дополнительной информации. На контрольном этапе исследования было проведено повторное изучение познавательного интереса младших школьников, а также сравнительный анализ результатов, полученных до и после проведения занятий с использованием дидактических игр. В результате был сделан вывод о положительной динамике развития познавательного интереса в исследуемом классе. Что может являться подтверждением выдвинутой в начале исследования гипотезы. Таким образом, поставленная в начале исследования цель была достигнута, сформулированные задачи решены. Выдвинутая в начале исследования гипотеза получила как теоретическое, так и практическое подтверждение.
Читать дальше
1. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной образовательной школе [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение. – 2015. – 652 с. 2. Беляев, М.Ф. Психология интереса [Текст] / М.Ф. Беляев. – М.: Просвещение. – 2014. – 451 с. 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Педагогика. – 2009. – 526 с. 4. Букреева, И.А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / Л.И. Букреева // Молодой ученый. – 2014. - №8. – С. 29-112. 5. Васильева, М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета в младших классах [Текст] / М.В. Васильева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. - №3. – С. 29-106. 6. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и воспитание [Текст] / Ф.Н. Гоноболин. – М.: Психология и педагогика. – 1999. – 625 с. 7. Гордон, Л.А. Психологические основы воспитания интересов у школьников [Текст] / Л.А. Гордон. – Киев: Ряданька школа. – 2000. – 456 с. 8. Измайлова, И.Н. Понятие познавательный интерес. Развитие познавательного интереса на уроках в школах с углубленным изучением английского языка [Текст] / И.Н. Измайлова // Образование и наука в Ромми и за рубежом. – 2015. - № 2. – С. 23-106. 9. Ильенко, Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах [Текст] / Л.П. Ильенко // Начальная школа Казахстана. - 2008. - №7. – С. 16-103. 10. Ковалев. А.Г. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / А.Г. Ковалев, О.Б. Логинова. – М.: Просвещение. – 2014. – 325 с. 11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение. – 2011. – 526 с. 12. Лозовая, В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности: Автореф. дис. д-ра пед. наук. [Текст] / В.И. Лозовая. – М.: Просвещение. – 2017. – 99 с. 13. Маклаева, Э.В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач [Текст] / Э.В. Маклаева, Е.К. Дмитриева // Молодой ученый. – 2017. – №14. – С. 29 – 133. 14. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. – М.: Знание. – 2016. – 526 с. 15. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношении человека [Текст] / В.Н. Мясищев // Ученые записки ЛГ. Философские науки. – 2014. - №16. – С. 22-99. 16. Рубиштейн, А.В. Основы общей психологии [Текст] / А.В. Рубиштейн. – СПб.: Издательство «Питер». – 2014. – 412 с. 17. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения [Текст] / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика. – 1971. – 523 с. 18. Сластенина, В.А. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Издательский центр "Академия". – 2002. – 412 с. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Новая редакция) [Текст] / Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). СПС Консультант Плюс. 20. Цветков, И.М. Интерес и динамика его развития у учащихся [Текст] / И. М. Цветков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №12. – С. 20-111. 21. Школьникова, М.В. Условия формирования дидактического игрового пространства в начальной школе [Текст] // Наука и школа. – 2019. – №6. – С. 20-104 22. Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. - 1972. – 412 с. 23. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение. – 2006. – 651 с. 24. Якимова, М С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - №4. – С. 22-124. 25. Янбулатова, Р. Ф. О воспитании у детей познавательных интересов [Текст] / Р. Ф. Янбулатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 25-158.  
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Употребление герундия в различных функциях
Количество страниц:
22
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Английский
курсовая работа
Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации грабежа
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Уголовное право
дипломная работа
Порядок учёта кассовых операций, документация и синтетический учёт
Количество страниц:
40
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image