ВВЕДЕНИЕ………………………..………..…………………….....….......3
Глава 1. Теоретические основы инвестиционно- инновационной деятельности………………………………………………………………………5
1.1 Понятие, сущность инвестиционно-инновационной деятельности и их роль в экономике…………………………………………………………….5
1.2 Основные цели и задачи инвестиционно-инновационной деятельности………………………………………………………………………8
1.3 Виды и методологические подходы к оценке инвестиционно-инновационной деятельности……………………………………………………9
1.4 Нормативные акты, регулирующие инвестиционно-инновационную деятельность ………………………………………………….11
1.5 Показатели инновационной и инвестиционной активности……….14
Глава 2. Инвестиционная деятельность и её проблемы в России, США и Китае……………………………………………………………………………...18
2.1 Инвестиционная деятельность в России на современном этапе и ее основные проблемы……………………………………………………………...18
2.2 Инвестиционная деятельность в США на современном этапе и ее основные проблемы……………………………………………………………...22
2.3 Инвестиционная деятельность в Китае на современном этапе и ее основные проблем……………………………………………………………….25
2.4 Значение и использование опыта инвестиционно-инновационной деятельности зарубежных стран для РТ………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………..…………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...38
Читать дальше
Итак, по итогам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В целом по итогам исследования источников финансовых ресурсов инвестиционной деятельности были выявлены следующие проблемы:
— зависимость капиталовложений предприятий от их собственных фондов инвестиций, что создает угрозу ведения инвестиционной деятельности в условиях неопределенной экономической ситуации и требует изменить структуру источников финансовых ресурсов;
— недостаток бюджетного финансирования инвестиций, являющихся локомотивом для привлечения частного капитала с помощью реализации инфраструктурных проектов;
— наличие ряда барьеров к наращиванию доли банковского инвестиционного кредита в структуре источников инвестиций: высокие ставки, незаинтересованность банков в долгосрочном кредитовании, непостоянные условия ведения хозяйственной деятельности, повышающие риски как для предприятий, так и для кредитных институтов.
Решению выявленных по результатам анализа проблем инвестиционной деятельности и обеспечения экономики РФ инвестиционными ресурсами, на наш взгляд, будет способствовать реализация ряда мер государственной политики по следующим направлениям.
1. Корректировка денежно-кредитной политики.
Активизация инвестиционной деятельности требует внесения изменений в осуществляемую денежно-кредитную политику, а именно:
1) Использование целевой кредитной эмиссии облигаций федерального займа для увеличения объемов денежной массы в экономике, что расширит доступ хозяйствующих субъектов к финансовым ресурсам для инвестирования. Например, Федеральная резервная система США применяла эмитированные средства для реализации облигационного займа Министерства финансов, направленного на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
2) Отказ Банка России от режима таргетирования инфляции, существенно замедляющего инвестиционную активность, и переход к режиму поддержания экономического роста, для чего целесообразно сокращать объемы средств, привлекаемых на депозиты Банка России и покупку его ценных бумаг.
3) Постепенное снижение ключевой ставки Банка России до 0,5%, что будет способствовать большей востребованности инвестиционного кредита, который станет основным источником капиталовложений для предприятий.
4) Сокращение объемов инвестиций в зарубежные активы и направление этих средств в российскую экономику на основе изменений в чистой международной инвестиционной позиции (ЧМИП) как источника инвестиционных ресурсов, что позволит обеспечить поддержание нормы накопления на уровне 30-35% в течение трех лет. Это особенно актуально в условиях постоянного внешнеполитического и внешнеэкономического давления на РФ, поскольку активы могут быть заблокированы в любой момент. По оценкам ученых ИЭОПП СО РАН, средств от приравнивания ЧМИП к нулю достаточно для обеспечения российской экономики инвестициями на уровне 30-35% от ВВП на три года.
Добавим, что выравнивание инвестиционного процесса с использованием инструментов денежно-кредитной политики потребует усилий не только от Банка России, но и от Министерства финансов, институтов законодательной власти, налоговых органов.
2. Расширение бюджетно-налоговых льгот для поддержки инвестиционной деятельности и НИОКР.
Стимулированию роста объемов капиталовложений и повышению нормы накопления способствует совершенствование бюджетно-налоговой политики в области инвестиций и НИОКР. Введение пакета дополнительных бюджетно-налоговых мер, направленных на стимулирование инвестиций и расходов на НИОКР, позволит не только преодолеть долгосрочные стагнационные процессы в российской экономике, но и повысить устойчивость бюджетной системы за счет роста налоговой базы будущих периодов. Предлагаемый набор мероприятий состоит в следующем:
— создание специального налогового режима для предприятий, проектирующих и производящих высокотехнологичную продукцию, в т. ч. образованных и функционирующих в рамках Национальной технологической инициативы, что даст возможность увеличить привлекательность венчурных проектов за счет снижения ряда инвестиционных рисков и выйти на российский рынок большему числу частных инвесторов;
— расширение льгот в рамках «патентного окна» путем снятия с предприятий фискальной нагрузки в виде налога на прибыль, стимулирующих рост инновационно-инвестиционной активности за счет повышения рентабельности НИОКР;
— возврат отмененной ранее инвестиционной налоговой льготы, заключающейся в освобождении предприятий от налогообложения части налоговой базы при условии инвестирования средств в расширение и модернизацию основных фондов производственного назначения.
Читать дальше
1. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ
2. Федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации" от 07.04.1999 N 70-ФЗ
3. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 16 июня 1999 г. N 4125-II ГД "О проекте федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике"
4. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / Под ред. И.Н. Мысляевой, Н.П. Кононковой. – М.: Издательство Мос-ковского университета, 2010. – 440 c.
5. Инвестиционная и инновационная деятельность на малом предприятии: / Сост. О. А. Юшков– Иркутск: Изд-во БГУ, 2016.–с.20
6. Ланьшина, Т.А. Инновационный сектор США: государственная политика и тенденции последних лет / Т. А. Ланьшина // Управленческое консультирование. – 2017. - №6 (102). – С. 73-87.
7. Ланьшина, Т.А. Тенденции развития национальной инновационной системы России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2017. - №3(9). – С. 72-83.
8. Основы инновационной деятельности: Учебное пособие / Под общ. Ред. Проф. Б.И. Бедного. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2014. – 303 с.
9. Основы инновационного проектирования: учебное пособие / В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало. Ульяновск, 2010: УлГТУ.
10. Основы финансового менеджмента, 12-е издание: Пер. с англ. — М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2008. — 1232 с: ил. — Парал. Тит. Англ.
11. Правовые основы инновационной деятельности: Учебное пособие./ Костенко М.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012. – 72 с.
12. Реймер, В. Инновационная система России: проблемы управления и перспективы / В. Реймер, А. Бреусов // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2013. – № 2. – С. 3-6.
13. Современные тренды инновационного развития экономики: Коллективная монография/ Я.В. Коженко, А.В. Катаев, Т.М. Катаева, Н.В. Лихолетова, Е.Л. Макарова, Л.В. Шаронина; Под ред. Я.В. Коженко. – Уфа: «ОМЕГА САЙНС», 2016. – 108 с.
14. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В.В. Жариков. – Тамбов : Изд-во Тамб. Гос. Техн. Унта, 2009.
15. Цифровизация и бытие: коллективная монография / Под ред. Ю.М. Осипова, М.И. Лугачева, Т.С. Сухиной, Т.Н. Юдиной. — М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021. — 218 с.
Читать дальше