Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в ст. 1 закрепляет основные характеристики России как правового, демократического государства, имеющего федеративное устройство. Видится необходимым рассмотреть указанные признаки, служащие основой для функционирования государственной власти на всех уровнях.
Признак, характеризующий Россию как правовое государство, складывается из ряда элементов. Во-первых, Российская Федерация признает верховенство права и верховенство закона в общественной и государственной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
Во-вторых, важным показателем правового государства является равенство всех перед законом. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ).
И, наконец, в-третьих, Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Установление в качестве основы государственно-территориального устройства федеративной модели указывает на сохранение баланса власти между федеральным центром и субъектами. Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в Конституции РФ (ч.3 ст.5).
При проведении обыска нередки случаи конфликтных ситуаций, которые непременно могут спровоцировать попытку посягательства на жизнь и здоровье сотрудников таможенных органов со стороны обыскиваемого лица или его родственников. Следовательно, сотрудники таможенных органов, проводящие обыск, должны постоянно контролировать обыскиваемое лицо и лиц (предметы) на обыскиваемом объекте.
В связи с указанной причиной в целях обеспечения собственной безопасности в состав участников обыска включаются сотрудники правоохранительных подразделений таможенных органов. Таким образом, индикаторы профилей риска включают такие свойства личности, как: социальные (гражданство, национальность, социальный статус, статус участника внешнеэкономической деятельности и др.), психологические (наличие или отсутствие знаний у лица о наименовании и количестве перевозимых им товаров и цели их использования), биологические (пол и возраст физического лица) и психофизиологические (сигналы невербальной информации).
Данные свойства необходимо учитывать при планировании и проведении следственных действий (в первую очередь, допроса и обыска) и иных процессуальных действий, входящих в план расследования по конкретному уголовному делу, связанному с нарушением таможенного законодательства.
Особенности моделирования системы органов государственной власти субъекта РФ зависят от его правового статуса. Республики, автономные округа и автономная область отличаются по объёму полномочий и особенностям национального состава, невзирая на установленный в ч.4 ст.5 Конституции РФ принцип равенства во взаимоотношениях с федерацией.
Особенность конституционно-правового статуса автономных областей и округов состоит в том, что они могут входить в состав Федерации в качестве ее равноправных субъектов либо непосредственно, либо через край или область, составными частями которых они являются. Автономные округа часто называют «матрешечными субъектами», так как, с одной стороны, они полноправные субъекты Российской Федерации, с другой стороны - части других субъектов.
Наличие сложноустроенных субъектов подчеркивает особенность российского федерализма, его развивающуюся сущность. Молодость современной модели обуславливает возникающие проблемы, однако равноправие субъектов, закреплённое конституционно, должно оставаться незыблемым принципом, на основе которого строится и система органов государственной власти того или иного субъекта.